Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:48, реферат
Год 1762 был знаменательным для России – в результате дворцового переворота на трон взошла Екатерина II Великая. Ее правление продолжалось по 1796 г. и стало «золотым веком» в русской истории.
Два русских императора – Петр I и Екатерина II – укрепляли и развивали Российское государство, создавали новую культуру поведения. Но если Петр хотел сделать все наскоком и сразу, то Екатерина действовала постепенно и продуманно: собственным примером и похвалой. За 34 года ее правления строились по плану города, возводились каменные здания, мостились улицы. В стране открывались новые учебные заведения, отрабатывались учебные программы.
Введение.
Год 1762 был знаменательным для России – в результате дворцового переворота на трон взошла Екатерина II Великая. Ее правление продолжалось по 1796 г. и стало «золотым веком» в русской истории.
Два русских императора – Петр I и Екатерина II – укрепляли и развивали Российское государство, создавали новую культуру поведения. Но если Петр хотел сделать все наскоком и сразу, то Екатерина действовала постепенно и продуманно: собственным примером и похвалой. За 34 года ее правления строились по плану города, возводились каменные здания, мостились улицы. В стране открывались новые учебные заведения, отрабатывались учебные программы.
В царствование Екатерины в России утвердился новый художественный стиль – классицизм. Он вырос из ренессанса и сложился в европейском искусстве еще в XVII в. В середине XVIII столетия классицизм пережил новый мощный подъем.
В
основе классицизма было обращение
к античности изучение неоклассики
стран Западной Европы эпохи Ренессанса
и Просвещения. В аристократических
кругах находили поддержку идеи гражданственности,
характерные для западного
В
России классицизм получил распространение
в 1760-е гг. Практически все русское
искусство этого периода
Особенности классицизма.
Стиль
в искусстве отражает характер мировосприятия
человеком окружающего мира. Классицизм
видел мир как разумно
Классицизм утверждал превосходство разума и порядка над хаосом. С проблемой разума в классицизме тесно связан выбор художественной формы – ясной и простой. Произведения классицизма выглядят ясными, легкими для зрительного восприятия.
Главным источником вдохновения для классицизма была природа. Однако его идеологи считали, что творец не должен слепо копировать окружающий мир, его следует преобразить в соответствии с существующими понятиями о прекрасном. Поэтому классицизм всегда идеализирует натуру. Считалось, что изображать следует лишь то, что вечно, непреходяще в своей красоте. Сторонники классицизма полагали, что существуют некие каноны красоты, открытые античным искусством. Образцом для них была культура Древних Греции и Рима.
Классицизм
утверждал строгие
Классицизм всегда признавал особую важность просветительской функции искусства. Многие произведения искусства эпохи классицизма, особенно в литературе, живописи, скульптуре, носят назидательный, нравоучительный характер.
Искусство
классицизма сформировало новый
тип героя – гражданина, патриота,
человека, стойко переносящего все
испытания судьбы. Он всегда подчиняет
личные интересы общественному благу.
Классицистический герой всегда
верен своему долгу служения государству
и обществу. В этом искусство классицизма
продолжило традицию античности.
Классицизм в России.
Возникновение и развитие стиля классицизм в России пришлись на правление Екатерины Второй, поэтому в русском искусстве его стали называть екатерининским.
Во второй половине XVIII в. Россия активно сотрудничала со странами Западной Европы, происходил культурный обмен. Роль церкви в жизни общества снизилась, поэтому культовых зданий строили меньше, зато резко увеличилось гражданское строительство. Композиции культовых и гражданских сооружений стали более упорядоченными. В архитектуре воцарилась симметрия и размеренность.
Архитектура второй половины XVIII в. прошла в своем развитии два этапа: ранний классицизм (1760-е – начало 1780-х) и строгий классицизм (середина 1780-х – 1790-е). На первом этапе тон задают общественные здания, на втором – городские частные дворцы и усадьбы. В раннем классицизме основой планировочных схем чаще всего служат одна-две правильные геометрические фигуры. В строгом классицизме господствуют усадебные схемы (центральный корпус, соединенный галереями с боковыми павильонами). В этот период дворяне получили освобождение от обязательной государевой службы, что способствовало массовому строительству загородных усадеб с пейзажными парками. В центрах городов создавались ансамбли общественных и дворцовых построек. Ансамбль – отличительная черта классицистической архитектуры.
В екатерининское время продолжалось строительство Петербурга и загородных резиденций царской семьи. Получает развитие монументальная роспись плафонов и настенное панно. Во дворцах появляются новые помещения: танцевальные залы, кабинеты и пр. Каждое из них требовало своего убранства.
Развитие
русской культуры во второй половине
XVIII в. обусловило появление значительных
живописных и скульптурных произведений,
непосредственно и
Архитектура.
В
XVIII в. проекты новых зданий увязывались
с общим планом, поэтому повышается
роль архитектора и меняются методы
его работы. Необходимой стадией,
предшествующей строительству, стал точный
чертеж, утверждаемый заказчиком. В
Москве, Петербурге и других крупных
городах создавались
Для зданий русского классицизма характерны строгий композиционный строй и ясная тектоника. По высоте дома делились на рустованную цокольную часть и основную верхнюю. Фасады освобождались от сложной пластики и живописного декора барокко. Их основу составляла ордерная композиция.
В архитектуру конца XVIII в. вошли центрические композиции. Зодчие классицизма стремились воскресить дух античности в русских дворцовых зданиях, культовых и парковых постройках.
Российская архитектура XVIII в. вышла на передовые рубежи мирового зодчества.
Баженов Василий Иванович. Один из основоположников русского классицизма, профессор Римской национальной академии искусств Св. Луки, член Флорентийской и Болонской академий художеств, академик, а затем вице-президент Петербургской академии художеств.
Его исключительное дарование как зодчего не было востребовано в полной мере. Большинство его проектов остались нереализованными. Среди них – проект Кремлевского дворца в Москве, усадьба Царицына.
Замечательным творением Баженова является дом П.Е. Пашкова в Москве – сооружение дворцово-усадебного типа с трехчастной композицией. Основной архитектурный массив составляет центральный трехэтажный корпус. По обеим сторонам здания рассоложены двухэтажные корпуса. Центральный корпус украшен колоннадой коринфского ордера, объединяющей второй и третий этажи. Боковые колонны заменены статуями, что придает зданию дополнительную выразительность и легкость. Тонкая продуманность общей композиции и всех деталей сообщает этому сооружению изящность и вместе с тем монументальность в духе античной классики.
Матвей Федорович Казаков. Один из основателей русского классицизма. Его проекты определяли характер застройки Москвы конца XVIII – начала XIX вв. Казаков сыграл важную роль в утверждении принципов строгого классицизма в русском зодчестве.
Казакову
принадлежи проект здания Сената в
Кремле – одно из самых значительных
произведений русского классицизма. Ощущение
торжественности создает
Здания Казакова отличает художественная образность. Так, Московский университет своей архитектурой напоминал городскую усадьбу, что ассоциировалось с образом обители наук. К сожалению, университет, как и многие постройки Казакова, сгорел в 1812 г.
Джакомо Кваренги. Один из крупнейших российских архитекторов русского классицизма. Автор проектов зданий Академии наук на Васильевском острове, Эрмитажного театра, копий Лоджий Рафаэля, Смольного института благородных девиц, Конногвардейского манежа, Александровского дворца в Царском Селе и т.д.
Здание Академии наук на набережной Невы восходит к типу богатого частного особняка: строгая компактность объема с двумя ризалитами, портик с восемью ионическими колоннам и типично петербургское крыльцо с лестницей на два «всхода».
Эрмитажный театр удачно сочетался с ритмом фасадов соседних зданий – Зимнего дворца и Эрмитажа. Своеобразна компоновка интерьеров, особенно зрительного зала. Зодчий отказался от традиционной схемы дворцовых театров XVIII в. с ярусами лож и расположил места амфитеатром.
Смольный институт расположен рядом с ансамблем Растрелли. Протяженный главный фасад Смольного торжествен и монументален. Центр отмечен величавым восьмиколонным портиком, а выступающие вперед крылья и ограда обрамляют обширный парадный двор. Интерьеры просты по отделке, выделяется только парадный актовый зал – он украшен коринфскими колоннами. Смольный институт – пример четкой планировки, отвечающей требованиям удобства.
Классицизм Кваренги благороден, его постройки достойно украсили Петербург.
Чарльз Камерон. Один из самых тонких архитекторов-классицистов, автор камерных дворцово-парковых ансамблей и утонченно-нарядных интерьеров. Его излюбленный прием – сопоставление массивных и хрупких архитектурных форм.
Из работ Камерона в Царском Селе наиболее значительна группа сооружений, примыкающих к Большому дворцу, корпус так называемых Агатовых комнат, Висячий сад и большая открытая галерея, названная его именем.
Наиболее сдержанно выполнен фасад двухэтажного здания Агатовых комнат, выходящих к дворцу. Первый этаж облицован массивными неотесанными камнями, второй украшен только нишами со скульптурой. Фасад, выходящий в противоположную сторону, на террасу Висячего сада, совершенно иной – с колоннами и легкой открытой ротондой в центре. Его колоннады образуют переход к открытым колоннадам Камероновой галереи. Она помещена на арочном цокольном этаже, возвышающемся над склоном холма. К торцу галереи со стороны озера ведет монументальная лестница.
Камероном возведены также дворец и несколько павильонов в парке Павловска.
Дворцово-парковый ансамбль Павловска ведет свое летоисчисление с 1777 г, когда Екатерина II подарила сыну, великому князю Павлу Петровичу, придворные охотничьи угодья на берегу речки Славянки. По проекту Камерона там были возведены дворец, несколько павильонов и мостков.
Архитектурный центр Павловского ансамбля – Большой дворец, построенный в стиле русского классицизма. Он состоит из центрального, увенчанного куполом корпуса и двух небольших флигелей, связанных с ним открытыми колоннадами-переходами. Главное здание, центр которого образует обширный Итальянский зал, имеет три этажа.
Отделка
парадных залов роскошна и великолепна.
Одновременно со строительством дворца
формировались коллекции
От парадного двора начинается широкая липовая аллея, соединяющая дворец с парком.
Созданный
в эпоху расцвета русского классицизма,
ансамбль Павловска с дворцом-музеем
и парком является выдающимся памятником
русской культуры конца XVIII – начала
XIX вв.
Скульптура.
В
поисках идеально-прекрасного, героического
начала отечественные скульпторы не
прибегают к отвлеченной
Русский классицизм стал величайшим стимулом для развития гражданских идей в скульптуре. Мастера скульптуры были яркими творческими индивидуальностями, но их всех объединяли общие принципы, усвоенные в Академии.