Исторические аспекты теории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время наблюдаются тенденции гуманизации всех сфер деятельности человека, в том числе и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной подготовке личности отводиться теперь изучению культуры. Данная работа - попытка самостоятельно и с помощью компетентных авторов изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры. После изученной литературы сделать ряд выводов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
Исторические аспекты теории культуры…………………………...
4
Понятие культуры…………………………………………................
4
Структура культуры………………………………………………….
6
Массовая и элитарная культура……………………………………..
8
Предназначение культуры……………………………………………
11
Взаимоотношение культуры, личности и общества……………….
13
Заключение………………………………………………………………..
16
Список литературы……………………………………………................
18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)

6. Взаимоотношение  культуры,  личности и общества

Наряду с действием  на природу, культура влияет на ход  истории человечества, где она  взаимодействует с обществом, с  социумом.

История человечества - более  широкая реальность, чем культура. Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Но в историю человечества входит и разрушительная деятельность человека, например, войны, возникновение которых всегда сопровождается разрушением культуры. История, таким образом, включает все виды жизнедеятельности человека - конструктивные и деструктивные, прогрессивные и регрессивные. Поэтому тождества между развитием культуры и историей общества не может быть. Однако, верно и то, что культура обнаруживает себя в истории общества и вне этого она непостижима и невозможна. Смысл и содержание культуры невозможно понять, если рассматривать явления культуры вне конкретных исторических рамок, то есть абстрактно. Сущность исторического процесса, конкретной стадии в развитии общества является контекстом, по отношению к которому выявляется конкретный смысл и значение артефактов культуры. Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.

Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало  устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

Таким образом, общество создает  условия для социального развития человека, то есть человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того, общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизведения культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны. Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т.п., но в отличие от них регулятивы культуры могут использоваться на принципах свободного выбора.

Развитие интересов и  потребностей личности может стимулировать  изменение ценностей культуры и  тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности.

В развитом обществе человек  стремится действовать на основе единства, целостности и тождественности  своего "Я". Европейская культура всегда придавала личностному началу качество безусловности, независимости от других регулятивов общества, устойчивости и целостности личного мира человека. Только при таком положении личность способна в самой себе находить регулятивы и ценности, которые позволяют выстоять перед вызовом обстоятельств, придать вызову и обстоятельствам смысл, опираясь на собственное "Я"; только при таком положении возможно чувство ответственности в осуществлении своих целей, индивидуализм как установка на самостоятельное значение человека. Эти идеалы и ценности личностного поведения в обществе культивируются уже с античности в первых идеях рационального и мудрого образа жизни. Затем в христианстве, в идеях и идеалах индивидуального спасения. Далее, в эпоху Возрождения - идеалы гражданского и естественного права, просвещения и научности, рационализма в нравственных и правовых идеалах, и, наконец, в идеалах демократии, открытого общества и открытой культуры, характерных для XX века.

Культурное богатство  личности зависит от включения ценностей  в личную деятельности и от того, насколько общество стимулирует  этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в  личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условии для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, изучив литературу и проанализировав ее, можно сделать  следующие выводы:

- Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование,  развитие, почитание), исторически определенный  уровень развития общества и  человека, выраженный в типах  и формах организации жизни  и деятельности людей, а также  в создаваемых ими материальных  и духовных ценностях;

- Понятие культуры обозначает  универсальное отношение человека  к миру, через которое человек  создает мир и самого себя;

- Отношение человека к  миру определяется смыслом. Смысл  соотносит любое явление, любой  предмет с человеком: если нечто  лишено смысла, оно перестает  существовать для человека;

- Принято делить культуру  на материальную и духовную  соответственно двум основным  видам производства - материального и духовного;

- Особенности производства  и потребления культурных ценностей  позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру;

- Культура исторически  сформировалась в конечном счете  как способ духовного освоения  действительности, как духовное  производство;

- Шесть основных функций культуры (А. Маркова):

• первая, главная, – человекотворческая, гуманистическая  функция (связана с деятельностью  разума и динамикой ноумена энергии  культуры);

• остальные  пять, второстепенные и исходящие  из главной функции, – трансляционная (передача социального опыта), познавательная (гносеологическая), регулятивная (нормативная), знаковая (семиотическая) и ценностная (аксиологическая) функции (связаны с деятельностью ума и феноменальной стороной данного культурного пространства);

- Наряду  с действием на природу, культура  влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с  обществом, с социумом.

 

Культурное богатство  личности зависит от включения ценностей  в личную деятельности и от того, насколько общество стимулирует  этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в  личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условии для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.

Человек является частичкой  системы, называемой обществом. Путь развития человека, его культурная деятельность зависит от концепции (основной идеи) общества. Выбрав путь знания вы сможете  начать своё действительное существование.

Усвоение культуры  осуществляется  с помощью научения. Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она  не приобретаемая биологическим  путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни  людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

К сожалению  ограниченность во времени не позволяет  более всесторонне и всеобъемлюще рассмотреть вопрос культуры, как одного из величайших феноменов и продуктов жизнедеятельности человека и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18,стр 507-510.
  2. Радугин А.А. Философия. М., 1998
  3. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996
  4. Словарь русского языка том 2. М.: Русский язык – 1982
  5. Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля том 2. М., 1978
  6. Тронский И.М.  "История  античной литературы". Из-во "Высшая школа", Москва, 1988 г
  7. Учебник по истории средних веков. Из-во "Просвещение", Москва,1984 г
  8. Учебный курс по культурологии для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс – 1997
  9. Философско-энциклопедический словарь. М.: ИНФРА М – 1998

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Исторические аспекты теории культуры