- открыли принцип
историзма (просветители судили о прошлом
антиисторически для них существовало
"разумное" и "неразумное"), увидели
в прошлом человеческие характеры, сформированные
своим временем, интерес к национальному
прошлому породил массу исторических
произведений;
- интерес к сильной
личности, которая противопоставляет
себя всему окружающему миру и опирается
только сама на себя;
- внимание к внутреннему
миру человека.
- Романтизм
получил широкое развитие как в странах
Западной Европы, так и в России. Однако
романтизм в России отличался от западноевропейского
в угоду иной исторической обстановке
и иной культурной традиции. Настоящей
причиной возникновения романтизма в
России стала Отечественная война 1812 г.,
в которой проявилась вся сила народной
инициативы.
Особенности
русского романтизма:
- Романтизм
не противостоял Просвещению. Просветительская
идеология ослабла, но не потерпела
краха, как в Европе. Идеал просвещенного
монарха не исчерпал себя.
- Романтизм
развивался параллельно с классицизмом,
нередко переплетаясь с ним.
- Романтизм
в России в разных видах искусства проявил
себя по-разному. В архитектуре он не читался
вообще. В живописи - иссяк к середине XIX
века. В музыке проявился лишь частично.
Пожалуй, только в литературе романтизм
проявился последовательно.
- В изобразительном
искусстве романтизм наиболее ярко проявился
в живописи и графике, менее выразительно
– в скульптуре и архитектуре.
- Романтики
открывают мир человеческой души, индивидуальное,
ни на кого не похожее, но искреннее и оттого
близкое всем чувственное видение мира.
Мгновенность образа в живописи, как говорил
Делакруа, а не последовательность его
в литературном исполнении определила
нацеленность художников на сложнейшую
передачу движения, ради которого были
найдены новые формальные и колористические
решения. Романтизм оставил в наследство
второй половине XIX в. все эти проблемы
и раскрепощенную от правил академизма
художественную индивидуальность. Романтизм
в живописи тесно связан с сентиментализмом.
- Благодаря
романтизму личное субъективное видение
художника принимает форму закона. Импрессионизм
до конца разрушит преграду между художником
и натурой, объявив искусство впечатлением.
Романтики говорят о фантазии художника,
“голосе своих чувств”, который позволяет
остановить работу тогда, когда мастер
считает это нужным, а не как требуют академические
мерки законченности.
- Романтизм
оставил целую эпоху в мировой художественной
культуре, его представителями были: в
русской литературе Жуковский, А.Пушкин,
М.Лермонтов и др.; в изобразительном искусстве
Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл,
У. Тернер, О. Кипренский, А.Венецианов,
А.Орлорский, В.Тропинин и др.; в музыке
Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини,
Ф.Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и развили
новые жанры, обратили пристальное внимание
к судьбам человеческой личности, раскрыли
диалектику добра и зла, мастерски раскрыли
человеческие страсти и др.
- Виды искусства
в своей значимости более или менее уравнялись
и дали великолепные произведения искусства,
хотя романтики в лестнице искусств
первенство отдавали музыке.
- Романтизм
в России как мироощущение существовал
в своей первой волне с конца XVIII столетия
и по 1850-е годы. Линия романтического в
русском искусстве не прервалась на
1850-х годах. Открытая романтиками для
искусства тема состояния бытия развивалась
позднее у художников "Голубой розы".
Прямыми наследниками романтиков, несомненно,
были символисты. Романтические темы,
мотивы, выразительные приемы вошли в
искусство разных стилей, направлений,
творческих объединений. Романтическое
мироощущение или мировоззрение, оказалось
одним из самых живых, живучих, плодотворных.
- Романтизм
как общее мироощущение, свойственное
преимущественно молодёжи, как стремление
к идеалу и творческой свободе до сих пор
постоянно живёт в мировом искусстве.
Список
используемой литературы
- Емохонова
Л.Г. Мировая художественная культура:
учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – 5-е изд., перераб. и доп.
– М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 544 с.
- История мировой
культуры. 3-е доп. и перер.изд. – Ростов
н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с.
- Современный
словарь – справочник по искусству / Науч.
ред. и сост. А.А. Мелик – Пашаев. – М.: Издательство
АСТ, 2002. – 816 с.
- Чернокозов
А.И. История мировой культуры (краткий
курс). – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003. –
480 с.