Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа
Романтизм – направление в европейском искусстве первой половины XIX века. Термин происходит от слова «роман» («романами», «романтическими» в XVII веке называли сочинения, написанные не на латыни, а на происходящих от нее романских языках: французском, итальянском и др. Позже так стали называть все таинственное и чудесное.
Введение
Глава 1. Понятие о романтизме
1.1. Причины возникновения романтизма
1.2. Характеристика романтизма
1.3. Основные черты романтизма
Глава 2. Романтизм в России
2.1 Особенности русского романтизма
2.2. Литература
2.3. Музыка
2.4 Живопись
Заключение
Список используемой литературы
Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и Кипренского.
Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты.
Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.
Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудительного к нему подход, свойственных классицизму. Все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника. И если классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь человека в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.
Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.
Специфической чертой для романтического искусства является проблема двоемирия, т.е. сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Причем реальная действительность, «проза жизни» с их утилитаризмом и бездуховностью расцениваются как недостойная человека пустая видимость, противоположная подлинному ценностному миру. Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, - сущностная сторона романтизма. Отвергая современную ему действительность как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая путешествие во времени и пространстве. Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах:
Второе направление бегства – уход от действительности в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен, идеализирует прошлое, реже античное, почти всегда средневековое, его нравы, патриархальный образ жизни (Кольридж, Жорж Санд), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), рыцарский кодекс чести (Вальтер Скотт) и т. д.
В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.
Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. “Искусство – язык совсем иного рода, нежели природа; но и в нем заключена та же чудесная сила, которая столь же тайно и непонятно воздействует на душу человека” (Вакенродер и Тик). Художник – толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми. “Благодаря художникам человечество возникает как цельная индивидуальность. Художники через современность объединяют мир прошедший с миром будущим. Они являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются друг с другом жизненные силы своего внешнего человечества а где внутреннее человечества проявляется прежде всего”(Ф.Шлегель).
Однако романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета, воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.
Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его представителями были:
- в литературе В.Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, и др.;
- в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.;
- в музыке Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф. Шопен и др.
Они открыли и развили новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой личности, раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие страсти и др.
Виды
искусства в своей значимости
более или менее уравнялись и
дали великолепные произведения искусства,
хотя романтики в лестнице искусств
первенство отдавали музыке.
Глава 2. Романтизм в России
2.1.
Особенности русского
романтизма
Романтизм в России отличался от западноевропейского из-за иной исторической обстановки и иной культурной традиции. Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Следовательно, не было и этой причины. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы и стали той обстановкой, в которой формировался русский романтизм.
Особенности русского романтизма:
Русский романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целою эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение... Пусть романтическое веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его восприятию, и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных так оценивал поэт и критик Аполлон Григорьев - это уникальное культурное явление, и в его характеристике показана существенная сложность романтизма, из недр которого молодой Гоголь вышел и с которым он был связан не только в начале писательского пути, но и на протяжении всей своей жизни.
Аполлон Григорьев точно
2.2.
Литература
В России романтизм как литературное направление сложился к двадцатым годам девятнадцатого столетия. У его истоков стояли поэты, прозаики, писатели, они и создавали русский романтизм, который отличался от «западноевропейского» своим национальным, самобытным характером. Русский романтизм развивался поэтами первой половины девятнадцатого века, и каждый поэт вносил что-то новое. Русский романтизм получил широкое развитие, приобрел характерные черты, стал самостоятельным направлением в литературе. В "Руслане и Людмиле" А.С. Пушкина есть строки: "Там русский дух, там Русью пахнет". Это же можно сказать и о русском романтизме. Герои романтических произведений — поэтические души, стремящиеся к «высокому» и прекрасному. Но существует враждебный мир, который не дает почувствовать свободу, который оставляет непонятыми эти души. Этот мир груб, поэтому поэтическая душа бежит в другой, где есть идеал, она стремится к «вечному». На этом конфликте основывается романтизм. Но поэты по-разному относились к этой ситуации. Жуковский, Пушкин, Лермонтов, исходя из одного, по-разному строят отношения своих героев и окружающего их мира, поэтому и пути к идеалу у их героев были разные.
Поиск идеала — главная характерная черта романтизма. Она проявилась и в творчестве Жуковского, и у Пушкина, и у Лермонтова. Все три поэта искали свободу, но искали по-разному, по-разному понимали ее. Жуковский искал свободу, посланную "создателем". Обретя гармонию, человек становится свободным. Для Пушкина была важна свобода духа, которая должна проявиться в человеке. Для Лермонтова только бунтующий герой свободен.
Само
возникновение романтизма было очень
тревожным. В центре всего мира теперь
стояла человеческая индивидуальность.
Человеческое “я” стало трактоваться
как основа и смысл всего бытия. Человеческая
жизнь стала рассматриваться как художественное
произведение, искусство. В XIX веке романтизм
был очень распространён. Но не все поэты,
называвшие себя романтиками, передавали
сущность этого течения.
2.3.
Музыка
Романтизм в чистом виде – это явление западноевропейского искусства. В русской музыке XIX в. от Глинки до Чайковского черты классицизма сочетались с чертами романтизма, ведущим элементом являлось яркое, самобытное национальное начало. Романтизм в России дал неожиданный взлет тогда, когда это направление казалось уже отошедшим в прошлое. Два композитора XX в., Скрябин и Рахманинов, вновь воскресили такие черты романтизма, как безудержный полет фантазии и задушевность лирики. Поэтому XIX в. называют веком музыкальной классики.
Время (1812 год, восстание декабристов, последовавшая реакция) наложило отпечаток на музыку. Какой бы жанр мы не взяли – романс, оперу, балет, камерную музыку – везде русские композиторы сказали свое новое слово.
Музыка России при всей ее салонной изящности и строгой приверженности традициям профессионального инструментального, в том числе сонатно-симфонического письма, зиждется на неповторимом ладовом колорите и ритмическом строе русского фольклора. Одни - широко опираются на бытовую песню, другие - на оригинальные формы музицирования, а третьи – на старинную модальность древнерусских крестьянских ладов.
Начало XIX в. – это годы первого и яркого расцвета жанра романса. До сих пор звучит и радует слушателей скромная искренняя лирика Александра Александровича Алябьева ( 1787-1851). Он писал романсы на стихи многих поэтов, но бессмертными являются “Соловей“ на стихи Дельвига, “Зимняя дорога”, “Я вас люблю” на стихи Пушкина.
Александр Егорович Варламов (1801-1848) писал музыку к драматическим спектаклям, но больше мы его знаем по известным романсам “Красный сарафан”, ”На заре ты меня не буди”, “Белеет парус одинокий”.
Александр Львович Гурилев (1803-1858) - композитор, пианист, скрипач и педагог, ему принадлежат такие романсы, как “Однозвучно звенит колокольчик”, “На заре туманной юности” и др.
Самое видное место здесь занимают романсы Глинки. Никто другой тогда еще не достигал такого естественного слияния музыки с поэзией Пушкина, Жуковского.
Михаил
Иванович Глинка (1804-1857) – современник
Пушкина (на 5 лет моложе Александра
Сергеевича), классик русской литературы,
стал основоположником музыкальной классики.
Его творчество – одна из вершин русской
и мировой музыкальной культуры. В нем
гармонично сочетаются богатства народной
музыки и высочайшие достижения композиторского
мастерства. Глубоко народное реалистическое
творчество Глинки отразило мощный расцвет
русской культуры 1-й половины XIX в., связанный
с Отечественной войной 1812 и движением
декабристов. Светлый, жизнеутверждающий
характер, стройность форм, красота выразительно-певучих
мелодий, разнообразие, красочность и
тонкость гармоний – ценнейшие качества
музыки Глинки. В знаменитейшая опере
“Иван Сусанин”(1836) получила гениальное
выражение идея народного патриотизма;
моральное величие русского народа прославляется
и в сказочной опере “Руслан и Людмила“.
Оркестровые сочинения Глинки: “Вальс-фантазия”,
“Ночь в Мадриде” и особенно “Камаринская”,
составляют основу русского классического
симфонизма. Замечательна по силе драматического
выражения и яркости характеристик музыка
к трагедии “Князь Холмский”. Вокальная
лирика Глинки (романсы ”Я помню чудное
мгновенье”, ”Сомнение”) - непревзойденное
воплощение в музыке русской поэзии.