Исторические аспекты теории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время наблюдаются тенденции гуманизации всех сфер деятельности человека, в том числе и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной подготовке личности отводиться теперь изучению культуры. Данная работа - попытка самостоятельно и с помощью компетентных авторов изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры. После изученной литературы сделать ряд выводов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
Исторические аспекты теории культуры…………………………...
4
Понятие культуры…………………………………………................
4
Структура культуры………………………………………………….
6
Массовая и элитарная культура……………………………………..
8
Предназначение культуры……………………………………………
11
Взаимоотношение культуры, личности и общества……………….
13
Заключение………………………………………………………………..
16
Список литературы……………………………………………................
18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

  1. Исторические аспекты теории культуры…………………………...

4

  1. Понятие культуры…………………………………………................

4

  1. Структура культуры………………………………………………….

6

  1. Массовая и элитарная культура……………………………………..

8

  1. Предназначение культуры……………………………………………

11

  1. Взаимоотношение культуры, личности и общества……………….

13

Заключение………………………………………………………………..

16

Список литературы……………………………………………................

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Перед о мной стоит задача в данной контрольной работе рассмотреть  историю понятия «культура», ее структуру, различность культуры, ее предназначение и взаимоотношение с личностью  и обществом.

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых  в современном языке. Но это говорит  скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности  и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о материальной и духовной культуре, и прекрасно понимаем, что речь идет о музыке, театре, религии, в одном случае и о земледелии и садоводчестве, в другом. Но, классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Анализ культуры необходим  для того, чтобы сначала выделить и описать ценности, идеалы и образы, к которым нужно стремится, а потом поставить задачу: искать пути и средства достижения намеченных идеалов.

В настоящее время наблюдаются  тенденции гуманизации всех сфер деятельности человека, в том числе и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной подготовке личности отводиться теперь изучению культуры. Данная работа - попытка самостоятельно и с помощью компетентных авторов изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры. После изученной литературы сделать ряд выводов.

 

 

 

  1. Исторические аспекты теории культуры

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, а  также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально  понятие культуры подразумевало  целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и  прочее), а также воспитание и  обучение самого человека. Понятие  культуры также употребляется для  характеристики материального и  духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических  формаций, конкретных обществ, народностей  и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических  сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к  сфере духовной жизни людей. Хотя само слово "культура" вошло в  обиход европейской социальной мысли  лишь со второй половины XVIII века, более  или менее сходные представления  могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в "пайдейе", то есть "воспитанности", главное свое отличие от "некультурных" варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми  основным смыслом слова "культура", зародился, а в средние века получил  распространение иной комплекс значений, позитивно оценивающий городской  уклад социальной жизни и более  близкий к возникшему позднее  понятию цивилизация. Слово "культура" стало ассоциироваться скорее с  признаками личного совершенства, в  первую очередь религиозного. В эпоху  Возрождения под совершенством  культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а  в дальнейшем идеалу просветителей.

2. Понятие культуры

В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный  образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое  раскрывает сущность человеческого  бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемый духовный потенциал человека и, во-вторых, осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может  появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях  ее развития. Далее, когда мы говорим  о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт  человека, но творчество как универсальное  отношение человека к миру.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек  создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные  культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и  чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Однако, возможно, это только первый шаг к правильному пониманию  и определению культуры. Как реализуется  универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в  человеческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит  любое явление, любой предмет  с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для  человека. Что же такое смысл для  культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе  внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим  собой. Именно смысл определяет, что  мы ищем и что открываем в мире и в самих себе. Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного  образа или понятия. Даже если смысл  выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно  является предметным.

Например, один из самых важных смыслов - жажда любви - вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл  адресован не только разуму, но и  неконтролируем глубинами души непосредственно (помимо нашего сознания) затрагивает  наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен  рационально: большинство смыслов  таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя  многих людей и выступая основой  их мыслей и чувств. Именно такие  смыслы образуют культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для  него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Н.А. Мещерякова справедливо выделяет два  исходных (базисных) типа ценностного  отношения мир может выступать  для человека как "свое" и как "чужое". Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир "своим", превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия. Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Пожалуй, даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой души, поскольку они несут человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, не совершали бы величайших открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она появилась, нужен интерес человека к загадкам мира, нужно удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание начинается с удивления). Но интереса и удивления нет там, где нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоение мира и собственной души.

Отсюда можно дать такое  определение культуры. Культура - это  универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить  смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как  смысловой мир, который вдохновляет  людей и сплачивает их в некоторое  сообщество (нацию, религиозную или  профессиональную группу и т. д.) Этот смысловой мир передается из поколения  в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей

В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры - это  тот главный смысл, то общее отношение  человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов  и отношений.

При этом культура и ее смысловая  доминанта могут реализовываться  по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что  делают и что переживают люди. Объединяя  и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания  и сопереживания, язык для выражения  тончайших движений души. Наличие  смысловой доминанты культуры создает  саму возможность культурологии  как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно  выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже  изучать различные способы его  реализации, обращаться к деталям  и конкретным формам его воплощения. Система смыслов передается от одного человека к другому посредством  символов.

3. Структура культуры

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур.

Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества).  Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы

В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль - это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, "второй природой", "искусственно созданным" обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

Информация о работе Исторические аспекты теории культуры