Искусство как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:46, реферат

Краткое описание

Существует множество определений искусства. Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: “имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты”. Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Определение понятия «искусство»………………………………….4
2. Искусство как феномен культуры
2.1 Происхождение и ранние формы искусства
2.2 Критерии художественности
2.3 Специфика двух способов отражения действительности в искусстве
3. Взаимодействие искусства и культуры
Заключение………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.Габдрахмановой Лили 6109.docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

            Казанский национальный исследовательский  технический

                            Университет им.А.Н.Туполева

               Кафедра экономики и управления  на предприятии

 

 

 

 

           Реферат

                             По предмету «культурология»

                    Тема: Искусство как феномен культуры 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнила:

                                                                           Студент группы № 6109

                                                                           Габдрахманова Л.И.

                                                                           Проверил:

 

 

                                          Казань 2014

                                     Оглавление

Введение………………………………………………………………….3

1. Определение понятия «искусство»………………………………….4

2. Искусство как феномен культуры

         2.1 Происхождение и ранние формы искусства

         2.2 Критерии художественности

         2.3 Специфика двух способов отражения действительности в искусстве

3. Взаимодействие искусства и культуры

Заключение……………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение 

В повседневном употреблении понятия “искусство” и “культура” тождественны. Однако понятие “культура” гораздо объемнее, чем понятие “искусство”. Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры, в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т.д.

Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины - искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа. Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511 - 1574), итальянского живописца и архитектора, создавшего первый труд в этой области “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”. В XVIII веке складывается теория искусств (немецкий просветитель И. Винкельман) и художественная критика (французский философ-энциклопедист, писатель Д. Дидро). Немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке ввел термин “эстетика” для обозначения “науки о чувственном знании” - низшей теории познания. Однако, первые эстетические мысли об искусстве, о том, что такое красота мы находим и в древнейших восточных трактатах “Веды”, “Авеста”, и у античных философов, и в религиозных средневековых сочинениях. Для немецкого философа И. Канта эстетика - это “наука о чувственности вообще”. Другое понимание эстетики, как философии искусства, в наиболее яркой форме представлено в немецкой классической философии Г.Г. Гегелем.

Специфика культурологического анализа искусства - в выяснении его социокультурных смыслов, его типологии и динамики, а также в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.

Существует множество определений искусства. Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: “имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты”. Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).

Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональной - в науке, интуитивной - в религии). В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

 

 

1. Определение понятия «искусство»

Общение с искусством - один из главных источников обогащения духовной культуры личности, ее гармонического, всестороннего развития. Обладая во многом общими с культурой функциями, искусство в тоже время имеет свою специфику. Если культура позволяет человеку реализовать его эстетические потребности в различных сферах деятельности во всей полноте их проявлений, то искусство направлено на удовлетворение художественных потребностей, тесно связанных с проявлениями человеческого духа.

Искусство - это одна из важнейших эстетических категорий, характеризующая особую форму общественного сознания, а также человеческой деятельности и ее продуктов. Задолго до науки и права искусство участвовало в познании окружающего мира и самого человека, гармонизации его с природой и социумом. Оно представляет собой развивающуюся систему, гибко реализующуюся в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства осуществляется в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Выделяются различные определения понятия искусство, тесно связанные между собой. Все их можно свести к следующим подходам в понимании этого явления.

Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты».

Так, например, первобытное искусство зародилось и стало развиваться благодаря способности человека улавливать, выделять и воспроизводить различные формы, звуки, движения, обладающие для древнего человека определенной значимостью или ценностью.

Возникшее как необходимая разновидность активной приспособительной деятельности человека искусство было не только спецификой, но и первой формой человеческого познания мира. То, что было неизвестно и непонятно первобытному человеку отображалось в первых произведениях искусства, нередко содержащих элементы фантазии и мистики. Искусство, особым образом помогавшее людям осваивать окружающий мир и природу, объединяло их для совместной жизни и борьбы за существование, для совместного труда и охоты и т.д. Некоторые ученые считают, что процесс становления искусства был отражением процесса становления самого человека, формирования его как личности. Искусство неизменно отвечает на трансформацию интересов и требований человека изменением круга основных тем, усложнением своей структуры, появлением новых течений и направлений, обогащением языка. Формируясь, оно повинуется законам, управляющим развитием общества, отражает изменения в его социально-экономической структуре, в общественных отношениях. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий, взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Но нельзя сказать, что это односторонний процесс, искусство, в свою очередь, оказывает на человека обратное воздействие, имея собственные внутренние закономерности развития и функционирования, свою художественно-эстетическую специфику, несводимую к тем или иным общественным функциям.

Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Безусловно, разделение ценностей на материальные и духовные и отнесение произведений искусства к духовным ценностям носит условный характер, поскольку в реальной жизни этого разделения не существует, ведь все произведения искусства, тяготея к духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными, иногда имеющими непосредственное практическое значение.

В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональной - в науке, интуитивной - в религии), в искусстве проявляются творческие способности человека. Художественное творчество предполагает осознанную и целенаправленную культурную деятельность, но нельзя сводить искусство к техническому мастерству, когда произведение рассматривается только как сумма формальных приемов, содержанию же отводится лишь роль мотивировки. Реализация характерного для искусства художественного способа мышления, мышления в образах, потребовала создания особого языка, средствами которого можно было бы осуществить художественное моделирование мира.

«Язык искусства представляет собой специальный, искусственно выработанный язык, организованный в соответствии с определенными общими правилами и законами, целью которых является сделать его универсальным и совершенным средством художественной коммуникации».

Это результат творчества многих поколений мастеров, вобравший в себя из художественного опыта развития искусства все самое лучшее и действенное - приемы, способы, средства выражения, выдержавшие проверку временем. К примеру, как и во всяком искусстве, образ в архитектуре обладает своей спецификой. Образный язык в архитектуре отличается многозначностью и некоторой неопределенностью. Он обладает достоинством глубины, силы, но не точности.

В качестве примера можно привести западно-европейский собор XII-XV вв., носящий название готический. Всем своим обликом готический собор по замыслу его творца и в соответствии с господствовавшими в те времена понятиями должен выражать идеальное стремление к небу, к богу. В отличие от греческого храма, открытого для человека, пронизанного чувством радости, готический собор основывается на идеологически заданных противоположностях. Это прежде всего контраст между интерьером, внутренним видом храма и его внешним обликом. Внутри - сумрак, мерцание свечей, наводящие на размышление о греховности и суетности земной жизни. Снаружи - неудержимый, стремительный полет ввысь, к небу всех шпилей и сводов собора.

В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). Искусство - процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение. «Наслаждение от художественных произведений - закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений.

Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия». Искусство своим образным строем, своей специфической работой с формами действительности стремится воспроизвести, воплотить в своих формах красоту мира и привнести ее в человеческую жизнь.

В культуре существует сфера «эстетического» (от греч. aisthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию), позволяющая обнаруживать сущность прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.

С одной стороны, искусство обращено к миру высших духовных ценностей и стремится приобщить к ним обычного человека, формируя эстетические потребности и совершенствуя его внутренний мир. Но с другой стороны, искусство принадлежит миру материальному, который не всегда согласуется с миром духовных ценностей, а иногда даже противоречит ему. Поэтому искусство направлено на эстетизацию среды, в которой обитает человек.

В античной философии эстетическое воздействие искусства на человека обозначалось термином «катарсис» (греч. katharsis - очищение). Так, например, пифагорейцы лечили телесные недуги, очищали души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель, в свою очередь, понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. По его мнению, в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, плодом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием.

В-пятых, искусство - особый способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом. Искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

Итак, искусство многогранно, это душа человека.

Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека...

Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм...

Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта и т.д.

Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Искусство - один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологии как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.

Таким образом, искусство, как любой культурный феномен, включает в себя особый вид деятельности, направленной и на окружающий человека мир, который художник познает, оценивает, преобразует, и на самого человека и его отношения с действительностью. При этом окружающее может выступать в искусстве как источник самого искусства, как отражаемое явление и как то, что находится под воздействием искусства. Именно эта сложность и многоплановость искусства позволяет ему быть одновременно явлением, познающим мир в особой форме, о которой мы скажем несколько позже, и явлением, преобразующим мир, оценивающим его.

Информация о работе Искусство как феномен культуры