Итальянское Возрождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришёлся в основном на XIV - XVI столетия, а в Италии начался ещё в XIII в., принято называть эпохой Возрождения. Термин «возрождение» (перевод французского термина «ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов и последовавших за ними регулярных сношений с Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались.

Содержание

Введение
1. Гуманизм и его недостатки
2. Данте Алигьери, Петрарка Франческо, Боккаччо Джованни
3. Высокое возрождение
4. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти
5. Внутренний мир человека в поэзии
6. Лженаука и естествознание
7. Позднее Возрождение и его угасание
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история культуры средних веков и нового времени.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Ульяновский государственный университет

Факультет культуры и искусства

Кафедра культурологи

История культуры средних веков и нового времени 
 

Контрольная работа

На  тему: Итальянское Возрождение 
 
 
 

Выполнила

Студентка группы КЗУ – 21

Нейкова Мария  Валерьевна

Проверил:

Мишенькина  Наталья Сергеевна 
 
 

Ульяновск 2012 
 

Содержание

    Введение

    1.      Гуманизм и его недостатки

    2.      Данте Алигьери, Петрарка Франческо, Боккаччо Джованни

    3.      Высокое возрождение

    4.      Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти

    5.      Внутренний мир человека в поэзии

    6.      Лженаука и естествознание

    7.      Позднее Возрождение и его угасание

    Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Мощный  всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришёлся в основном на XIV - XVI столетия, а в Италии начался ещё в XIII в., принято называть эпохой Возрождения. Термин «возрождение» (перевод французского термина «ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов и последовавших за ними регулярных сношений с Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались. Но и в самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали тщательно изучаться представителями итальянской городской интеллигенции.

Используя античную идеологию, созданную когда-то в наиболее оживленных в экономическом  отношении и наиболее демократических  по своему политическому строю городах  древности, нарождавшаяся новая  буржуазия не просто пассивно усваивала, но перерабатывала её по-своему, формулируя своё новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого мировоззрению феодализма. Второе название новой итальянской культуры — гуманизм как раз и свидетельствует об этом. Гуманистическая культура в центр своего внимания ставила самого человека (humanus — человеческий), а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии. В гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места. Человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как нечто «греховное», что надо было подавлять или истязать, а как самоцель, как самое главное в жизни. Земное существование признавалось единственно реальным. Познание природы и человека объявлялось сущностью науки. В противоположность пессимистическим мотивам, господствовавшим в мировоззрении средневековых схоластов и мистиков, в мировоззрении и настроении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы; для них была характерна вера в человека, в будущее человечества, в торжество человеческого разума и просвещения. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры.

1. Гуманизм и его  недостатки.

Я –  мост, ведущий в Ад и в Рай…

Рассмотрим  теперь, к какому разряду принадлежали люди, впервые связавшие настоящее  с древностью и положившие эту  древность в основание новой  образованности.

Предтечами  этих новых людей были ещё странствующие клерики XII века. Мы видим здесь такое же скитальческое существование, такое же свободное, и даже более чем свободное, воззрение на жизнь и те же зачатки античной поэзии. Но на место средневековой образованности, носящей по преимуществу духовный характер и культивируемой духовными лицами, выступает новое течение, в основе которого лежит стремление ко всему, что находится за пределами Средних веков. Активные представители нового направления приобретают выдающееся индивидуальное значение благодаря тому, что знают то, что знали древние, стараются писать, как писали древние, начинают мыслить и вскоре также воспринимать впечатления так, как мыслили и воспринимали древние. Традиции, которым они посвящают свою деятельность, проникают в жизнь всё активнее. Но у гуманизма были и недостатки. Новые писатели часто скорбят о том, что гуманизм и возрождение древности помешали развитию национальной итальянской образованности, заметно проявлявшейся во Флоренции около 1300-го года. Тогда, говорят они, во Флоренции все умели читать, даже погонщики ослов пели дантовские канцоны, и лучшие из сохранившихся итальянских манускриптов – дело рук флорентийских писцов; тогда, говорят, было возможно возникновение популярной энциклопедии вроде “Tesoretto” Брунетто Латинни, и всё это являлось результатом активного участия граждан в государственных делах, широкой торговли и путешествий. Флоренция процветала, потому что в ней не знали, что такое праздность. Дарования флорентийцев высоко ценились в целом мире, их услугами все пользовались. С усилением гуманистических течений, по мнению недовольных этим явлением, начиная с 1400-го года национальные стремления исчезают, решения всех проблем с той поры ищут только у древних, а потому вся литература склоняется к одним только цитатам. Даже падение свободы связывают с увлечением классической древностью, навязавшей современникам рабское поклонение авторитету, и литература древних заслужила особое расположение и покровительство итальянских деспотов, потому что она рисует картину уничтожения муниципальных

Тем не менее, культура XIV века в силу внутренней необходимости стремилась воспринять гуманизм, а величайшие итальянские  гении, само по себе наиболее национальные, широко открыли двери гуманизму  и очистили путь для его завоеваний в XV веке. Самыми яркими фигурами этого времени, несомненно, являются поэты Данте, Петрарка и Боккаччо.

2. Данте Алигьери, Петрарка  Франческо, Боккаччо  Джованни

Оставь  надежду, всяк сюда входящий…

Данте жил в Италии в те времена, когда  итальянские города отстояли независимость в борьбе с Папой Римским и немецким императором и превратились в богатые и процветающие республики. Генуя и Венеция прославились своими мореплавателями и купцами, Флоренция — ремесленниками и банкирами.

Внутри  каждого города шла напряженная борьба. Разбогатевшие горожане, получившие прозвище «жирный народ», притесняли мелких ремесленников, которых называли «тощим народом». Знатные роды враждовали между собой. Еще со времен борьбы против германского императора возникли две партии — гвельфы, выступавшие против императора и поддерживавшие Папу Римского, и гибеллины, союзники императора и противники Папы. Даже после установления независимости каждая из них преследовала свои цели.

Это бурное время и дало миру Данте, великого поэта, которого называли последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени, создателем итальянского литературного языка. Он родился во Флоренции, в дворянской семье. Девятилетним мальчиком на пышном майском празднике он увидел дочь своего соседа Беатриче. Она была его ровесницей. Эта встреча и сдела­ла его поэтом.

Прошло  девять лет, и Данте опять встретил Беатриче, теперь уже неотразимую  красавицу. Детская влюбленность превратилась в романтическую любовь. Беатриче вскоре умерла и навсегда осталась для своего возлюбленного идеалом любви и красоты. Первые циклы стихов Данте посвятил Беатриче. В стихах он оплакивал и ее уход из этого мира.

Данте участвовал в политической борьбе. Партия гвельфов, к которой он принадлежал, раскололась на белых и черных гвельфов. Белые гвельфы выступали против Папы Римского. Данте примкнул к ним. Победа оказалась на стороне черных гвельфов. Данте пришлось бежать из родного города. Его заочно приговорили к сожжению на костре. За годы скитаний он терял друзей, страдал от коварства и измены, искал любви и счастья, верности и дружбы, надеялся и боролся. Ему так и не пришлось вернуться во Флоренцию, куда он стремился всей душой. Даже когда он стал знаменитейшим из поэтов, гордостью Италии, ему разрешили вернуться на родину на таких унизительных условиях, что он гордо отказался.

Всю свою жизнь, все свои страдания и победы Данте вложил в главное произведение – поэму под названием «Комедия». В этой поэме он рассматривает  античный и христианский мир, правда, не на равных, но постоянно проводит между ними параллель. Подобно тому, как в ранний период Средних веков обычно сопоставляли между собою различные типы и образы Старого и Нового Завета, так Данте в обосновании своих идей пользуется большей частью и языческим и христианским сравнением. Позже за совершенство поэму стали называть «Божественной комедией». Данте описал в своей поэме ад, чистилище и рай, населив их душами своих современников. В мировой поэзии «Божественная комедия» сравнима только с поэмами Гомера, а из произведений нового времени — с поэмами Гете и Пушкина. Несколько веков спустя Бальзак назвал собрание своих романов «Человеческой комедией».

Почти сразу же после Данте в Италии появились еще два поэта, чьи  имена вошли в мировую литературу. Это Петрарка и Боккаччо.

Петрарка  живет доныне в памяти большинства человечества как великий итальянский поэт, но слава его среди современников заключалась гораздо больше в том, что он, так сказать, олицетворял в себе классическую древность, умел искусно подражать всем видам латинской поэзии, своими историческими произведениями старался сделать древнюю ученость доступной всем и писал «послания» или рассуждения об отдельных предметах древности, не имеющие большой ценности для нас, но значение которых вполне понятно в то время, когда ещё не было никаких руководств.

Петрарка, как и Данте, был флорентийцем. Его отец принадлежал к партии белых гвельфов, и когда-то вместе с Данте ему пришлось бежать из Флоренции. Петрарка тоже многие годы провел в скитаниях по Италии. Его  лирические стихи о любви были известны повсюду. Париж, Неаполь и Рим приглашали его, чтобы короновать как короля поэзии. Петрарка выбрал Рим, и на Капитолийском холме его увенчали лавровым венком. Как и Данте, Петрарку считают создателем итальянского литературного языка.

Самые знаменитые стихи Петрарки посвящены его прекрасной возлюбленной –  Лауре, которую он видел всего один раз и которая вдохновила его на возвышенную любовь. В другом известном произведении –  поэме «Триумфы» -  Петрарка в образной форме описал победу любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем.

Имя Лаура, как и имя Беатриче, стало символом любви, нарицательным именем возлюбленной поэта. Имя самого Петрарки — символом поэта любви.

Боккаччо  был незаконнорожденным сыном флорентийского купца и француженки. Родился он в Париже в 1313-м году, детство и вся его жизнь прошли в Италии. Десятилетним мальчиком отец отдал его к купцу, чтобы сын научился торговать. Вместо торговых счетов Боккаччо с детских лет писал стихи. Купец понял, что торговца из его ученика не получится, и отправил его обратно к отцу. Отец заставил сына еще восемь лет просидеть за купеческими книгами расходов и доходов. Юноша оказался настойчивым, и отец разрешил ему изучать право, надеясь, что сын получит профессию юриста. Боккаччо подружился с Петраркой и по-прежнему находил время для стихов.

Позже Боккаччо стал известен и как дипломат. Он бывал при дворах многих итальянских  князей и правителей с различными дипломатическими поручениями. Пользуясь своей известностью и авторитетом, Боккаччо убедил правительство Флоренции открыть специальную кафедру для изучения трудов и произведений их великого земляка Данте, которого они некогда изгнали из родного города, Боккаччо издал первую биографию великого поэта, он же впервые назвал его знаменитую поэму «Божественной комедией».

Боккаччо  написал много стихов и сочинений. Среди них трактаты «О знаменитых женщинах», «О несчастьях знаменитых людей». Но в мировую литературу он вошел  как автор «Декамерона», сборника новелл. В книге их ровно сто, повествующих о том, как семь дам и три юноши собрались на загородной вилле и десять дней рассказывали друг другу истории о любви.

Создавая  свои новеллы, Боккаччо обработал известные  притчи и анекдоты о любви, представив их как бы в новом виде (поэтому их и называют новеллами, что переводится с итальянского как «новости»). «Декамерон» стал своеобразной энциклопедией любви. Слава Боккаччо затмила славу многих писателей и философов.

Боккаччо  выше всего ценил поэзию Данте и Петрарки. Он считал Петрарку своим близким другом; когда поэт ушел из жизни, Боккаччо заболел и через некоторое время умер от печали.

Стихи Данте и Петрарки пережили многие века. Они и сейчас трогают и  волнуют любителей поэзии. «Декамерон»  Боккаччо и сегодня стоит на полке рядом с книгами его великих современников, а раскрывают его, пожалуй, чаще, чем «Божественную комедию» Данте или сонеты Петрарки.

3. Высокое Возрождение.

Первые  три десятилетия культурного  развития Италии в XVI в. на редкость богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства – на основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли. Тогда же обрела зрелые формы и ренессансная эстетика, которая складывалась преимущественно на неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля. Эстетика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих мастеров —Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо, Кастильоне, других писателей, в многочисленных философских трактатах о любви. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и художественного стиля, достигшего классических черт и выразительности, создавала определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в культуре Высокого Возрождения.

Информация о работе Итальянское Возрождение