Как
известно, Масленица и связанный
с нею карнавал отмечается
пышно и красочно почти во
всех европейских странах, в
Великобритании же, однако, этот народный
праздник был менее популярен. Правда,
в период средневековья – в XIV – XVIвв. –
он был распространен повсеместно в Англии
и отмечался обычно шумным весельем, различного
рода состязаниями и традиционно масленичным
блюдом – блинами – в течение всей масленичной
недели. Но постепенно сужались сроки
его празднования, связанные с ним обычаи
были перенесены на другие народные праздники,
и с XIX в. по существу празднование Масленицы
ограничивается лишь одним днем, хотя
этот день и сейчас остается одним из любимых
народных праздников. Праздник Масленицы
приходится теперь на вторник первой недели
великого поста, который носит название
«исповедальный вторник». Его называют
так же «блинный день».
Помимо
соревнований, непосредственно связанных
с блинами, к этому дню в Великобритании
приурочено и много других спортивных
игр и развлечений, главной общей чертой
которых являлось обязательное присутствие
в той или другой мере элементов борьбы,
драки. У народов Британских островов
можно было встретить несколько видов
таких игр. Иногда это была просто вольная
или кулачная потасовка. В Бристоле, к
примеру, в исповедальный вторник по улицам
шли процессии различных профессий –
кузнецов, плотников, бондарей и моряков.
Когда две процессии встречались на каком–нибудь
перекрестке, между ними начиналась вольная
борьба, кулачные поединки. Распространен
был так же обычай перетягивания каната.
Но
самой распространенной и популярной
игрой в этот день повсюду
на Британских островах был
футбол. Обычай играть в футбол
с течением времени присоединился в некоторых
областях и к другим праздникам – рождеству,
сретению, пасхе, но все же, по всем данным,
он был издавна приурочен прежде всего
к масленичному периоду. Можно предположить,
Что первоначально футбол был не просто
развлечением, а каким-то важным ритуалом.
Об этом свидетельствует серьезное отношение
к нему во времена средневековья как к
обряду, а не развлечению. «В средние века,-
свидетельствует запись одного летописца
XVI в. из пограничной области между Шотландией
и Англией, - считалось религиозным долгом
каждого играть в футбол в определенные
праздничные дни, и духовенство принимало
участие в игре, иногда даже внутри священных
зданий»10.
Как
и в других странах Западной
Европы, в Англии своеобразным
обычаями отмечается день 1 апреля, называемый
«днем дураков». С полуночи до 12 час. Дня
1 апреля каждый мог подшутить над своими
друзьями, знакомыми, обмануть их. Того,
кто попадался на первоапрельскую шутку,
встречали веселым смехом и криками: «Апрельский
дурак!». Раньше иногда обманы были очень
изощренными, в сети шутников попадались
десятки, сотни людей. Так, например, один
из самых больших обманов 1 апреля, о котором
долго потом вспоминали все газеты и журналы,
произошел в Лондоне в 1860 г., когда несколько
сотен людей отпечатанные в типографии
приглашения прибыть «… на ежегодную
торжественную церемонию умывания белых
львов, которая состоится в Тауэре в 11
часов утра 1 апреля». В назначенный час
большие толпы людей осаждали ворота Тауэра,
и лишь спустя некоторое время, они поняли,
что их всех сделали «апрельскими дураками»11.
Небольшие
шутки, обманы разыгрываются еще
в этот день и в наше время.
Сейчас они практикуются главным
образом детьми и молодыми
людьми.
Большое
разнообразие обычаев и обрядов,
связанных с весенним обновлением
природы, со встречей весны, на Британских
островах вобрали в себя два самых больших
весенних праздника: Пасха и 1 мая. Как
и другие большие праздники, перед пасхой
имеют место различные по форме обряды
поздравления с праздником и сбора за
эти поздравления подарков. В канун Пасхи
компании из мальчиков или молодых мужчин
ходили от дома к дому, исполняя простые
драматические сценки. За это их награждали
яйцами, деньгами. Это обычай был особенно
распространен в Лакшире, Кемберленде,
Йокшире и Чешире.
Приготовляли
к Пасхе и особые кушанья.
В прошлом у англичан на
Пасху надо было обязательно
подавать на стол яйца и
зелень, или вообще что-либо из
растительной пищи. Возможно, поэтому
позднее одним из главных пасхальных
блюд стал рябиновый торт или
рябиновый пудинг, в некоторых местах
шпинатный. Были на пасхальном столе и
молочные и молочные блюда – особенно
часто густой варенец, сыр и сырный торт.
Из мясных блюд приготовляли обязательно
запеченный окорок, жареную телятину.
Но непременным атрибутом, как и у всех
других европейских народов, были яйца.
Кульминационным
пунктом всех многочисленных
обрядов весеннего календарного
цикла у народов Британских
островов было 1 мая. Этот древний
праздник полного расцвета обновленной
весенней природы вобрал в себя
много различных ритуалов, обычаев, связанных
как с хозяйственной деятельностью сельских
жителей, так и с эстетическим восприятием
народом наступления весны.
По
своему характеру день ! мая в
Англии – это прежде всего
праздник пышного весеннего расцвета
всей растительности – праздник цветов.
Как и повсюду в Европе, праздник 1 мая
знаменовал собой начало лета. Ни один
календарный праздник года не имел такой
эмоциональной окраски, как 1 мая. Майский
день – прежде всего непосредственное
выражение радостного настроения людей
в начале лета, эстетическое восприятие
красот весны. Однако в этот день свершались
магические обряды, направленные на повышение
плодородия, роста хлебных злаков. И вплоть
до настоящего времени зелень всегда оставалась
характерной чертой майского праздника.
В
обрядах, приуроченных к следующему
за пасхой празднику Вознесения,
прежде всего проявляется забота
о сохранении посевов в наступающем
периоде роста восходов. В эти
дни раньше сельские жители
устраивали крестные ходы вокруг
своих полей, молебствия на нивах.
Наконец,
большой народный праздник расцвета
весны и начала лета был
связан с одним из главных
праздников церковного календаря
– Троицей. На Британских островах
обряды, приуроченные к этому
дню, во многом сходны с первомайскими
ритуалами. Как в дни мая, дома, улицы украшались
ветками березы и других деревьев, гирляндами
цветов, продолжались танцы, игры вокруг
майского столба. Праздник Троицы по смыслу
приуроченных к нему народных календарных
обрядов занимает промежуточное положение
между весенними летним циклами, в нем
сочетаются элементы и весенней, и летней
обрядности, и им в сущности заканчивался
весенний цикл народных календарных праздников
на Британских островах.
Самый
большой праздник англичан –
Рождество – считается семейным
праздником и его отмечают обязательно
дома, в узком кругу. Квартиры и дома украшают
вечнозелеными растениями – ветками плюща,
омелы. А вот Новый год принято встречать
в людных местах – клубах, кафе или просто
на улице.
Следовательно,
в обрядах и традициях англичан
много общего с русскими традициями и
традициями других народов Европы.
Заключение
Для
правильного понимания этнического
образа, этнического самосознания
англичан следует помнить, что главными
чертами их национального характера являются
стабильность и постоянство характера.
Это обусловлено прежде всего географическим
положением страны. Являясь островным
государством, Великобритания в течение
многих столетий умело избегала внешних
воздействий с континента, что препятствовало
смешению культур, изменению ценностей
и структуры национальной психологии.
Эти
же причины отчасти лежат в
основе широко известного консерватизма
англичан. Понятие «консерватор»
наряду с негативным заключает
в себе и позитивный смысл. Это
не только противник перемен, но и тот,
кто оберегает наследие прошлого, традиции,
обычаи своего народа. В Великобритании
сознательно пропагандируется историческое
прошлое страны, отсюда и происходит культивирование
старинных обрядов, ритуалов, личной свободы
и национальных норм поведения, Любые
дела англичанами решаются «согласно
обычаю», и поэтому их можно считать рабами
своих традиций.
Длительна
и упорная работа на поприще
коммерции породила в этнической
психологии англичан черты сухой
расчетливости и предприимчивости, сдержанность,
выдержку и уверенность в себе. Темп жизни
в Англии несколько замедлен, и поэтому
англичане флегматичны и хладнокровны,
им присуще невозмутимое спокойствие,
выдержка, но отнюдь не равнодушие и не
отсутствие инициативы. Просто для англичан
характерен хорошо выработанный механизм
торможения эмоций, который обнаруживается
в умении игнорировать беду. Именно тогда
проявляется их окрашенный юмором оптимизм.
При этом английский юмор весьма существенно
отличается от французского остроумия,
стремящегося показать тонкость ума в
ярких, смешных, язвительных оценках различных
событий явлений. Для англичан характерно
чувство юмора, направленное на себя либо
на представителей их этнической общности.
Они любят высмеивать свои отрицательные
качества, однако не позволяют этого делать
другим.
При
встрече с препятствием их
умение владеть собой трансформируется
в упрямую одержимость. Они
высоко ценят способность охранять
спокойствие и даже недооценивать
степень опасности в экстремальных
ситуациях.
Характерной национальной чертой
англичан также считается их
«холодность». Как считают исследователи,
формирование этой черты произошло
под влиянием двух причин. С
одной стороны, это культивирование
в течение большого исторического
промежутка времени таких качеств, как
максимальная сдержанность, рассудительность,
выдержка и самообладание, а с другой –
проявление преимущественно флегматичного
и сангвинического темпераментов. Англичане
не столько избегают иностранцев, сколько
не проявляют к ним особого интереса, относясь
к ним снисходительно. Жители Британских
островов издавна тяготели к двум стереотипным
образам иностранцев. В одних они привыкли
видеть соперников, которых необходимо
победить, в других - дикарей, которых
надлежало усмирить и приобщить к цивилизации,
подчинив их британской короне. В обоих
случаях англичане не проявляли желания
знакомится с языком и образом жизни иностранцев,
с которыми вступали в контакт.
Таким
образом, социальная, нравственная
и духовная жизнь англичан
и их национальный характер мало изменились
за длительный промежуток времени. Те
же традиции и обычаи присутствуют в жизни
современной Великобритании. Те же черты
и качества, которые отмечали исследователи
у англичан прошлых лет, продолжают жить
в современных англичанах.
Библиографический
список
- Грушевицкая
Т. Г. Основы межкультурной коммуникации:
учеб. Для вузов / под ред. А. П. Садохина.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Календарные
обычаи и обряды в странах Зарубежной
Европы / Академия Наук СССР. – М.: Наука,
1977.
- Народы и
религии мира: энциклопедия / гл. ред. В.
А. Тишков. – М.: Большая российская энциклопедия,
1999.
- Садохин А.
П. Этнология: Учебник для вузов / А. П. Садохин,
Т. Г. Грушевицкая. – М.: Академия, 2001.
- Сухарев В.
О. Психология народов и наций / В. О. Сухарев,
М. В. Сухарев, М. В. Сухарев. – Донецк: Сталкер,
1997.
- Тер-Минасова
С. Г. Язык и межкультурная коммуникация.
– М.: Слово, 2000.
- Этнология:
учебник для вузов / под ред. Г. Е. Маркова
и В. В. Пименова. – М. Наука, 1994.