Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:57, реферат
17 марта 1776 года князь Петр Урусов получил правительственную привилегию на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством построить театр, который мог бы служить украшением города, и в котором можно было бы проводить оперные, балетные и драматические спектакли, а также маскарады.
Дата получения привилегии считается днем основания профессионального театра в Москве, рождением его труппы. А была она вначале невелика: 13 актеров, 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора с балетмейстером и 13 музыкантов. Труппа была единой - одни и те же актеры участвовали в драме, опере и балете.
Старый Петровский театр Мэддока 1780-1805 гг…………………3 стр.
Большой Петровский театр 1825-1853 гг. …………………………4 стр.
Большой театр 1856-1917 гг. ……………………………………….5 стр.
Большой театр 1917-1941 гг. ……………………………………….7 стр.
Большой театр во время войны 1941-45 гг. ………………………..9 стр.
Большой театр c 1945г. по настоящее время……………………….11 стр.
Список литературы и источников…………………………………..19 стр.
С 1919 года возникла традиция проводить в Большом театре заседания, посвященные годовщинам революций, партийные съезды, отмечать юбилейные даты общегосударственного значения. Это определило статус Большого театра как центра национальной культуры, в общем.
Двадцатые годы проходят под знаком музыкальной классики, но появляются уже и советские оперы: "Декабристы" Золотарева, "Сын солнца" Василенко и "Тупейный художник" Шишова. В1927 году москвичам показывают первый советский балет - "Красный мак" Глиэра, в котором блистала Екатерина Гельцер.
В тридцатые годы обновляется репертуар. Зрители увидели оперы "Алмаст" Спендиаров, "Леди Макбет Мценского Уезда" Шостаковича. Из Большого часто шли радиотрансляции.
А
какие певцы! Нежданова, Обухова, Барсова,
Держинская, Степанова,
Давыдова, Максакова, Кругликова, Козловский,
Лемешев, Норцов, Батурин,
Михайлов...
В тридцатые годы балет был представлен искусством Семеновой, Мессерера, Улановой, Ермолаева, Лепешинской, Габовича, Преображенского, Кондратова... Чтобы увидеть или услышать своего кумира, люди выстаивали ночные очереди.
Последней предвоенной премьерой
была показанная 13 февраля 1941 года "Хованщина".
А уже во второй половине лета Москва обрела
суровый облик. На площади Свердлова появились
зенитки, колыхались притянутые к земле
аэростаты воздушного заграждения...
В 1920 г. в день 150-летия Бетховена в бывшем императорском фойе был открыт концертный зал, носящий имя великого композитора. Здесь на протяжении двадцати лет на музыкальных вечерах выступали самые выдающиеся исполнители (в настоящее время Бетховенский зал используется для творческих мероприятий коллектива Большого театра).
В 20-е годы академик И. В. Жолтовский разработал свой первый вариант проекта пристройки к Большому театру и реконструкции его сценической части. В 1921 г. была создана специальная комиссия, обследовавшая здание Большого театра и выявившая катастрофическое состояние полукольцевой стены зрительного зала, служившей опорой для сводов коридоров ярусов и основных конструкций зрительного зала. При подводке фундаментов в 1894 и 1899 гг. полукольцевая стена зрительного зала как новая, возведенная после пожара в 1856 г., не вызывала сомнения в своей надежности и не обследовалась.
Фактически покоящаяся на слабом фундаменте, она не выдерживала веса конструкции зала и коридоров и дала трещины по всей высоте шести ярусов. Конструкции сводов разрушились настолько, что из них начали выпадать кирпичи. Деформации конструкций вызвали перекос барьеров лож, полы в них наклонились.
Опасность полного разрушения зрительного зала была настолько очевидна, что к противоаварийным работам пришлось приступить немедленно.
Большой театр во время
войны 1941-45 гг.
1941 был очень тяжелым для
В эвакуации коллектив провел год и девять месяцев. В первые дни на сцене Дворца культуры имени Куйбышева давались лишь концерты артистов, оперы "Травиата" и балет "Лебединое озеро", а в конце 1942 года были показаны премьеры: 8 ноября опера "Вильгельм Телль" Д. Россини, удостоенная Государственной премии, и 30 декабря балет "Алые паруса" В. Юровского. В 1943 года театр показывал в Куйбышеве уже 9 оперных и 5 балетных спектаклей, не считая многочисленных концертов.
5 марта 1942 года в Куйбышеве,
впервые в стране, оркестр Большого
театра под управлением
Симфония, над которой Д. Шостакович работал в осажденном Ленинграде, стала музыкальным памятником Великой отечественной войны. "Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою симфонию", - писал композитор.
Первое исполнение Седьмой симфонии
Шостаковича стало
В суровых условиях первых месяцев войны
оркестр, солисты и ваш замечательный
руководитель С. Самосуд проявили огромное
мастерство, подлинный высокий артистизм".
В Куйбышев уехала не вся труппа театра,
многие оставались в Москве. По решению
правительства оставшаяся часть
коллектива стала давать спектакли
в помещении Филиала. Спектакли
начинались в дневное время, воздушные
налеты часто прерывали действие,
зрители спускались в бомбоубежище,
но после отбоя тревоги
В эти суровые годы коллектив создавал и совершенно новые произведения, среди них опера Д. Кабалевского "В огне", первый отклик на события войны. Премьера ее состоялась на сцене Филиала Большого театра 19 сентября 1942 года.
28 октября 1941 года, прорвавшийся
к Москве немецкий
В июле 1943 года артисты Большого театра вернулись в Москву. Выполняя свой долг перед Родиной, работники театра проводили спектакли и концерты в Фонд обороны страны, на постройку танков и самолетов. Они отдавали свои личные сбережения на подарки бойцам Красной Армии - всего было ими собрано более 3 300 000 рублей.
Непосредственно на фронт выезжало 16 бригад артистов театра, они дали около 2000 концертов. Артисты театра выступали на агитационных и мобилизационных пунктах, военкоматах, госпиталях. Всего за период войны артисты Большого театра дали свыше 10 000 шефских концертов.
Начавшие обслуживать
В день победы - 5 мая 1945 года - ведущие мастера оперы и балета Большого театра участвовали в грандиозном концерте, данном на ступенях поверженного рейхстага. Осень 1941 года. Несмотря на сложную обстановку - шли жестокие бои за Москву на ближних подступах к столице - в замаскированном здании Большого театра непрерывно велись восстановительные работы.
Большой труд вложил в дело реставрации здания в военные годы архитектор А.П.Великанов. Он выполнил контрастную окраску кольцевых коридоров партера.
Наружный коридор был окрашен
светлым охристым тоном, примыкавший
же к стене партера - в красный
тон, создавший мягкий переход от
лаконичной архитектуры коридоров
к нарядному убранству
Полностью были восстановлены и фасады театра. К восстановлению фигур муз были привлечены скульпторы М.С.Рукавишников и С.В.Кольцов.
Театр залечил нанесенные ему войной раны и в сентябре 1943 года открыл сезон оперой "Иван Сусанин", патриотическая тема которой с особой силой прозвучала для зрителей, заполнивших в эти дни возрожденное к жизни здание.
Большой театр c 1945г. по настоящее время.
Окончание войны коллектив Большого театра отметил ярким, праздничным спектаклем - постановкой балета С.Прокофьева "Золушка" (балетмейстер Р.Захаров, художник П.Вильямс, дирижер Ю.Файер). В главной партии с блеском выступила на премьере Ольга Лепешинская.
А в следующем году состоялась премьера другого балета С. Прокофьева - "Ромео и Джульетта" в постановке Л.Лавровского с целым созвездием исполнителей: Г.Уланова, М.Габович, С.Корень, А.Ермолаев.
Данью уважения театра к классическому наследию народов Чехословакии, Польши и Венгрии явились постановки опер "Проданная невеста" Б.Сметаны (1948), "Галька" С. Монюшко (1949),"Ее падчерица" Л.Яначека (1958), "Банк бан" Ф.Эркеля (1959).
Появляются новые постановки классических русских опер, многие из них становятся как бы началом их новой сценической жизни - "Евгений Онегин" П.Чайковского (1944) и "Садко" Н.Римского-Корсакова (1949) в редакции Б.Покровского; "БорисГодунов" (1943) и "Хованщина" (1950) М.Мусоргского в постановке Л.Баратова; "Сказание о граде Китеже" (1983, режиссер Р.Тихомиров) и "Золотой петушок" (1988, режиссер Г.Ансимов) Н.Римского - Корсакова. Продолжая работу над лучшими образцами Западного наследия, театр поставил оперы Д.Верди "Аида" (1951),"Фальстаф" (1962), Д.Обера "Фра-Дьяволо" (1955), Л.Бетховена "Фиделио" (1954), а несколько позже оперы, довольно редко появляющиеся на сценических подмостках, а в Большою театре поставленные впервые - "Юлии Цезарь" Г.Генделя (1979) и "Ифигения в Авлиде" Х.Глюка (1983).
Поисками новых форм хореографического языка отмечены постановки балетмейстеров В.Вайнонена ("Мирандолина" С.Василенко, 1949), Л.Якобсона ("Шурале" Ф.Яруллина, 1955), В.Чабукиани ("Лауренсия" А.Крейна, 1959), И.Григоровича ("Каменный цветок" С.Прокофьева, 1959), О.Тарасовой и А.Лапаури ("Подпоручик Киже" С.Прокофьева, 1963, где блистала Раиса Стручкова) К.Сергеева ("Тропою грома" К.Караева, 1959), К.Голейзовского ("Лейли и Меджнун" С.Баласаняна, 1964). Интересными творческими находками отмечены постановки балетов "Героическая поэма" Н.Каретникова (1964, хореография Н.Касаткиной и В.Васильева), "Чиполлино" К.Хачатуряна (1977, постановка Г.Майорова), "Эскизы" А.Шнитке (1985, хореограф А.Петров).
Театр постоянно поддерживает тесные контакты с творческими работниками разных стран. В постановке оперы "Укрощение строптивой" В.Шебалина (1957) принимал участие чешский дирижер Зденек Халабала, а оперы "Дон Карлос" Л.Верди (1963) - болгарский дирижер Асен Найденов. Немецкие режиссеры Иоахим Херци Эрхард Фишер осуществили постановки опер "Летучий голландец" Р.Вагнера (1963) и "Трубадур" Д.Верди (1972), а художник миланского театра "Ла Скала" Николай Бенуа оформил несколько постановок: "Сон в летнюю ночь" Б.Бриттена (1965),"Бал-маскарад" Д.Верди (1979) и "Мазепа" П.Чайковского (1986). В расчете на творческую индивидуальность Майи Плисецкой кубинский балетмейстер Альберта Алонсо создал спектакль "Кармен-сюита" на музыку Ж.Бизе-Р.Щедрина (1967), а французские хореографы Вера Боккадеро и Ролан Пети поставили балеты "Любовью за любовь" Т.Хренникова (1976) и "Сирано де Бержерак" на музыку М.Констана (1988).
Постановки Б.Покровского, более 50-ти лет связанного с Большим театром, определяют музыкально-актерский и режиссерский уровень театра. Эталоном стали спектакли "Руслан и Людмила" М.Глинки (1972), "Отелло" Д.Верди (1978) и оперы С.Прокофьева "Война и мир" (1959), "Семен Котко" (1970), "Игрок" (1974).
В лучших спектаклях послевоенного репертуара раскрылся талант многих выдающихся певцов: Сергея Лемешева, Ивана Петрова, Марка Рейзена, Павла Лисициана, Ирины Архиповой, Евгения Нестеренко, Владимира Атлантова, Алексея Кривченя, Бэлы Руденко, Тамары Милашкиной, Александра Огнивцева, Зураба Соткилавы, Артура Эйзена, Галины Вишневской, Юрия Мазурока, Тамары Синявской, Маквалы Касрашвили и других.
В течение 30 лет руководителем балета
Большого театра был Юрий Григорович.
Его лучшими постановками стали "Легенда
о любви" А.Меликова (1965), "Иван Грозный"
С.Прокофьева (1975)."Золотой век" Д.Шостаковича
(1982).
Ошеломляющее впечатление произвел на
всех балет "Спартак" А.Хачатуряна
(1968), ставший триумфом для его создателей:
Ю.Григоровича, С.Вирсаладзе, Г.Рождественского
и исполнителей партий - Владимира Васильева,
Михаила Лавровского, Мариса Лиепы, Екатерины
Максимовой, Наталии Бессмертновой, Нины
Тимофеевой, Светланы Адырхаевой.
В качестве хореографов в последние годы выступали ведущие солисты труппы. Зрелым мастером зарекомендовал себя В.Васильев, поставивший балет "Икар" С.Слонимского (1976), хореографическую композицию "Эти чарующие звуки..." (1978),балет на музыку К.Молчанова "Макбет" (1980). С огромным успехом прошла в 1986 году премьера балета В.Гаврилина "Анюта" в постановке Васильева с Екатериной Максимовой в главной роли.
Хореографы стремятся к
Гордостью исполнительской культуры является оркестр Большого театра. Это коллектив с безупречной техникой, тончайшим чувством ансамбля. Он состоит из первоклассных музыкантов, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов, педагогами музыкальных учебных заведений.
Больших успехов, достиг хор театра - один из важнейших участников оперного спектакля.
Целые главы в истории современного театрально-декорационного искусства составляет творчество выдающихся мастеров театральной живописи, работавших над оформлением спектаклей Большого театра - Ф.Федоровского, М.Курилко, В.Дмитриева, П.Вильямса, В.Рындина, Н.Золотарева, С.Вирсаладзе, В.Левенталя.
В 1990 году театр вновь обращается к П.И.Чайковскому. Впервые за всю историю Большого театра на его сцене была осуществлена постановка оперы "Орлеанская дева". Эта новая работа режиссера Б.Покровского с большим успехом идет по сей день, отличные отзывы она получила и на гастролях.
Информация о работе История Большого Академического Театра в Москве