Искусство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

Человек осваивает окружающий мир не только с помощью разума в форме научных истин, но и посредством чувств, чувственных переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания, занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Общее понятие искусства…………………………………………………….4-5
2. Гипотезы генезиса искусства………………………………………………..6-8
3. Социальные функции искусства ……………………………………………9-11
4. Проявление искусства в различных сферах культуры…………………….12-15
5. Классификация искусств…………………………………………………….16-18
6.Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии…….19-22
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

Эвристическая функция. Создание художественного произведения –  это опыт творчества – сосредоточение творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры чувств и  высоты идеалов, глубины мыслей и  мастерства. Освоение художественных ценностей – тоже творческая деятельность. Само искусство несет в себе удивительную способность пробуждать мысли и  чувства, заложенные в художественном произведении, и саму способность  к творчеству в универсальном  проявлении. Воздействие искусства  не исчезает с прекращением непосредственного  контакта с художественным произведением: продуктивная эмоционально-психическая  энергия охраняется как бы "в  запасе", входит в устойчивый базис  личности.

Воспитательная функция. В искусстве выражена вся система  человеческих отношений к миру –  нормы и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрителем художественного  произведения есть сотворчество, оно  выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в  их гармоническом взаимодействии. В  этом состоит предназначение воспитательной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.

К закономерностям функционирования искусства относятся такие особенности: развитие искусства не носит поступательного  характера, идет как бы толчками; произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и имеют  субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя; художественные шедевры  неподвластны времени и относительно независимы от меняющихся групповых  и национальных вкусов; искусство  демократично (оно воздействует на людей независимо от их образования  и интеллекта, не признает никаких  социальных перегородок); подлинное  искусство, как правило, гуманистически ориентировано; взаимодействие традиций и новаторства.

Таким образом, искусство  представляет собой специфический  вид духовной деятельности людей, для  которой характерно творческое, чувственное  восприятие окружающего мира в художественно-образных формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Проявление искусства в различных сферах культуры.

Культура - целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Так, проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться  в нескольких аспектах. Во-первых, это  политика государства в отношении  искусства и его творцов: возможное  ограничение свободы творчества, введение цензуры, финансирование средств  из государственного бюджета на развитие художественных институтов. Во-вторых, это проведение идеологических установок  через искусство с определенными  целями. Примером может служить метод  социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы (критерии: простота, доступность, массовость, народность, партийность, выражение интересов  пролетариата), театрализация политической и общественной жизни, распространенная во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства. И в-третьих, - отношение  творцов искусства к политическим событиям в стране.

Взаимодействие искусства  и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием  культуры: это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Известный  философ М. Мамардашвили считал, что  благодаря искусству происходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать  и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая  и создавая свои произведения, в  той или иной форме доносит  до нас не только свои чувства, но и  свои представления о мире, которые  могут либо отражать мировоззренческие  взгляды эпохи, либо противостоять  им в периоды кризисов. Именно с  этой позиции следует рассматривать  соотношение философии и искусства.

Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают  самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство. У  религиозного искусства свои закономерности; оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными  канонами, то есть регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено. Мы не знаем имен художников, расписавших стены буддийских пещерных храмов Аджанты, авторов икон, которые различаем лишь по специфической манере новгородской, псковской или московской Школ, неизвестны и мастера, создавшие прекрасные арабески мусульманских орнаментов. Религиозное искусство отличается особой символичностью. В буддийской культуре символом Будды могут быть цветок лотоса (легенда повествует: как только принц Гаутама сделал свои первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок лотоса); лошадь, бык, лев и слон - воплощения Будды в других жизнях. В православной культуре церковь, построенная в виде продолговатого корабля - Ноев Ковчег, который "ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном"; в виде многоугольника, как бы звезды, означает, что "церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире".

И религия и искусство  обращаются к самым тонким струнам  человеческой души. Не случайно во время  расцвета художественной культуры в  эпоху Возрождения именно через  религиозные сюжеты утверждались гуманистические  идеалы. Проблема соотношения отдельных  элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого  мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки  и искусства.

В XXI веке человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональным. В античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин "techne" означал и "науку", и "ремесло", и "искусство". Аристотель, противопоставляя науку, искусство, с одной стороны, и ремесло, с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения. Но наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности - это только одна из его граней наряду с другими - эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства - человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: "Как живопись XV - XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода - к геометрии... Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы". В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой перспективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, в соответствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Галилей). Противопоставление этих двух способов познания - научного и художественного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, гуманизуя саму науку.

XX век называют веком  техники и интеграции. В этой  связи актуализируется проблема  соотношения искусства и техники.  Именно в современную эпоху  появляются художественная фотография, кино, телевидение, эстрада, светомузыка.  Благодаря технике расширяются  "языковые", выразительные возможности  искусства. Театр - это уже не  только игра актера и мастерство  режиссера, но и световое, музыкальное  оформление спектакля. Иногда  в театральных постановках используются  лазеры, слайды, кино, топография. В  музыке появляется новый способ  звукоизвлечения - электронный. "Интонационный  словарь эпохи пополняется за  счет утверждения в музыке  шумового элемента и появления  сферы урбанистического звучания.

Стремительное развитие вычислительной техники и технологии, а также  использование компьютеров дали возможность получить необычное  звучание при помощи электронных  синтезаторов. Возникновение "электронной  музыки" было подготовлено не только техническим прогрессом, но и изменением в самом художественном мышлении, которое становится более синтетичным, отражая интегративные процессы техногенной цивилизации. В последних  компьютерных синтезаторах - видеосинтезаторах - в основе работы лежит принцип  перевода электронного звучания в визуальные формы. Так, уже в начале 80-х годов  американский композитор Д. Берман в  своих сочинениях использует видеосинтезатор  для перевода электронных звуков в цветовые пятна.

Еще один "синтетический" вид творчества - мульти-медиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Первая попытка подобного творчества была предпринята на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. в павильоне фирмы "Филиппе". Данная композиция получила название "Электронная поэма": три искусства - архитектура (специально построенный павильон по проекции греческого архитектора Ксенакиса), цветовые проекции (разработанные французским архитектором Ле Корбюзье, ему же принадлежит и общий замысел) и электронная музыка (написанная американским композитором, экспериментатором в области электронной музыки Варезом) - оставаясь самостоятельными и действуя параллельно, объединились в единое целое. В мульти-медиа искусство может сливаться с окружающей средой, природой, музыка наполняется шумами повседневной жизни, в "исполнении" используются различные средства - звуки, картины, запахи, краски. Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры.

 

 

5.     Классификация искусств.

Искусство, как важнейшая  часть культуры, находит свое выражение  в безграничном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых  – от наскального рисунка или  примитивного танца до грандиозного "шоу" или киносериалов современности  – неуклонно увеличивается по мере роста эстетического сознания человечества. При этом его развитие идет по линии создания все более  комплексных, синтетических искусств, к примеру, слияния с техникой, на основе эстетизации человеческого  бытия. Поэтому дать стройную и законченную  классификацию видов современного искусства достаточно трудно.

Традиционная эстетика делит  художественные произведения, прежде всего, по признаку их отношения к  категориям пространства и времени, на две большие группы: пространственные и временные. В соответствии с  этим критерием, к первой группе относятся  такие виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движения: архитектура, скульптура, живопись, графика  и т. п. Ко второй – музыка, балет, театр, другие виды "зрелищного" искусства. Однако легко заметить, что подобной "жесткой" классификации подчиняются  далеко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно было бы назвать пространственно временными.

К какому виду искусства  отнести художественную литературу? Это и недвижимая книга, и сама жизнь, воспринимаемая и переживаемая читателем во времени и пространстве. Даже такой подвижный вид искусства  как танец в индийской хореографии  на наших глазах превращается вдруг  в живую скульптуру; а некоторые  поэты, например, Маяковский, Цветаева, Вознесенский и др., нередко прибегают  к так называемой "визуальной", или графической, поэзии, оформляя свои стихи столбиком, крестом, лесенкой, кругом и т. п. и внося во "временное" искусство поэзии выразительный "пространственный элемент.

Собственно классификация  выделяет разновидности искусства  – изобразительное, музыкальное, "синтетическое", "техническое", декоративно-прикладное и др.

Изобразительное искусство  воздействует на человека визуально, т. е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило. Имеют предметную (материальную) форму  и не изменяются во времени и пространстве (за исключением случаев порчи  и гибели). Живопись, скульптура, монументальное искусство, а также в значительной мере декоративно-прикладное искусство  относятся к пространственному  искусству. Тем не менее, они способны в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир  человека, как это делают великие  портретисты, но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские  и эстетические идеи.

Музыка – вид искусства  акустического восприятия, отличается интенсивным действием на эмоциональные  сферы людей. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать  подлинно общечеловеческим, универсальным  языком.

Синтетические искусства  – виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную  комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и  единое эстетическое целое. Определение  относится, прежде всего, к театру (драматический  и оперный) в нем литература, актерское  мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство и т. п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе  элементов разных видов искусств, и др.

"Технические искусства"  в развитых формах возникли  сравнительно недавно; это своеобразный  симбиоз искусства и техники.  Характерный пример – создание "светомузыки", суть которой  заключается в стремлении слить  в некий органический синтез "мелодию" меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно мелодию – другой. В настоящее время к наиболее распространенным "техническим искусствам" относят фотоискусство, искусство кино, компьютерную графику и, с известными оговорками, телевидение.

Декоративно-прикладное искусство  является едва ли не одним из самых  древних. Его название происходит от лат. "deccoro" – украшаю, а в  определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает  практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его индивидуальные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного  искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов  повседневного пользования –  посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного  и огнестрельного оружия – до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов. Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы "подключенную" к процессу эстетизации окружающей человека среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии.

Направления, течения и  стили в искусстве являются своеобразными "визитными карточками", отмечающими  напряженную духовную жизнь каждой эпохи, постоянные поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так же как  лицо — "зеркало души" отдельного человека, искусство — зеркало  души своего народа и своего времени. В самом общем виде направления, течения и стили в искусстве можно определить как исторически сложившуюся общность художественных признаков в том или ином виде искусства (или одновременно в нескольких искусствах), характерную для разных эпох и народов и обусловленную единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства.

Информация о работе Искусство в системе культуры