Искусство раннего возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей — правящих богатых семейств, которые были крупнейшими покровителями и заказчиками произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИСКУССТВО РАННЕГО ВОЗРАЖДЕНИЯ…………………………………6
2. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, АРХЕТИКТУРА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………..……………………………….……………..8
3. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ……………...…………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………..…30

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 483.58 Кб (Скачать файл)

Мастерская Гиберти стала  школой для целого поколения художников, в частности, там работал знаменитый Донателло, великий реформатор итальянской  скульптуры. Творчество Донателло (ок. 1386—1466), впитавшее демократические  традиции культуры Флоренции XIV в., представляет собой одну из вершин развития искусства  Раннего Возрождения. В нём воплотились  свойственные искусству Ренессанса поиски новых, реалистических средств  изображения действительности, пристальное  внимание к человеку и его духовному  миру. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного  искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи  Возрождения было огромным. Достижения Донателло были восприняты многими  скульпторами и живописцами Возрождения  — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее —  Микеланджело и Рафаэлем.

Одним из крупнейших скульпторов  первой половины XV в. был Якопо делла  Кверча (1374—1438), старший современник  Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многими открытиями, стояло как бы в стороне от общего пути, по которому развивалось искусство  Ренессанса. Выполненные Кверча монументальные рельефы главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье («Сотворение Адама») оказали значительное влияние на искусство Микеланджело.

Рисунок 1.3 - монументальные рельефы главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье («Сотворение Адама»)

 

Второе поколение флорентийских  скульпторов тяготело к более  лирическому, умиротворенному, светскому  искусству. Ведущая роль в нем  принадлежала семейству скульпторов  делла Роббиа. Глава семьи, Лукка  делла Роббиа (1399/1400 — 1482), современник  Брунеллески и Донателло, прославился  применением глазурной техники  в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Техника глазури (майолики), известная  с глубокой древности народам  Передней Азии, в Средние века была завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку (откуда и пошло  ее название), а затем широко распространилась в Италии. Лукка делла Роббиа создавал медальоны с рельефами на густо-синем  фоне для зданий и алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовые  бюсты Мадонны, Христа и святых. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого  мастера получило заслуженное признание  современников. Большого совершенства в технике майолики достиг также  его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525) (рельефы на фасаде Оспедале дельи Инноченти).

 

 

 

Живопись 

 

Огромная роль, которую  в архитектуре Раннего Возрождения  сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428). Мазаччо умер молодым, не дожив до 27 лет, и тем не менее  успел в живописи сделать очень  многое. Известный историк искусства  Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых  независимых и последовательных гениев в истории европейской  живописи, основатель нового реализма…» Продолжая искания Джотто, Мазаччо  смело порывает со средневековыми художественными  традициями. Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария  Новелла во Флоренции, впервые в  настенной живописи Мазаччо применяет  полную перспективу.

 

Рисунок 1.4 - Фреска «Троица» (1426—1427)

В росписях капеллы Бранкаччи  церкви Санта-Мария дель Кармине  во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо  придает изображениям невиданную ранее  жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих  персонажей, мастерски передает эмоциональное  состояние психологическую глубину  образов. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело [6].

В творчестве Паоло Уччелло (1397—1475), принадлежавшего к поколению  мастеров, работавших после смерти Мазаччо, своеобразной визитной карточкой  стала тяга к поэтической сказочности  и красочному декоративизму («Св. Георгий  и дракон»).

Созданные им монументальные исторические композиции явились одним  из истоков европейского батального жанра нового времени («Битва при  Сан-Романо»).

Героический и монументальный характер образов Мазаччо и Донателло  возродился в произведениях живописца  Андреа дель Кастаньо (ок. 1421— 57). Согласно Вазари, Андреа дель Кастаньо был сыном  крестьянина, жил в горах, получил  суровое воспитание. И искусство  его также отличается мужественностью, грубоватой простотой и немногословностью. Выполненный Кастаньо цикл росписей виллы Кардуччи (позднее — Пандольфини) в Леньяйа близ Флоренции —  первый образец светской декорации.

Развитие живописи Раннего  Возрождения происходило неоднозначно: художники шли собственными, подчас разными путями. Одновременно с Андреа дель Кастаньо во Флоренции жил и  работал его товарищ по мастерской Гиберти, известный живописец Беноццо  Гоццоли (1420—97). Ученик художника Фра  Анджелико (1400—50), он создал много красочных  фресок на религиозные сюжеты. Беноццо  прославился росписью капеллы в  палаццо Медичи — Рикарди («Шествие волхвов»).

Светское начало, стремление к увлекательному повествованию, лирическое земное чувство нашли яркое выражение  в произведениях Фра Филиппо  Липпи (1406—69), монаха ордена кармелитов. Обаятельный мастер, автор многих алтарных композиций, среди которых  лучшей считается картина «Поклонение  Младенцу», созданная для капеллы  в палаццо Медичи — Риккарди, Филиппо Липпи сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь к природе.

В середине XV в. живопись Центральной  Италии пережила бурный расцвет, ярким  примером которого может служить  творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и  теоретика искусства эпохи Возрождения. Самое замечательное творение Пьеро  делла Франческа — цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо, в основу которых положена легенда  о Животворящем древе креста. Расположенные  в три яруса фрески прослеживают историю животворящего креста от самого начала, когда из семени райского дерева познания добра и зла на могиле Адама произрастает священное  дерево («Смерть Адама») и до конца, когда византийский император Ираклий  торжественно возвращает христианскую реликвию в Иерусалим («Битва между  Ираклием и Хосроем»). Творчество Пьеро  делла Франческа вышло за пределы  местных живописных школ и определило развитие итальянского искусства в  целом.

Во второй половине XV столетия в Северной Италии в городах Вероне, Ферраре, Венеции работали многие талантливые  мастера. Среди живописцев этого  времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и  монументальной живописи, рисовальщик  и гравер, скульптор и архитектор. Живописная манера художника отличается чеканностью форм и рисунка, строгостью и правдивостью обобщенных образов. Благодаря пространственной глубине  и скульптурности фигур Мантенья достигает впечатления застывшей  на мгновенье реальной сцены —  настолько объемно и естественно  выглядят его персонажи. Большую  часть жизни Мантенья прожил в  Мантуе, где создал самое известное  свое произведение — роспись «Камеры  дельи Спози» в загородном замке  маркиза Л. Гонзага. Одними лишь средствами живописи он создал здесь роскошный  ренессансный интерьер, место для  торжественных приемов и праздников. Пользовавшееся огромной известностью искусство Мантеньи оказало влияние  на всю северо-итальянскую живопись.

К концу XV столетия в Италии выдвинулись и другие крупные  центры искусства; тем не менее Флоренции  принадлежала ведущая роль в утверждении  аристократически изысканного художественного  образа, связанного с мифологической или литературной основой и в  значительной мере предназначенного для  ценителей и знатоков.

Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит  Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Изысканное искусство Боттичелли с  элементами стилизации (т.е. обобщения  изображений с помощью условных приемов — упрощения цвета, формы  и объема) пользовалось большим успехом  в кругу образованных флорентийцев. В основе искусства Боттичелли в  отличие от большинства мастеров Раннего Возрождения лежало личное переживание. Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько  прекраснейших творений мировой  живописи («Рождение Венеры», «Весна»).

 

 

Рисунок 1.6 – картина Сандро Боттичелли «Весна»

 

 

Рисунок 1.7 – картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

 

Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический  путь творческих исканий — от поэтического восприятия мира в юности до мистицизма и религиозной экзальтации в  зрелом возрасте [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, АРХЕТИКТУРА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Высокое Возрождение, которое  дало человечеству таких великих  мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период времени — конец XV и первую треть XVI вв. Только в Венеции расцвет  искусства продолжался до середины столетия.

Коренные сдвиги, связанные  с решающими событиями мировой  истории, успехами передовой научной  мысли, бесконечно расширили представления  людей о мире — не только о  земле, но и о космосе. Восприятие мира и человеческой личности как  будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось не только в величественных масштабах архитектурных  сооружений, монументов, торжественных  фресковых циклов и картин, но и  в их содержании, выразительности  образов. Изобразительный язык, который  в эпоху Раннего Возрождения, по определению некоторых исследователей, мог показаться слишком «болтливым», стал обобщенным и сдержанным. Искусство  Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлетами и последующим кризисом.

 

Архитектура

 

Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на базе предшествующих открытий и успехов  сложился единый классический стиль. Мастера  творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Крупнейшим представителем архитектуры  Высокого Возрождения стал Донато Браманте (1444—1514). Постройки Браманте отличаются монументальностью и величием, гармоничным  совершенством пропорций, цельностью и ясностью композиционных и пространственных решений, свободным, творческим использованием классических форм. Наивысшим творческим достижением Браманте является реконструкция Ватикана (зодчий фактически создал новое сооружение, органически включив в него разрозненные старые строения). Браманте принадлежит также авторство проекта собора Св. Петра в Риме.

Рисунок 2.1 – картина Донато Браманте собора Св. Петра в Риме

 

 Своим творчеством  Браманте определил пути развития  архитектуры XVI в. 

 

Живопись 

 

В истории человечества нелегко  найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства  Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника, скульптора, архитектора, ученого и инженера стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия, насчитывающие свыше  семи тысяч листов, содержащих научные  и архитектурные проекты, изобретения  и зарисовки. Как ученый и инженер  Леонардо обогатил практически все  области научного знания: анатомию, физиологию, ботанику, палеонтологию, картографию, геологию, химию, аэронавтику, оптику, механику, астрономию, гидравлику, акустику, математику. Трудно назвать  ту область знаний, которой бы не коснулся его гений. В своем знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других записях Леонардо уделил большое внимание изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Леонардо занимали также проблемы светотени, объемной моделировки, линейной и воздушной перспективы. Леонардо отдал дань не только теории искусства. Он создал целый ряд великолепных алтарных образов и портретов (т.н. «Мадонна Литта»). Кисти Леонардо принадлежит одно из самых прославленных произведений мировой живописи — «Мона Лиза» (Джоконда).

Рисунок 2.2 – картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

 

 Леонардо создавал  монументальные скульптурные образы, проектировал и строил архитектурные  сооружения. Леонардо по сей день  остается одной из самых харизматических  личностей эпохи Возрождения.  Ему посвящено огромное количество  книг и статей, подробнейшим образом  изучена его жизнь. И тем  не менее многое в его творчестве  остается загадочным и продолжает  будоражить умы людей. Универсализм  Леонардо настолько непостижим, что Вазари не смог объяснить  этот феномен иначе, как вмешательством  небес: «К чему бы ни обратился  этот человек, каждое его действие  носит печать божественности»,  — так писал знаменитый биограф  о великом Леонардо да Винчи. 

Искусство Рафаэля Санти (1483—1520) также принадлежит к вершинам итальянского Возрождения. С творчеством  Рафаэля в истории мирового искусства  связывается представление о  возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии  гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо да Винчи олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает все творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл. Его работы необыкновенно привлекательны в своем естественном изяществе («Сикстинская мадонна»). Может быть, поэтому мастер приобрел такую необычайную популярность у публики и имел множество последователей среди художников во все времена. Рафаэль был не только изумительным живописцем, портретистом, но также и монументалистом, работавшим в технике фрески, архитектором, мастером декора. Все эти дарования с особой силой проявились в его росписях апартаментов папы Юлия II в Ватикане («Афинская школа»). В искусстве гениального художника родился новый образ человека эпохи Возрождения — прекрасного, гармоничного, совершенного физически и духовно («Портрет Б. Кастильоне»).

Информация о работе Искусство раннего возрождения