Исламское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 04:59, контрольная работа

Краткое описание

Исламское искусство – это искусство, которое создавалось народами Ближнего и Среднего Востока с VII-го столетия на основе культурных традиций этого района и принципов ислама. Оно включает в себя различные области, такие как архитектура, каллиграфия, живопись, керамика и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная_Культурология.docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.

Центрами средневековой художественной культуры мусульманского Востока были разные города. После Дамаска это Багдад, Каир, затем Кордова, Бухара, Самарканд. Здесь строили не только мечети и минареты, но и дворцы, укрепленные цитаделями, медресе (мусульманские учебные заведения), крытые рынки, караван-сараи, библиотеки. Здесь и получила развитие важнейшая область художественного творчества арабского мира – декоративно-прикладное искусство, расцвела техника орнамента. Орнамент с его абстрактными формами, яркими красками, разнообразием ритмического «звучания» стал своеобразным символом «восточной красоты» в искусстве. Узорчатой вязью украшали внутренние и наружные стены зданий, покрывали предметы быта, ткани, ковры, дорогие ювелирные украшения. Сложное плетение красок, которое воссоздавал художник на плоскости, называется арабеской. В ней соединялись растительные узоры, навеянные разнообразными формами цветов, листьев, трав, с геометрическими фигурами (многоугольники, многолучевые звезды) и буквенными мотивами. Подобные волшебным цветам арабески придают особую утонченность и праздничность произведениям искусства, напоминают о неземной красоте исламского вероучения. Многие украшения дополнены изречениями из Корана, выполненными каллиграфической вязью.

В то же время в арабоязычных странах не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Искусство книжной миниатюры было светским, поэтому здесь не действовали запреты на изображение окружающего мира и людей. Живописцы, работавшие в этом жанре, воплощали сюжеты из классической литературы, но не только. Миниатюру нельзя рассматривать, как подобие книжной иллюстрации. Это самостоятельный вид искусства, в котором неразрывно связаны реальные события, вымысел и символика, декоративные образы и собственно иллюстрированные сюжеты.

Во многих музеях мира хранятся арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса, в частности Искандера – так называли на Востоке Александра Македонского.

Подобные сюжеты прослеживаются в произведениях прикладного искусства и других стран. Например, на серебряном блюде из Ирана, хранящемся в Эрмитаже, представлена иллюстрация к легенде о царе Бах рам Гуре и его наложнице – красавице Азаде. Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться не когтями, а букетом цветов).

Таким образом, декоративно-прикладное искусство средневекового арабского Востока не всегда согласовывалось с установками исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям различных народов халифата и подтверждало тот факт, что не все искусство здесь было подчинено религиозным установкам.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Эпоху феодализма народы арабских стран сделали крупный вклад в развитие мировой цивилизации. Средневековая культура Аравии, Сирии, Ирака, Египта, Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании была важным прогрессивным шагом в развитии человечества. Культура арабских стран в средние века имела определенные общие черты, обусловленные сходством путей и форм развития феодализма и связанной с этим общностью идеологии и других надстроечных явлений. Весь сложный комплекс социально-исторических причин, включая также процесс сложения арабских народностей (а не только религия, как принято считать в традиционной буржуазной литературе), определил относительное художественно-стилистическое единство средневекового искусства арабских стран на Ближнем Востоке. Самобытные арабские художественные традиции сохранялись и в наше время, особенно в творчестве замечательных мастеров народных ремесел. Рассмотренные характеристики искусства арабских стран характеризуют высокие художественные традиции создавших их народов.

Таким образом, можно сделать вывод, что исламская культура подарила миру одну ветку с всеобщего древа искусства, тем самым привнеся в мир нечто новое, доселе не существовавшее, и до не узнаваемости изменила то, что существовало до нее. Специфика и самобытность этого искусства поражает не знакомых с этой культурой людей и заставляет по-новому взглянуть на мир с другой точки зрения, сквозь призму религии и уклада жизни, которые существуют уже много веков, со времен возникновения ислама.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: Изд. МГТУ, 1992. – 256 с.
  2. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2001. – 517 с.
  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн.1-2. М., 2006. – 118 с.
  4. Искусство. Большой энциклопедический словарь. – М.: ООО «Издательство АСТ», Издательство «Внешсигма», 2001. – 1258 с.
  5. История искусства. Энциклопедия. 2007. – 232 с.
  6. История мировой культуры. Справочник. М., 2008. – 350 с.
  7. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. М., 2004. – 416 с.
  8. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2006. – 548 с.
  9. Хрестоматия по культурологи. Том 2. Под редакцией И.Ф. Кефели. М., 2009. – 266 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Исламское искусство