Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 04:59, контрольная работа
Исламское искусство – это искусство, которое создавалось народами Ближнего и Среднего Востока с VII-го столетия на основе культурных традиций этого района и принципов ислама. Оно включает в себя различные области, такие как архитектура, каллиграфия, живопись, керамика и многие другие.
РЯЗАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ (ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ)
ВОЕННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
«ОБЩЕВОЙСКОВАЯ АКАДЕМИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ»
Факультет Коммуникаций и Автомобильного транспорта
Заочное отделение
Контрольное задание по культурологии на тему:
«Исламское искусство»
Выполнил студент
II курса гр.___________
_____________________
_____________________
Чита, 2014
ПЛАН
Исламское искусство – это искусство, которое создавалось народами Ближнего и Среднего Востока с VII-го столетия на основе культурных традиций этого района и принципов ислама. Оно включает в себя различные области, такие как архитектура, каллиграфия, живопись, керамика и многие другие.
Хотя его история охватывает не один континент и длится уже около полутора десятка веков, мусульманское искусство – отражение проявления сущности ислама – обладает такой самобытностью и спецификой, что распознать его можно с первого взгляда. Проявившись очень рано в полном расцвете (например, при строительстве Купола скалы в Иерусалиме, в 692 г.) исламское искусство не знало никакого промежуточного периода в своём развитии и сегодня оно является одной из таинственных загадок этой цивилизации.
Цель данной работы – раскрыть сущность исламского искусства, определить характерные черты исламской культурно-религиозной традиции рассмотреть исламскую архитектуру, определить особенности мусульманского изобразительного искусства.
Включение в состав Арабского халифата огромных территорий от Пиренейского полуострова и Северной Африки на западе и до Инда и Сырдарьи на востоке, завоеванных арабами-мусульманами в 7–8 вв., стало важным историческим событием раннего средневековья. Выйдя за пределы Аравийского полуострова, арабы в ходе завоеваний столкнулись с культурой соседних стран. Помимо доисламской культуры арабов, на мусульманское искусство большое влияние оказали византийская (христианская), сасанидская (персидская) и раннехристианская культура коптов Египта. Столь тесное переплетение традиций, навыков, научных знаний оказало чрезвычайно благодатное воздействие на творческую мысль мастеров исламского мира.
С самого начала искусство мусульманских стран отличалось самобытностью, что было связано с этнической культурой. Однако исламизация, охватившая все пространство, выработала общие принципы, которые стали обязательными для всех уголков мусульманского мира.
Вопреки широко распространенному мнению, запрет на изображение живого не упоминается в Коране. Зато в многочисленных хадисах (хадис – это высказывания Пророка, либо одного из его ближайших сподвижников) настойчиво говорится о таком запрете. Это объясняет, почему в мусульманском мире не существовало четкого и определенного подхода к предмету изображения. Есть две основные причины, по которому в мусульманском мире так щепетильно относятся к изображениям:
По исламу, Бог неопределим понятиями места, размера, цвета и формы, поэтому Его невозможно и нельзя изображать. Запрет на изображения Бога также присутствует в иудаизме, но не в христианстве, поскольку христиане считают, сто Бог, явившись в этот мир в человеческом обличье (богоявление), разрешил изображать себя.
Идолопоклонство и многобожие категорически запрещены в исламе и являются самым страшным грехом. Ислам не согласен с христианством в том числе и потому, что в христианстве присутствуют очень много икон и изображений святых, которых люди чрезмерно почитают, а это считается многобожием.
В данный момент запрет распространяется только на изображение живых существ и, в особенности, статуй и идолов. Не стоит забывать при этом, что в зависимости от эпохи и уровня культурного развития изображения живых существ воспринималось по-разному. Даже самые строгие мусульмане допускают изображения живых существ, если они небольших размеров (например, на монете) или если они необходимы для нормального функционирования государства (фотографии на документах, удостоверяющих личность). Стоит отметить тот факт, что в христианских церквах, превращенном в мечети, изображения живых существ сохранялись, если это не могло вызвать никаких нареканий. Из всего изложенного, мы можем заключить, что в исламском мире нет однозначного подхода к проблеме изображения.
Связь религии с искусством в мусульманской культуре изначально была очень тесной, практически нерасторжимой. Строгие законы веры наложили вето на многие виды искусства и средства художественной выразительности, характерные для творчества древности или иных религиозных традиций (буддизма, христианства).
Исламская архитектура является разнообразием архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания, также можно отнести архитектурные стили, популярные как в раннеисламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII веке и развился в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию и Кавказ. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В современное время мечети в соответствии с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру.
Искусство мусульманского Востока, подобно творчеству многих народов в эпоху Средневековья, было основано на канонических установках. Эти правила сложились достаточно быстро. Ведущим началом религиозного художественного мышления в исламской культуре стало сочетание декоративности и ритма. Иначе говоря, красоту произведения искусства видели в гармонии строгой, логичной геометрической формы с изощренными абстрактными декоративными украшениями. Впервые наиболее ярко и зримо исламский художественный канон воплотился в архитектуре. Его прообразом был дом Мухаммеда в Мекке. Здесь же на месте древнейшего языческого святилища Каабы, где хранится волшебный Черный камень (вероятно упавший метеорит), возникла самая ранняя мусульманская святыня.
Высоким сакральным смыслом наполнен для мусульман образ здания для молитвы – мечети (от араб. «масджит» – место поклонения). Мечеть имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Мечети не отличаются богатым лепным декором, их украшения имеют плоскостной характер. Но в оформлении глади стен арабские мастера достигли большого совершенства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью возводится величественный и также богато украшенный минарет (от араб. «манара» – маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.
Строительство мечети с куполом диаметром в десятки метров и минарета высотой с современное высотное здание требовало очень сложных математических расчетов, связанных с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности почв, высокого мастерства строителей. И арабы достигли в этом большого совершенства. Если в VII–VIII вв. мечети строили преимущественно византийские мастера, то в дальнейшем уже нередко арабов приглашали строить христианские храмы Византии.
Одна из самых древних мечетей возведена в Иерусалиме – городе-символе трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Мечеть была построена в 687-691 гг. в период правления халифов из богатого рода Омейя. Огромное здание, увенчанное сияющим на жарком солнце золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм библейского царя Соломона, разрушенной римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Круглая в плане, мечеть опоясана арочной галереей четкой восьмиугольной формы. Ее называют Куббат ас-Сахра («Купол скалы»), хотя в народе она издавна известна как мечеть Омара.
В начале VIII в. была сооружена Большая мечеть Омейядов в тогдашней столице халифата Дамаске (Сирия). Место, выбранное для ее строительства, говорит о многом: здесь ранее был храм античного бога Юпитера Дамасского, а затем христианская базилика, возведенная в память св. Иоанна Крестителя. Мечеть утверждала господство новой веры на этих землях, а ее форма надолго стала канонической. Колонная арабская мечеть – так принято называть эту архитектурную композицию. Ее центром является открытый квадратный или прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. Одна из сторон двора строго ориентированна на Мекку, и именно к ней примыкают многоколонный молитвенный зал. В стене зала – молитвенная чаша михраб, обращенная к Мекке. Чаша украшена инкрустацией, росписью, резьбой.
При несхожести декоративного оформления мечети, возведенные в разных странах, сохраняют общность архитектурного замысла. В этих сооружениях воплощено чувство покоя, равновесия с природой, единения с вечностью. Огромное значение для формирования художественного образа мечети имело само пространство, не заполненное рукотворными предметами. Эти «божественные пустоты» символизировали присущие духовные начала в помещении храма. Цветные изразцы, сверкающие чистыми красками на стенах мечети, придавали ей изысканную красочность.
В ансамбль исламской религиозной архитектуры входили минареты – башни, с которых муэдзин призывал верующих к молитве. Минарет строился рядом с мечетью или входил в ее композицию. По традиции минареты были круглыми, квадратными или многогранными в сечении. Гораздо реже встречаются башни спиралевидной формы (минарет аль-Мальвия в Самаре). Придерживаясь канонических правил, средневековые зодчие разных стран привносили в образ минарета ту «изюминку», что придавала сооружению неповторимое своеобразие. Таковы минареты, построенные в Турции: многоярусные, многогранные, очень высокие, они устремлены в небо своими острыми вершинами (например, игловидный минарет мечети Сулеймание в Стамбуле, возведенный в XVI в. по проекту выдающегося турецкого зодчего Хаджи Синана). ислам мусульманский искусство архитектурный
Недалеко от мечети строили баню – хаммам. Мусульманин, совершающий молитву, должен быть чист телесно и душевно, поэтому перед молитвой требовалось совершить омовение.
В структуру мусульманского города входили также рынки-базары, караван-сараи и дворцы правителя и знати. Караван-сарай (в переводе с персидского «дом караванов») – постоялый двор в городах и на торговых путях Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья. Караван-сараи известны с древности, когда только начинали складываться торговые отношения. Караванная торговля развивалась быстрыми темпами, и потому караван-сараи получили широкое распространение. В Азии чаще всего возводились зальные караван-сараи – прямоугольные здания, разделенные на нефы (средний неф – для людей и товаров, боковые – для животных). Наиболее распространены были караван-сараи с внутренним двором, окруженным одно- и двух-, реже – трехэтажными помещениями. На верхних этажах обычно располагалась гостиница, на нижнем – склады и стойла. Самым распространенным строительным материалом у мусульман был кирпич. Сверху кирпичную кладку покрывали керамической глазурью.
В 785 году в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до X в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых каменных блоков. Основное пространство мечети было уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» - восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колоннада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.
В конце X в. испанцы стали теснить арабов к югу. Последним оплотом на испанской земле стал Гранадский эмират. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки сгруппированы вокруг открытых дворов – Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.
Планировка Альгамбры подобна свободной музыкальной импровизации, при которой форма не имеет заранее предусмотренной композиции и рождается в процессе вдохновенной творческой работы. Представим: в зеркальной поверхности водоема отражается башня Комарес, которую принято называть дворцом. Двор обсажен миртовыми деревьями. Его обрамляют невысокие колонны с нишами, создающие поэтичное сочетание монументальной громоздкости (башня) и прозрачности, легкости (облик миртового двора). К дворцу Комарес примыкает дворец Львов (здесь протекала жизнь монарха). Название дворцу и прилегающему двору дали 12 каменных львов, окруживших фонтан, что расположен в центре комплекса. Каменные изваяния зверей говорят о светском характере жилища монарха, а также о влиянии европейского искусства на строгие канонические установки исламской культуры.
Альгамбра удивительно точно вписана в окружающую природу, гармонируя с вечнозеленой растительностью, душистыми цветами, упоительным воздухом гор. Поступающая по специально проложенным в мраморных плитах желобкам родниковая вода наполняла журчанием внутренние помещения дворца, привлекая бесчисленное множество птиц. Дворцовые покои были украшены произведениями декоративно-прикладного искусства.
Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов. Главной особенностью мусульманского искусства считается запрет, налагаемый исламом на изображение живых существ. Однако в Коране, главной духовной книге мусульман, об этом прямо не говорится. Длительный процесс интеграции многообразных художественных форм в общую средневековую арабо-мусульманскую культуру требовал предельно емких, обобщенных, абстрагированных схем. Сложные и не всем понятные сюжетные композиции исключались; более всего поставленной цели отвечал геометрический орнамент. Однако привлекает внимание факт осознания мусульманами невозможности достижения всеобщей гармонии даже в формах геометрического, регулярного орнамента, поскольку идеал – всемогущество Аллаха – не может быть ограничен им самим созданными законами. Тем не менее, восторженное, религиозно-мистическое отношение к орнаменту сохранялось в течение многих столетий.