Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:55, реферат
Человек осваивает окружающий мир не только с помощью разума в форме научных истин, но и посредством чувств, чувственных переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания, занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Общее понятие искусства…………………………………………………….4-5
2. Гипотезы генезиса искусства………………………………………………..6-8
3. Социальные функции искусства ……………………………………………9-11
4. Проявление искусства в различных сферах культуры…………………….12-15
5. Классификация искусств…………………………………………………….16-18
6.Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии…….19-22
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………24
Эвристическая функция. Создание художественного произведения – это опыт творчества – сосредоточение творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры чувств и высоты идеалов, глубины мыслей и мастерства. Освоение художественных ценностей – тоже творческая деятельность. Само искусство несет в себе удивительную способность пробуждать мысли и чувства, заложенные в художественном произведении, и саму способность к творчеству в универсальном проявлении. Воздействие искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с художественным произведением: продуктивная эмоционально-психическая энергия охраняется как бы "в запасе", входит в устойчивый базис личности.
Воспитательная функция. В искусстве выражена вся система человеческих отношений к миру – нормы и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрителем художественного произведения есть сотворчество, оно выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гармоническом взаимодействии. В этом состоит предназначение воспитательной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.
К закономерностям
Таким образом, искусство представляет собой специфический вид духовной деятельности людей, для которой характерно творческое, чувственное восприятие окружающего мира в художественно-образных формах.
4.Проявление искусства в различных сферах культуры.
Культура - целостная система,
элементы которой не существуют изолированно
друг от друга. Так, проблема взаимодействия
искусства и политики может рассматриваться
в нескольких аспектах. Во-первых, это
политика государства в отношении
искусства и его творцов: возможное
ограничение свободы
Взаимодействие искусства
и философии имеет свои закономерности.
Не случайно искусство, как и философию,
можно назвать самосознанием
культуры: это как бы художественный
взгляд "изнутри" в рамках какой-либо
эпохи или типа культуры. Известный
философ М. Мамардашвили считал, что
благодаря искусству происходит
накопление и передача человеческой
чувственности. Но нельзя не учитывать
и рациональные моменты в художественном
творчестве. Любой художник, обдумывая
и создавая свои произведения, в
той или иной форме доносит
до нас не только свои чувства, но и
свои представления о мире, которые
могут либо отражать мировоззренческие
взгляды эпохи, либо противостоять
им в периоды кризисов. Именно с
этой позиции следует рассматривать
соотношение философии и
Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство. У религиозного искусства свои закономерности; оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными канонами, то есть регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено. Мы не знаем имен художников, расписавших стены буддийских пещерных храмов Аджанты, авторов икон, которые различаем лишь по специфической манере новгородской, псковской или московской Школ, неизвестны и мастера, создавшие прекрасные арабески мусульманских орнаментов. Религиозное искусство отличается особой символичностью. В буддийской культуре символом Будды могут быть цветок лотоса (легенда повествует: как только принц Гаутама сделал свои первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок лотоса); лошадь, бык, лев и слон - воплощения Будды в других жизнях. В православной культуре церковь, построенная в виде продолговатого корабля - Ноев Ковчег, который "ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном"; в виде многоугольника, как бы звезды, означает, что "церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире".
И религия и искусство
обращаются к самым тонким струнам
человеческой души. Не случайно во время
расцвета художественной культуры в
эпоху Возрождения именно через
религиозные сюжеты утверждались гуманистические
идеалы. Проблема соотношения отдельных
элементов в системе культуры
затрагивает и особенности
В XXI веке человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональным. В античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин "techne" означал и "науку", и "ремесло", и "искусство". Аристотель, противопоставляя науку, искусство, с одной стороны, и ремесло, с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения. Но наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности - это только одна из его граней наряду с другими - эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства - человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: "Как живопись XV - XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода - к геометрии... Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы". В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой перспективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, в соответствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Галилей). Противопоставление этих двух способов познания - научного и художественного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, гуманизуя саму науку.
XX век называют веком
техники и интеграции. В этой
связи актуализируется
Стремительное развитие вычислительной техники и технологии, а также использование компьютеров дали возможность получить необычное звучание при помощи электронных синтезаторов. Возникновение "электронной музыки" было подготовлено не только техническим прогрессом, но и изменением в самом художественном мышлении, которое становится более синтетичным, отражая интегративные процессы техногенной цивилизации. В последних компьютерных синтезаторах - видеосинтезаторах - в основе работы лежит принцип перевода электронного звучания в визуальные формы. Так, уже в начале 80-х годов американский композитор Д. Берман в своих сочинениях использует видеосинтезатор для перевода электронных звуков в цветовые пятна.
Еще один "синтетический" вид творчества - мульти-медиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Первая попытка подобного творчества была предпринята на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. в павильоне фирмы "Филиппе". Данная композиция получила название "Электронная поэма": три искусства - архитектура (специально построенный павильон по проекции греческого архитектора Ксенакиса), цветовые проекции (разработанные французским архитектором Ле Корбюзье, ему же принадлежит и общий замысел) и электронная музыка (написанная американским композитором, экспериментатором в области электронной музыки Варезом) - оставаясь самостоятельными и действуя параллельно, объединились в единое целое. В мульти-медиа искусство может сливаться с окружающей средой, природой, музыка наполняется шумами повседневной жизни, в "исполнении" используются различные средства - звуки, картины, запахи, краски. Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры.
5. Классификация искусств.
Искусство, как важнейшая
часть культуры, находит свое выражение
в безграничном разнообразии конкретных
видов художественного
Традиционная эстетика делит
художественные произведения, прежде
всего, по признаку их отношения к
категориям пространства и времени,
на две большие группы: пространственные
и временные. В соответствии с
этим критерием, к первой группе относятся
такие виды художественного творчества,
в которых не обнаруживается движения:
архитектура, скульптура, живопись, графика
и т. п. Ко второй – музыка, балет,
театр, другие виды "зрелищного" искусства.
Однако легко заметить, что подобной
"жесткой" классификации подчиняются
далеко не все виды искусства, многие
из которых, если не все, можно было
бы назвать пространственно
К какому виду искусства
отнести художественную литературу?
Это и недвижимая книга, и сама
жизнь, воспринимаемая и переживаемая
читателем во времени и пространстве.
Даже такой подвижный вид искусства
как танец в индийской
Собственно классификация выделяет разновидности искусства – изобразительное, музыкальное, "синтетическое", "техническое", декоративно-прикладное и др.
Изобразительное искусство
воздействует на человека визуально, т.
е. через зрительное восприятие. Произведения
изобразительных искусств, как правило.
Имеют предметную (материальную) форму
и не изменяются во времени и пространстве
(за исключением случаев порчи
и гибели). Живопись, скульптура, монументальное
искусство, а также в значительной
мере декоративно-прикладное искусство
относятся к пространственному
искусству. Тем не менее, они способны
в фиксированных образах
Музыка – вид искусства акустического восприятия, отличается интенсивным действием на эмоциональные сферы людей. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным языком.
Синтетические искусства – виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Определение относится, прежде всего, к театру (драматический и оперный) в нем литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство и т. п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе элементов разных видов искусств, и др.
"Технические искусства"
в развитых формах возникли
сравнительно недавно; это
Декоративно-прикладное искусство
является едва ли не одним из самых
древних. Его название происходит от
лат. "deccoro" – украшаю, а в
определении "прикладное" содержится
мысль о том, что оно обслуживает
практические нужды человека, одновременно
удовлетворяя его индивидуальные эстетические
потребности. Сфера декоративно-прикладного
искусства чрезвычайно широка: от
эстетического оформления предметов
повседневного пользования –
посуды, различного рода инструментов,
мебели, тканей, личного холодного
и огнестрельного оружия – до художественной
организации целых
6.Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии.
Направления, течения и стили в искусстве являются своеобразными "визитными карточками", отмечающими напряженную духовную жизнь каждой эпохи, постоянные поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так же как лицо — "зеркало души" отдельного человека, искусство — зеркало души своего народа и своего времени. В самом общем виде направления, течения и стили в искусстве можно определить как исторически сложившуюся общность художественных признаков в том или ином виде искусства (или одновременно в нескольких искусствах), характерную для разных эпох и народов и обусловленную единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства.