Казанский национальный исследовательский
технический
Университет им.А.Н.Туполева
Кафедра экономики и управления
на предприятии
Реферат
По предмету «культурология»
Тема: Искусство как феномен культуры
Выполнила:
Студент группы № 6109
Габдрахманова Л.И.
Проверил:
Казань 2014
Оглавление
Введение………………………………………………………………….3
1. Определение понятия «искусство»………………………………….4
2. Искусство как феномен культуры
2.1 Происхождение и ранние формы искусства
2.2 Критерии художественности
2.3 Специфика двух способов отражения
действительности в искусстве
3. Взаимодействие искусства
и культуры
Заключение………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….
Введение
В повседневном употреблении понятия
“искусство” и “культура” тождественны.
Однако понятие “культура” гораздо объемнее,
чем понятие “искусство”. Оно включает
всю систему искусств в целом и каждый
его вид в отдельности, сам процесс создания
произведений искусства на протяжении
многих веков, процесс восприятия искусства,
специализированные институты культуры,
в которых осуществляется хранение и трансляция
художественных ценностей и т.д.
Всю эту сложную систему бытия искусства
в художественной культуре изучают специальные
дисциплины - искусствознание и эстетика,
дающие материал для культурологического
анализа. Родоначальником истории искусств
принято считать Дж. Вазари (1511 - 1574), итальянского
живописца и архитектора, создавшего первый
труд в этой области “Жизнеописания наиболее
знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”.
В XVIII веке складывается теория искусств
(немецкий просветитель И. Винкельман)
и художественная критика (французский
философ-энциклопедист, писатель Д. Дидро).
Немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке
ввел термин “эстетика” для обозначения
“науки о чувственном знании” - низшей
теории познания. Однако, первые эстетические
мысли об искусстве, о том, что такое красота
мы находим и в древнейших восточных трактатах
“Веды”, “Авеста”, и у античных философов,
и в религиозных средневековых сочинениях.
Для немецкого философа И. Канта эстетика
- это “наука о чувственности вообще”.
Другое понимание эстетики, как философии
искусства, в наиболее яркой форме представлено
в немецкой классической философии Г.Г.
Гегелем.
Специфика культурологического анализа
искусства - в выяснении его социокультурных
смыслов, его типологии и динамики, а также
в исследовании искусства как части целостного
социокультурного пространства, его взаимодействия
с другими феноменами культуры.
Существует множество определений искусства.
Во-первых, искусство - это специфический
вид духовного отражения и освоения действительности.
На протяжении многих лет исследователи
искусства далее добавляли: “имеющий
целью формирование и развитие способности
человека творчески преобразовывать окружающий
мир и самого себя по законам красоты”.
Следует заметить, что сам факт существования
цели у искусства является спорным, а понятие
красоты - относительным, так как эталон
красоты может сильно различаться в разных
культурных традициях (например, в западной
и восточной культурах), утверждаться
через торжество безобразного (И. Босх,
А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и
даже совсем отрицаться (искусство абсурда).
Во-вторых, искусство - это один из элементов
культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические
ценности. В-третьих, это форма чувственного
познания мира (наряду с рациональной
- в науке, интуитивной - в религии). В-четвертых,
в искусстве - проявляются творческие
способности человека (проблема художника-творца).
В-пятых, искусство может рассматриваться
как процесс освоения человеком художественных
ценностей, доставляющий ему удовольствие,
наслаждение (проблема восприятия и понимания
искусства).
1. Определение понятия «искусство»
Общение с искусством - один из главных
источников обогащения духовной культуры
личности, ее гармонического, всестороннего
развития. Обладая во многом общими с культурой
функциями, искусство в тоже время имеет
свою специфику. Если культура позволяет
человеку реализовать его эстетические
потребности в различных сферах деятельности
во всей полноте их проявлений, то искусство
направлено на удовлетворение художественных
потребностей, тесно связанных с проявлениями
человеческого духа.
Искусство - это одна из важнейших эстетических
категорий, характеризующая особую форму
общественного сознания, а также человеческой
деятельности и ее продуктов. Задолго
до науки и права искусство участвовало
в познании окружающего мира и самого
человека, гармонизации его с природой
и социумом. Оно представляет собой развивающуюся
систему, гибко реализующуюся в различных
видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание
и функционирование произведений искусства
осуществляется в рамках художественной
культуры, которая объединяет в исторически
изменяющееся целое художественное творчество,
искусствознание, художественную критику
и эстетику.
Выделяются различные определения понятия
искусство, тесно связанные между собой.
Все их можно свести к следующим подходам
в понимании этого явления.
Во-первых, искусство - это специфический
вид духовного отражения и освоения действительности.
На протяжении многих лет исследователи
искусства далее добавляли: «имеющий целью
формирование и развитие способности
человека творчески преобразовывать окружающий
мир и самого себя по законам красоты».
Так, например, первобытное искусство
зародилось и стало развиваться благодаря
способности человека улавливать, выделять
и воспроизводить различные формы, звуки,
движения, обладающие для древнего человека
определенной значимостью или ценностью.
Возникшее как необходимая разновидность
активной приспособительной деятельности
человека искусство было не только спецификой,
но и первой формой человеческого познания
мира. То, что было неизвестно и непонятно
первобытному человеку отображалось в
первых произведениях искусства, нередко
содержащих элементы фантазии и мистики.
Искусство, особым образом помогавшее
людям осваивать окружающий мир и природу,
объединяло их для совместной жизни и
борьбы за существование, для совместного
труда и охоты и т.д. Некоторые ученые считают,
что процесс становления искусства был
отражением процесса становления самого
человека, формирования его как личности.
Искусство неизменно отвечает на трансформацию
интересов и требований человека изменением
круга основных тем, усложнением своей
структуры, появлением новых течений и
направлений, обогащением языка. Формируясь,
оно повинуется законам, управляющим развитием
общества, отражает изменения в его социально-экономической
структуре, в общественных отношениях.
Художник осознанно или неосознанно выражает
интересы определенных социальных слоев,
групп, классов, партий, взгляды, настроения,
мысли и чувства определенной культурно-исторической
эпохи. Но нельзя сказать, что это односторонний
процесс, искусство, в свою очередь, оказывает
на человека обратное воздействие, имея
собственные внутренние закономерности
развития и функционирования, свою художественно-эстетическую
специфику, несводимую к тем или иным общественным
функциям.
Во-вторых, искусство - это один из элементов
культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические
ценности. Безусловно, разделение ценностей
на материальные и духовные и отнесение
произведений искусства к духовным ценностям
носит условный характер, поскольку в
реальной жизни этого разделения не существует,
ведь все произведения искусства, тяготея
к духовной сфере культуры, в то же самое
время являются ценностями материальными,
иногда имеющими непосредственное практическое
значение.
В-третьих, это форма чувственного познания
мира (наряду с рациональной - в науке,
интуитивной - в религии), в искусстве проявляются
творческие способности человека. Художественное
творчество предполагает осознанную и
целенаправленную культурную деятельность,
но нельзя сводить искусство к техническому
мастерству, когда произведение рассматривается
только как сумма формальных приемов,
содержанию же отводится лишь роль мотивировки.
Реализация характерного для искусства
художественного способа мышления, мышления
в образах, потребовала создания особого
языка, средствами которого можно было
бы осуществить художественное моделирование
мира.
«Язык искусства представляет собой
специальный, искусственно выработанный
язык, организованный в соответствии с
определенными общими правилами и законами,
целью которых является сделать его универсальным
и совершенным средством художественной
коммуникации».
Это результат творчества многих поколений
мастеров, вобравший в себя из художественного
опыта развития искусства все самое лучшее
и действенное - приемы, способы, средства
выражения, выдержавшие проверку временем.
К примеру, как и во всяком искусстве, образ
в архитектуре обладает своей спецификой.
Образный язык в архитектуре отличается
многозначностью и некоторой неопределенностью.
Он обладает достоинством глубины, силы,
но не точности.
В качестве примера можно привести западно-европейский
собор XII-XV вв., носящий название готический.
Всем своим обликом готический собор по
замыслу его творца и в соответствии с
господствовавшими в те времена понятиями
должен выражать идеальное стремление
к небу, к богу. В отличие от греческого
храма, открытого для человека, пронизанного
чувством радости, готический собор основывается
на идеологически заданных противоположностях.
Это прежде всего контраст между интерьером,
внутренним видом храма и его внешним
обликом. Внутри - сумрак, мерцание свечей,
наводящие на размышление о греховности
и суетности земной жизни. Снаружи - неудержимый,
стремительный полет ввысь, к небу всех
шпилей и сводов собора.
В-четвертых, в искусстве - проявляются
творческие способности человека (проблема
художника-творца). Искусство - процесс
освоения человеком художественных ценностей,
доставляющих ему удовольствие, наслаждение.
«Наслаждение от художественных произведений
- закономерное порождение восприятия
эстетической организации звуков, форм,
красок, движений.
Но чувственное удовольствие можно считать
лишь одной из граней более сложного эстетического
восприятия». Искусство своим образным
строем, своей специфической работой с
формами действительности стремится воспроизвести,
воплотить в своих формах красоту мира
и привнести ее в человеческую жизнь.
В культуре существует сфера «эстетического»
(от греч. aisthetikos - чувствующий, относящийся
к чувственному восприятию), позволяющая
обнаруживать сущность прекрасного и
безобразного, возвышенного и низменного,
трагического и комического.
С одной стороны, искусство обращено
к миру высших духовных ценностей и стремится
приобщить к ним обычного человека, формируя
эстетические потребности и совершенствуя
его внутренний мир. Но с другой стороны,
искусство принадлежит миру материальному,
который не всегда согласуется с миром
духовных ценностей, а иногда даже противоречит
ему. Поэтому искусство направлено на
эстетизацию среды, в которой обитает
человек.
В античной философии эстетическое воздействие
искусства на человека обозначалось термином
«катарсис» (греч. katharsis - очищение). Так,
например, пифагорейцы лечили телесные
недуги, очищали души от вредных страстей
(гнева, страха, ревности) с помощью определенных
музыкальных ладов. Аристотель, в свою
очередь, понимал под катарсисом очищение
через страх и сострадание. По его мнению,
в психике человека под воздействием песнопений,
музыки, античной трагедии возникают сильнейшие
аффекты, плодом которых становится некое
облегчение и очищение, связанное с удовольствием.
В-пятых, искусство - особый способ коммуникации:
в нем закрепляется связь между человеком
и обществом. Искусство может рассматриваться
как процесс освоения человеком художественных
ценностей, доставляющий ему удовольствие,
наслаждение (проблема восприятия и понимания
искусства).
Итак, искусство многогранно, это душа
человека.
Искусство - это богатейший мир прекрасных
образов, это полет фантазии, это желание
понять смысл жизни и человеческого бытия,
это концентрация творческих сил человека...
Искусство - это совершенство античных
статуй, грандиозность средневековой
готики, прекрасные образы ренессансных
мадонн, буйство воздуха, света, жизни
у импрессионистов, это загадки, которые
нам загадывает сюрреализм...
Искусство - это величайшие творения
Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина,
живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо
и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта
и т.д.
Искусство - то, что окружает нас в повседневной
жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров
и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.
Искусство - один из элементов культуры,
интерпретируется в современной культурологии
как степень совершенствования художественных
технологий, результат человеческой деятельности
и степень развития личности.
Таким образом, искусство, как любой культурный
феномен, включает в себя особый вид деятельности,
направленной и на окружающий человека
мир, который художник познает, оценивает,
преобразует, и на самого человека и его
отношения с действительностью. При этом
окружающее может выступать в искусстве
как источник самого искусства, как отражаемое
явление и как то, что находится под воздействием
искусства. Именно эта сложность и многоплановость
искусства позволяет ему быть одновременно
явлением, познающим мир в особой форме,
о которой мы скажем несколько позже, и
явлением, преобразующим мир, оценивающим
его.