Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:15, реферат
Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей — правящих богатых семейств, которые были крупнейшими покровителями и заказчиками произведений живописи, скульптуры и архитектуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИСКУССТВО РАННЕГО ВОЗРАЖДЕНИЯ…………………………………6
2. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, АРХЕТИКТУРА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………..……………………………….……………..8
3. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ……………...…………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………..…30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский национальный технический университет
Международный
институт дистанционного
Кафедра «Информационные технологии в управлении»
Реферат
по дисциплине: «Культурология»
ВАРИАНТ № 16
Выполнила:
Студентка 4 курса, группы 417520
Специальность 1- 250107 «Экономика и
управление на предприятии»
Адрес:
г.Гродно
ул. Брестская д.4
Тел. +375 29 587 79 67
Преподаватель:
Гродно 2013 г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ИСКУССТВО РАННЕГО ВОЗРАЖДЕНИЯ…………………………………6
2. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, АРХЕТИКТУРА
ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………..…………………………
3. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………..…30
ВВЕДЕНИЕ
Искусство Возрождения возникло
на основе гуманизма (от латинского humanus
— «человечный») — течения общественной
мысли, которое зародилось в XIV в. в
Италии, а затем на протяжении второй
половины XV и в XVI вв. распространилось
в других европейских странах. Гуманизм
провозгласил высшей ценностью человека
и его благо. Последователи этого
течения считали, что каждый человек
имеет право свободно развиваться
как личность, реализуя свои способности.
Идеи гуманизма наиболее полно и
ярко воплотились в искусстве, главной
темой которого стал прекрасный, гармонически
развитый человек, обладающий неограниченными
духовными и творческими
В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшавшими архитектурные сооружения, появилась картина; возникла живопись масляными красками.
Искусство еще не перестало
быть ремеслом, однако на первое место
уже выступила творческая индивидуальность
художника, деятельность которого в
то время была весьма многообразной.
Поразительна универсальная одаренность
мастеров Ренессанса — они часто
работали одновременно в области
архитектуры, скульптуры и живописи,
совмещали увлечение
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей — правящих богатых семейств, которые были крупнейшими покровителями и заказчиками произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя, Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени, все прочие центры культуры, кроме Венеции, утратили прежнее значение.
В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII—XIV вв.), Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV — первая треть XVI в.) и Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).
В XV в. искусство Италии заняло
господствующее положение в художественной
жизни Европы. Основы гуманистической
светской (т.е. не церковной) культуры были
заложены во Флоренции, оттеснившей
на второй план Сиену и Пизу. Флоренцию
того времени называли «цветком Италии,
соперницей славного города Рима, от которого
она произошла и величию
Архитектура
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Величайшим инженерным достижением Брунеллески стало возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
Рисунок 1.1 - Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции
Благодаря своему математическому
и техническому гению Брунеллески
удалось решить сложнейшую для своего
времени задачу. Главная трудность,
которая встала перед мастером, была
вызвана гигантским размером пролета
средокрестья (42 м), что потребовало
специальных усилий для облегчения
распора. Брунеллески разрешил проблему
путем применения остроумной конструкции:
легкий пустотелый купол, состоящий
из двух оболочек, каркасная система
из восьми несущих ребер, связанных
опоясывающими их кольцами, световой
фонарь, замыкающий и нагружающий
свод. Купол собора Санта-Мария дель
Фьоре стал предшественником многочисленных
купольных храмов в Италии и других
странах Европы. Брунеллески одним
из первых в зодчестве Италии творчески
осмыслил и оригинально истолковал
античную ордерную систему (Оспедале дельи
Инноченти, 1421—44). Брунеллески положил
начало созданию купольного храма на
основе античного ордера (Старая сакристия
церкви Сан-Лоренцо). Подлинной жемчужиной
Раннего Возрождения стала
Одним из главных достижений итальянской архитектуры XV в. стало создание нового типа городских дворцов, послужившего образцом для общественных зданий более позднего времени. Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. palatium; отсюда произошло и русское слово «палаты»). Особенностями палаццо XV в. являются четкое разделение замкнутого объема здания на три этажа, открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста, т.е. камня с грубо околотой или выпуклой лицевой поверхностью, для облицовки фасада, а также сильно вынесенный декоративный карниз. Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, — палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов.
Творению Микелоццо близок палаццо Строцци (заложен в 1481), который связывают с именем архитектора и скульптора Бенедетто да Майано (1442—97). В некоторых деталях мастер еще следует традициям готики, однако в целом здание, отмеченное тонкой гармонией, создает впечатление законченности и элегантности [1].
Среди различных вариантов отделки дворцов и вилл выделяется отделка зданий граненым камнем. Благодаря этому довольно редкому приему, называемому алмазной рустовкой, фасад здания выглядел более нарядным. Такой граненый камень был применен в конце XV в. в палаццо ден Диаманти в Ферраре; этого рода постройкам подражали зодчие Испании и Португалии. В России этим способом отделана знаменитая Грановитая палата в Московском Кремле, построенная итальянскими мастерами в 1487—91 гг.
Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). Всесторонне одаренный и широко образованный человек, он был одним из самых блестящих гуманистов своего времени. Круг его интересов был необычайно разнообразен. Он охватывал мораль и право, математику, механику, экономику, философию, поэзию, музыку, живопись, скульптуру, архитектуру. Блестящий стилист, Альберти оставил многочисленные труды на латинском и итальянском языках. По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства. Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36). Но главным призванием Альберти была архитектура. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым, экспериментаторским решениям, новаторски используя античное художественное наследие. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи).
В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения.
На севере Италии развитие
ренессансного искусства шло
иными путями. На протяжении столетий
интересы Венеции, процветающей торговой
республики, были связаны преимущественно
с Византией и другими странами
Востока. Турецкие завоевания лишили венецианцев
традиционных рынков, включив их в
орбиту собственно итальянских интересов.
Ренессансное движение проникало сюда
медленно и постепенно. В искусстве
Венеции еще долго
Скульптура
В XV в. итальянская скульптура, приобретшая самостоятельное, независимое от архитектуры значение, переживает расцвет. В практику художественной жизни начинают входить заказы богатых ремесленных и купеческих кругов на украшение общественных зданий; проводятся художественные конкурсы. Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. В этом конкурсе участвовал Филиппо Брунеллески, ставший впоследствии знаменитым архитектором. Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, блестящий рисовальщик, Гиберти посвятил свою жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Главным принципом своего искусства Гиберти считал равновесие и гармонию всех элементов изображения. Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера. Декорация дверей включает десять квадратных композиций из позолоченной бронзы («Сотворение Адама и Евы»), своей необыкновенной выразительностью напоминающих живописные картины. Художнику удалось передать глубину пространства, насыщенного картинами природы, фигурками людей, архитектурными сооружениями. С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая».