Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:13, реферат
Цель данной работы: дать общее представление об искусстве ведения деловых переговоров и совещаний.
Для раскрытия цели следует рассмотреть такие вопросы:
- составить общее представление о деловых беседах: дать понятие и показать их роль в деловом общении;
- раскрыть основные моменты организации и проведения деловых переговоров;
- проанализировать технологию организации проведения совещаний, выявить их эффективность.
Введение
Существует множество определений
понятия «бизнес», и одно из них гласит:
«Бизнес – это договоренности». Что значит «умело вести деловые беседы,
проводить деловые совещания»? Как во
время переговоров одновременно быть
твердым и гибким? Какой стиль ведения деловых переговоров и деловых совещаний наиболее оптимальный?
Коммерческие переговоры и совещания
необходимы для того, чтобы разрешить
возникшие проблемы, обсудить насущные
вопросы, выработать совместное решение.
Искусству проведения деловой
беседы специально обучаются люди со всех
уголков мира. Но к сожалению большинство
российских предпринимателей не обучались
ведению переговоров, не имеют опыта и
даже участия в них.
Сегодня в сферу коммерческого переговорного процесса втягивается все больше и больше деловых людей. В наше время очень распространена такая профессия, как менеджер. И именно ведение деловых переговоров является наиважнейшим слагаемым в профессии менеджера.
Цель данной работы: дать общее
представление об искусстве ведения деловых
переговоров и совещаний.
Для раскрытия цели следует
рассмотреть такие вопросы:
- составить общее представление
о деловых беседах: дать понятие и показать
их роль в деловом общении;
- раскрыть основные моменты
организации и проведения деловых переговоров;
- проанализировать технологию
организации проведения совещаний, выявить
их эффективность.
Деловые беседы - неотъемлемая часть нашей повседневной
жизни. Как утверждает известный американский
специалист по ведению переговоров Дж.
Ниренберг, «в жизни можно вести переговоры
по всем вопросам, при любых обстоятельствах
и в любое время». «Ведь в каждом аспекте
– в бизнесе, социальной области, в отношениях
между людьми – ощущается потребность
в переговорах»[1], - пишет он. И успех в
жизни во многом определяется тем, как
удачно люди проводят деловую беседу.
Поэтому овладение навыками и умениями
переговорного процесса становится неотъемлемой
частью для каждого делового человека.
Деловая беседа – это обсуждение
чего-либо, обмен мнениями и информацией
с целью договориться об определенных
поставленных задачах. Ведение беседы сопровождает любую совместную
деятельность. Целью переговоров обычно
является: достижение договоренности
об участии сторон в деятельности, результаты
которой будут использованы для обоюдной
выгоды; заключение соглашения, договора;
продление действующих договоренностей;
координация совместных действий. Деловые беседы ведутся в рамках сферы ведения
бизнеса участников и имеют более узкую
задачу - достичь договоренности о взаимовыгодном
обмене ресурсов, совместном инвестировании
ресурсов, распределении прибыли, полученной
от совместной деятельности.
Деловые беседы являются одним
из способов решения спорных вопросов;
установления доброжелательных отношений
и налаживания сотрудничества.
Самая главная особенность деловой
беседы – это то, что мнения участников
на половину совпадают, а на половину –
нет. Если мнения оппонентов полностью
совпадают, то переговоры не нужны. Ведь
для решения поставленных задач нужны
совместные действия. Также если позиции
собеседников абсолютно разные и нет никаких
точек соприкосновения, то деловая беседа
не удастся, да и вообще в там случае даже
не стоит садиться за стол переговоров,
ведь их ничего не объединяет. Нужно какое-то
время, чтобы между собеседниками появились
точки соприкосновения и позиции сблизились.
Исследователи обращают внимание
еще на один очень важный аспект ведения
деловой беседы. Они считают, что в переговорах
главным является не анализ позиции оппонентов,
хотя это, бесспорно, важно и необходимо,
а учет интересов сторон, т.е. «на первый
план выдвигается поиск баланса интересов,
их соотношения», основной вопрос состоит
в том, «как разрешить противоречия интересов
и в наиболее полном объеме реализовать
их совпадение»[2].
Искусство ведения деловых переговоров
заключается в том, чтобы показать путь
решения задачи через совершение действий
своему оппоненту, который были бы выгодны
другой стороне. В этом случае требуются
глубокие знания в области коммуникации,
компетентности в применении техник делового
общения, умения управлять своим эмоциональным
состоянием.
2. Факторы, сопутствующие проведению успешной деловой беседы
Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижением определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели[3].
Условно деловую беседу делят на прямую (непосредственный контакт) и косвенную (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.
В развернутом виде в общении можно выделить следующие этапы: установление контакта; ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.); обсуждение вопроса или проблемы; принятие решения; выход из контакта.
Деловая беседа относится к этапу обсуждения вопроса или проблемы. Чаще всего обсуждение и решение проблемы происходит в форме деловой беседы. На этом этапе контакт уже установлен и впечатление деловых людей, участвующих в переговорах, друг о друге, как правило, уже сложилось. Путем соблюдения этических принципов деловой беседы можно упрочить хорошее впечатление, сложившееся на предварительных стадиях деловой беседы или же улучшить неблагоприятное мнение о себе и загладить промахи, произошедшие на ранних этапах переговоров. Все это, в конечном счете, будет способствовать достижению успеха на переговорах.
При проведении деловой беседы важнейшую роль играют сопутствующие факторы, не учитывая которые можно заведомо обеспечить провал деловых переговоров. Прежде всего, необходимо произвести подготовку к деловой беседе.
Практика показывает, что из 10 бесед, которые подготовлены заранее, 7 проходят успешно, а из 10 неподготовленных – только 3. Получив отказ, труднее добиться положительного решения, чем при первой встрече.
Общая подготовка к беседе предполагает доскональное изучение вопроса. Нужно подготовить базу для ведения разговора и продумать ответы на следующие вопросы:
· В чем суть вашего предложения?
· Почему вы обращаетесь с данным предложением к этому лицу?
· Как связано ваше предложение с другими сторонами деятельности фирмы?
· Какие выгоды получит ваш партнер от принятия вашего предложения?
· Каковы «минусы» этого предложения для партнера?
· Почему все же вы настаиваете на принятии своего предложения?
· В каком положении окажется фирма или партнер в случае, если по каким-то причинам реализация вашего предложения будет прекращена? Что конкретно тогда нужно будет сделать[4]?
Успех деловой беседы во многом зависит от того, как подать предложение, а выбор формы подачи определяется особенностями тех, к кому оно обращено.
Поэтому следует выяснить:
· Компетентность партнера, т.е. в состоянии ли он решить вопрос или обратиться следует к более знающему или обладающему большими полномочиями.
· Что представляет фирма или организация, какие в ней взаимоотношения. Эти знания дадут возможность вести разговор в рамках традиционного в этой системе подхода.
· Кто из знакомых бизнесменов имел дело с этой фирмой или человеком. Каковы их впечатления.
· Чего опасается, на что надеется партнер.
· Предполагаемую позицию по данному вопросу. Знание ее позволяет строить аргументацию. Например, если партнер против, нужно включить доводы, которые могли бы поколебать его позицию. [5].
Необходимо подготовить соответствующие материалы и документы. Материалы и документы необходимы для введения собеседника в курс дела и успешной аргументации. Документы придают вес словам. Следует заранее подготовить также экземпляры договоров. При благоприятном исходе беседы, их можно сразу подписать.
Необходимо подготовить примерные вопросы для партнера по переговорам. Вопросы партнеру должны охватывать все стороны дела и быть при этом ясными, лаконичными, предельно конкретными, логическими, непротиворечивыми и последовательными.
Для успеха деловой беседы важно спросить себя: а какую цель может ставить партнер и какого результата хочет он? Необходимо заранее предусмотреть, какой исход беседы вас устроит, какой нет, какой вариант вы посчитаете приемлемым для обеих сторон.
Важно также, если встреча проходит у вас, то необходимо позаботиться о том, чтобы гостя встретили у входа, проводили, предложили раздеться, выпить чашку чая или кофе. Основная забота гостя – не опаздывать, не заставлять себя ждать.