Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:16, реферат
Философия чая - это не просто эстетизм в обычном значении слова, ибо она, соединяя в себе этику и религию, выражает наше представление о человеке в природе. Это - гигиена, потому что она побуждает к чистоте; это - бережливость, потому что она учит находить комфорт в простом; это - моральная геометрия, поскольку она определяет наше чувство меры по отношению к миру. Эта философия олицетворяет настоящий дух восточной демократии, делая всех своих приверженцев аристократами по вкусам.
Введение………………………………………………………………………3 стр.
Глава 1. История распространения чая……………………………………...4 стр.
Глава 2. Легенда появления чая……………………………………………...6 стр.
Глава 3. Культ чая как элемент дзен- буддизма…………………………….6 стр.
Глава 4. Действо и принципы чайной церемонии…………………………..8 стр.
Глава 5. Чайная комната и пространство вокруг нее……………………….15 стр.
Глава 6. Чайные процессы……………………………………………………20 стр.
Заключение…………………………………………………………………….26 стр.
Список используемой литературы……………………………………………27 стр.
Затем главный гость
передвигается к месту
Во время сбора
гостей в чайной комнате
После окончания
еды гости вытирают салфетками
использованную обеденную
Вернувшись из водной комнаты в чайную комнату хозяин начинает церемонию «первого угля», в которой участвуют гости. Гости внимательно наблюдают за действиями хозяина. Главный гость может задавать хозяину вопросы об утвари, которая используется при проведении церемонии «первого угля». Заключительным аккордом первого этапа чайного действа является поднесение гостям сладостей. Сласти, подаваемые во время чайной церемонии, представляют собой засахаренные фрукты, поэтому их выбор зависит от времени года.
После трапезы устраивается
перерыв –накадати, который
Первый удар гонга настраивает гостей на возвращение в чайный домик. Услышав последний удар, участники церемонии друг за другом повторяют ритуал омовения рук и рта и вхождения в чайную комнату. Возвращение гостей в комнату знаменует начало второго этапа чайного действа- питие «густого чая». По консистенции «густой чай» напоминает свежие сливки. Такой чай пили в монастырях дзэнские монахи, пытаясь преодолеть сонливость во время медитации. «Густой чай» участники церемонии пьют по кругу, начиная с главного гостя, из одной чашки.
После окончания
церемонии «густого чая»
Наконец начинается следующий этап чайного действа: приготовление и питие «жидкого чая». «Жидкий чай» имеет меньшую концентрацию. Ритуал пития «жидкого чая» несколько иной. Атмосфера в комнате неформальная. Гости чувствуют себя свободнее и поведение их более непринужденно.
После завершения чаепития гости друг за другом покидают чайную комнату и собираются на внутренней росистой земле Хозяин открывает из чайной комнаты створку лаза и все делают поклон. Хозяин смотрит как все гости покидают росистую землю и закрывает створку, когда они исчезают из вида. На следующий день главный гость приходит к хозяину и от имени всех участников благодарит за чаепитие.
«Чайное действо на рассвете»
«Чаепитие на рассвете проводят в феврале и марте, т.е. в холодное время года Такие церемонии называют также чаепитиями при оставшихся (зажженных) фонарях, « при оставшейся луне», на исходе ночи».
Гости собираются в помещении для ожидания в промежутке между четырьмя и четырьмя тридцатью утра.
После того, как
гости войдут в чайную комнату,
Затем гостям подается угощение, причем ко времени когда в комнату вносится поднос с блюдами уже начинает светать В заключение гостям подают сласти. Далее устраивается перерыв -накадати.
После первого перерыва действо развертывается по стандартным правилам: питие «густого чая», церемония « последнего угля», питие «жидкого чая».
Необходимым условием
проведения чайного действа на
рассвете считается высокое
«Чайное действо утром»
Утренние чаепития устраиваются летом и ранней весной ( с середины июля до середины сентября). Главная задача хозяина – дать гостям ощутить вкус чайного напитка до наступления жары.
Гости вступают на росистую землю в шесть или шесть тридцать утра. Церемония проводится в том же порядке, что и в каноническом варианте, однако пропускается ритуал «последнего угля»: после «густого чая», сразу же приготавливается «жидкий чай».
«Чайное действо ночью»
Чаепитие такого рода устраивается в холодное время года ( с середины ноября до середины февраля). Чаепитие начинается обычно в шесть часов вечера, когда уже темнеет Вечернее время и холод накладывают отпечаток на ритуал приема гостей.
Гости собираются в помещении для ожидания и вместе с горячей водой им подается имбирная настойка из сакэ, питие которой должно согреть участников церемонии.
В начале чаепития хозяин готовит для гостей большую чашку жидкого чая, которая передается по кругу. Каждый гость отпивает некоторое количество, для того, чтобы согреться.
Во время перерыва гости согревают себя специальными грелками для рук. Сигналом для возвращения гостей в чайную комнату является удар в особый без языка, колокола.
«Чайное действо со сластями»
Называется также «чайное действо после еды» – устраивается после еды в любое время года Гостям подается светлый бульон, сакэ, легкие закуски и сласти, а после перерыва готовится «густой чай» и «жидкий чай». Церемония «последнего угля» опускается.
«Чайное действо вне определенного времени.»
Чаепитие такого рода организуется
спонтанно, без предварительного приглашения
заранее выбранных гостей. Намерение
устроить чаепитие возникает во время
встречи друзей или коллег, что
обуславливает достаточно свободное
распределение ролей в
«Чайное действо, устраиваемое для тех, кто пришел после
основного чаепития».
Такое чаепитие устраивается
для тех, кто не смог по
уважительным причинам принять
участие в утренней или
Гости собираются где-нибудь недалеко от чайного домика и через кого-нибудь извещают хозяина о своем намерении осмотреть чайную утварь.
Хозяин посылает слугу встретить их. Следуя стандартному ритуалу гости входят в чайную комнату, осматривают нишу -токонома, чайную утварь и занимают свои места. Хозяин открывает створку входа в чайную комнату и приветствует гостей. Затем вступает в чайную комнату и сразу же принимается за приготовление напитка. Чаепитие проходит в такой последовательности: питие «густого чая» – добавление углей в очаг, угощение сластями – питие «жидкого чая». Окончив чаепитие, гости возвращают хозяину осмотренные чайницу и чайную ложку, после чего покидают чайную комнату.
Характер
проведения чаепития данного типа и
общую атмосферу чайного
Помимо описанных выше типов чайных церемоний существует еще не менее десятка видов чаепитий, с неканоническим ритуалом, имеющих свои специфические черты. Чайное действо представляет собой сложную динамическую систему, все функциональные элементы которой находятся в тесной взаимосвязи.
Глава 5. Чайная комната и пространство вокруг нее.
Чайная комната (Сукия) не претендует быть ничем другим, как лишь только маленьким домиком, соломенной хижиной, как мы ее называем. Слово "Сукия" значит "приют" фантазии" /значение первоначальный идеографов/. Впоследствии разные тимейстеры (мастера чая) вставили китайские знаки на место прежних, соответственно их концепции чайной комнаты, и термин "Сукия" может теперь означать "убежище пустоты" или же "убежище несимметрического". Это - приют фантазии, поскольку он представляет воздушную постройку, предназначенную укрывать поэтический импульс. Это - приют пустоты, поскольку он лишен всяких украшений, за исключением тех, которые помещаются в комнате, чтобы удовлетворить некоторым эстетическим потребностям момента. Это - убежище несимметрического, поскольку оно посвящено культу Несовершенного, и в нем намеренно оставлено кое-что незаконченным, чтобы дать место полету завершающей фантазии. Начиная с 16-го столетия, идеалы тиизма оказали такое влияние на внутреннее убранство обыкновенного японского дома, в смысле крайне простоты и целомудрия в замысле обстановки, что иностранцу он может показаться почти пустым.
Первая чайная комната, как таковая была созданием Сенно-Соэки, который обычно известен под своим позднейшим именем Рикьу, и который был величайшим из всех тимейстеров. В шестнадцатом столетии под покровительством Таико Хидейоши, он установил и довел до высокой степени совершенства обрядовую сторону чайной церемонии. Размеры чайной церемонии. Размеры чайной комнаты были предварительно определены Иово, знаменитым тимейстером пятнадцатого столетия. Чайная комната, в своем первоначальном виде представляла просто часть обыкновенной гостиной, отгороженную ширмой для целей чаепития. Отгороженная часть называлась "Какой" (загородка), название, и сейчас применяющееся в отношении чайных комнат, которые устроены в доме и не представляют независимых построек.
Сукия состоит из чайной комнаты собственно, предназначенной вмещать не больше, чем 5 лиц - число, наводящее на мысль об изречении: "Больше чем граций, меньше, чем муз": из передней /мидсуйя/, где моется и расставляется чайная посуда, перед тем, как внести ее в комнату; портика /макиаи/, где ожидают гости, пока их не пригласят войти в чайную комнату, и садовой дорожки /роджи/, которая соединяет макиаи с чайной комнатой.
Внешний вид чайной комнаты очень прост. Она меньше, чем самый маленький из японских домов, а материалы, из которых она строится, предназначены производить впечатление утонченной бедности. Но надо помнить, что все, что в целом является результатом глубокого артистического замысла, и что детали были выработаны с тщательностью, может быть большей, чем приходится затрачивать при постройке богатейших дворцов и храмов. Хорошая чайная комната стоит дороже, чем обыкновенный особняк, потому что выбор материалов, а также выполнение требуют большой предусмотрительности и точности. Действительно, строительные рабочие, занятые в этой отрасли, образуют особый и пользующийся почетом класс среди ремесленников, так как их работа более тонка, чем работа изготовителей лакированных шкафов.
Чайная комната не только отличается от произведений западной архитектуры, но и представляет резкий контраст с классической архитектурой самой Японии. Восточные древние благородные постройки, как светские, так и духовные были внушительны, даже по своим размерам. Те немногие, которые уцелели от гибельного пожара веков, все еще способны внушать жуткое чувство своим величием и богатством украшения.
Внутреннее убранство старых храмов и дворцов было очень пышно. В храме Худо/, в Удже, построенном в десятом столетии, мы все еще можем видеть вычурные навесы и золоченные балдахины, разноцветные и выложенные зеркальным стеклом и перламутром, а также остатки живописи и скульптуры, которые когда-то покрывали стены. В позднейшее время в Никко и в замке Ниджо в Киото можно увидеть, как структурная красота приносится в жертву богатству орнаментации, которая по цвету и выполнению деталей может сравняться с чрезмерной пышностью арабских и мавританских построек.
Простота и пуризм чайной комнаты возникли в результате рвения дзенистского монастыря. Этот монастырь отличается от других поскольку он - лишь жилое помещение для монахов. Его часовня - не место для религиозного культа или паломничества, но университетская аудитория, где студенты собираются для дискуссий или практики размышления. Комната пуста, за исключением центральной нищи, в которой позади алтаря стоит статуя Бодхи-Дхарма, основателя сект или Сакьямуни вместе с Кафиапа и Ананда, двумя старейшими патриархами Дзен. На алтаре стоят цветы и курится ладан в память великих заслуг этих мудрецов. Уже упоминалось о том, что именно монахи Дзен установили обряд чаепития из круговой чаши перед изображением Бодхи-Дхарма, что и послужило основой для возникновения чайной церемонии. Можно здесь добавить, что алтарь дзенистской часовни был прообразом таконома- почетное место в японской комнате, где помещаются обыкновенно живопись и цветы для поучения гостей.