Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:15, реферат
Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей — правящих богатых семейств, которые были крупнейшими покровителями и заказчиками произведений живописи, скульптуры и архитектуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИСКУССТВО РАННЕГО ВОЗРАЖДЕНИЯ…………………………………6
2. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, АРХЕТИКТУРА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………..……………………………….……………..8
3. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ……………...…………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………..…30
Мастерская Гиберти стала школой для целого поколения художников, в частности, там работал знаменитый Донателло, великий реформатор итальянской скульптуры. Творчество Донателло (ок. 1386—1466), впитавшее демократические традиции культуры Флоренции XIV в., представляет собой одну из вершин развития искусства Раннего Возрождения. В нём воплотились свойственные искусству Ренессанса поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее — Микеланджело и Рафаэлем.
Одним из крупнейших скульпторов первой половины XV в. был Якопо делла Кверча (1374—1438), старший современник Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многими открытиями, стояло как бы в стороне от общего пути, по которому развивалось искусство Ренессанса. Выполненные Кверча монументальные рельефы главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье («Сотворение Адама») оказали значительное влияние на искусство Микеланджело.
Рисунок 1.3 - монументальные рельефы главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье («Сотворение Адама»)
Второе поколение
Живопись
Огромная роль, которую
в архитектуре Раннего
Рисунок 1.4 - Фреска «Троица» (1426—1427)
В росписях капеллы Бранкаччи
церкви Санта-Мария дель Кармине
во Флоренции (1425—28) — главном творении
своей недолгой жизни — Мазаччо
придает изображениям невиданную ранее
жизненную убедительность, подчеркивает
телесность и монументальность своих
персонажей, мастерски передает эмоциональное
состояние психологическую
В творчестве Паоло Уччелло (1397—1475), принадлежавшего к поколению мастеров, работавших после смерти Мазаччо, своеобразной визитной карточкой стала тяга к поэтической сказочности и красочному декоративизму («Св. Георгий и дракон»).
Созданные им монументальные исторические композиции явились одним из истоков европейского батального жанра нового времени («Битва при Сан-Романо»).
Героический и монументальный характер образов Мазаччо и Донателло возродился в произведениях живописца Андреа дель Кастаньо (ок. 1421— 57). Согласно Вазари, Андреа дель Кастаньо был сыном крестьянина, жил в горах, получил суровое воспитание. И искусство его также отличается мужественностью, грубоватой простотой и немногословностью. Выполненный Кастаньо цикл росписей виллы Кардуччи (позднее — Пандольфини) в Леньяйа близ Флоренции — первый образец светской декорации.
Развитие живописи Раннего
Возрождения происходило
Светское начало, стремление к увлекательному повествованию, лирическое земное чувство нашли яркое выражение в произведениях Фра Филиппо Липпи (1406—69), монаха ордена кармелитов. Обаятельный мастер, автор многих алтарных композиций, среди которых лучшей считается картина «Поклонение Младенцу», созданная для капеллы в палаццо Медичи — Риккарди, Филиппо Липпи сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь к природе.
В середине XV в. живопись Центральной
Италии пережила бурный расцвет, ярким
примером которого может служить
творчество Пьеро делла Франческа
(1420—92), крупнейшего художника и
теоретика искусства эпохи
Во второй половине XV столетия
в Северной Италии в городах Вероне,
Ферраре, Венеции работали многие талантливые
мастера. Среди живописцев этого
времени наиболее знаменит Андреа Мантенья
(1431—1506) — мастер станковой и
монументальной живописи, рисовальщик
и гравер, скульптор и архитектор.
Живописная манера художника отличается
чеканностью форм и рисунка, строгостью
и правдивостью обобщенных образов.
Благодаря пространственной глубине
и скульптурности фигур Мантенья
достигает впечатления
К концу XV столетия в Италии выдвинулись и другие крупные центры искусства; тем не менее Флоренции принадлежала ведущая роль в утверждении аристократически изысканного художественного образа, связанного с мифологической или литературной основой и в значительной мере предназначенного для ценителей и знатоков.
Особое место в живописи
Раннего Возрождения
Рисунок 1.6 – картина Сандро Боттичелли «Весна»
Рисунок 1.7 – картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический путь творческих исканий — от поэтического восприятия мира в юности до мистицизма и религиозной экзальтации в зрелом возрасте [3].
2. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, АРХЕТИКТУРА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период времени — конец XV и первую треть XVI вв. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до середины столетия.
Коренные сдвиги, связанные
с решающими событиями мировой
истории, успехами передовой научной
мысли, бесконечно расширили представления
людей о мире — не только о
земле, но и о космосе. Восприятие
мира и человеческой личности как
будто укрупнилось; в художественном
творчестве это отразилось не только
в величественных масштабах архитектурных
сооружений, монументов, торжественных
фресковых циклов и картин, но и
в их содержании, выразительности
образов. Изобразительный язык, который
в эпоху Раннего Возрождения,
по определению некоторых
Архитектура
Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на базе предшествующих открытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Крупнейшим представителем архитектуры Высокого Возрождения стал Донато Браманте (1444—1514). Постройки Браманте отличаются монументальностью и величием, гармоничным совершенством пропорций, цельностью и ясностью композиционных и пространственных решений, свободным, творческим использованием классических форм. Наивысшим творческим достижением Браманте является реконструкция Ватикана (зодчий фактически создал новое сооружение, органически включив в него разрозненные старые строения). Браманте принадлежит также авторство проекта собора Св. Петра в Риме.
Рисунок 2.1 – картина Донато Браманте собора Св. Петра в Риме
Своим творчеством
Браманте определил пути
Живопись
В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника, скульптора, архитектора, ученого и инженера стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия, насчитывающие свыше семи тысяч листов, содержащих научные и архитектурные проекты, изобретения и зарисовки. Как ученый и инженер Леонардо обогатил практически все области научного знания: анатомию, физиологию, ботанику, палеонтологию, картографию, геологию, химию, аэронавтику, оптику, механику, астрономию, гидравлику, акустику, математику. Трудно назвать ту область знаний, которой бы не коснулся его гений. В своем знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других записях Леонардо уделил большое внимание изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Леонардо занимали также проблемы светотени, объемной моделировки, линейной и воздушной перспективы. Леонардо отдал дань не только теории искусства. Он создал целый ряд великолепных алтарных образов и портретов (т.н. «Мадонна Литта»). Кисти Леонардо принадлежит одно из самых прославленных произведений мировой живописи — «Мона Лиза» (Джоконда).
Рисунок 2.2 – картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
Леонардо создавал
монументальные скульптурные
Искусство Рафаэля Санти
(1483—1520) также принадлежит к вершинам
итальянского Возрождения. С творчеством
Рафаэля в истории мирового искусства
связывается представление о
возвышенной красоте и