Классицизм Екатерины Великой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Год 1762 был знаменательным для России – в результате дворцового переворота на трон взошла Екатерина II Великая. Ее правление продолжалось по 1796 г. и стало «золотым веком» в русской истории.
Два русских императора – Петр I и Екатерина II – укрепляли и развивали Российское государство, создавали новую культуру поведения. Но если Петр хотел сделать все наскоком и сразу, то Екатерина действовала постепенно и продуманно: собственным примером и похвалой. За 34 года ее правления строились по плану города, возводились каменные здания, мостились улицы. В стране открывались новые учебные заведения, отрабатывались учебные программы.

Вложенные файлы: 1 файл

классицизм Екатерины Великой.docx

— 32.18 Кб (Скачать файл)

       В отличие от барокко классицистическая  декоративная пластика располагается  на фасаде здания по определенной системе: в основном в центральной части, главном портике и боковых  ризалитах или на верху. В интерьере  скульптура размещается преимущественно  в вестибюле, на парадной лестнице, в анфиладе парадных залов.

       Федот Иванович Шубин. В полной мере дарование этого портретиста проявилось уже в одном здесь его первых произведений – бюсте А.М. Голицина. Глубоко проникнув во внутренний мир модели, Шубин выразил в мраморе чувство превосходства над окружающими, пресыщенность жизненными благами, нотки скептицизма, светскую изысканность манер – эти черты Голицина явно ощутимы в шубинском бюсте.

       У Шубина человек предстает во всем многообразии своего внешнего и духовного  облика. Таковы бюсты государственных  деятелей, военачальников, ученых, знати. Поражает гибкость мастера, с которой  он применяет приемы обработки материала.

       Шубин работал в Петергофе над обновлением  обветшавших статуй. Ему принадлежи Пандора в ансамбле Большого каскада, в 1780-е гг. скульптор много занимается архитектурно-декоративной пластикой.

       Михаил  Иванович Козловский. Скульптор редкого дарования, автор монументов, рельефов, статуй, надгробий и т.д. Главные темы его станковых произведений взяты здесь античности.

       Козловского-классициста  увлекает тема героя. Мы знаем немало портретов Суворова. Среди изображений  русского полководца статуя Козловского  занимает особое место. Памятник Суворову не имеет портретного сходства. Статуя для Козловского есть возвышенный  прообраз, далекий от обыденности. Главное  – обобщающий образ национального  героя, в военном облачении которого соединены элементы вооружения древнеримского полководца и средневекового рыцаря. Легкая фигура прекрасно смотрится  на цилиндрическом гранитном постаменте. Энергичным жестом Суворов поднимает меч. Статую называли «богом войны». В памятнике есть внутреннее сходство с генералиссимусом, в нем претворены нравственная сила, величие духа героя.

       Очень содержательна композиция памятника. Благодаря соразмерности гармоничных  пропорций исследователи справедливо  относят этот памятник к наиболее совершенным творениям русского классицизма.

       Одновременно  Козловский работает над статуей  Самсона – центральной фигурой  в Большом каскаде Петергофа. В нем соединились мощь античного  Геракла и экспрессия образов  Микеланджело.

       Подлинная тема «Самсона» – не библейское сказание, а многовековая борьба России со Швецией. Исполин, разрывающий пасть льву, олицетворял победу России над Швецией.

       Этьен Морис Фальконе. Автор одного из лучших монументов XVIII в. – памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге, прозванного Медным всадником. Мастер создал образ-символ всадника, поднимающего твердой рукой коня на дыбы. Героизм и патетичность замысла памятника – характерные черты классицизма. Использование естественной скалы в качестве постамента монумента соответствовало основополагающему принципу Просвещения – верности природе.

       Художественный  образ Медного всадника слагался из совокупности точек обзора. Всадник  предстает во всей своей мощи сразу  же.

       Скульптор категорически восставал против аллегорий. Он оставил только змею под  копытами коня, имеющую не только смысловое, но и композиционное значение. 

       Живопись.

       Вторая  половина XVIII в. – одна здесь существенных вех в истории русского искусства. Под руководством Академии художеств  происходит становление классицистической живописи. Благодаря А.П. Лосенко зарождается исторический жанр.

       Свое  понимание человека утверждает новое  поколение мастеров: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский. Под  воздействием идей классицизма развивается  пейзажный жанр: композиция строится из трех планов, каждый из которых имеет  свой цвет. Образцом для художников чаще всего служит природа Италии.

       Мастера бытового жанра обращаются к современному сюжету и типажу. Художественные средства классицизма используются в бытовом  жанре для утверждения важности и значительности народной темы.

       Во  второй половине XVIII в. особого развития достигает портретное искусство.

       Антон Павлович Лосенко. Основоположник исторической живописи XVIII в. Общественное признание начинается с картины «Владимир и Рогнеда» на сюжет русской истории. Князь Владимир здесь просит прощения у Рогнеды-пленницы за то, что с войной пошел на ее землю, убил ее отца и братьев и против воли взял ее в жены. Лосенко в духе просветительской эпохи, в стиле времени, тяготеющего к изображению героического, стремится оправдать Владимира, показать его раскаяние. В постановке чисто психологической задачи можно увидеть новый этап в истории отечественной живописи.

       Колорит картины состоит из сочетаний  теплых красных и золотисто-оранжевых  оттенков в одежде Владимира, холодного  красного тона плаща Рогнеды и  бело-серого цвета ее платья. Это  соответствует облику героев: теплые цвета – румяному лицу Владимира, холодные – бледности заплаканного лица Рогнеды. Большие локальные  цветовые пятна, четко определенный центр композиции, статуарная пластика фигур говорит о победе классицистических  черт над барочными.

       Лосенко еще многое роднит с уходящей эпохой барокко. Черты барокко долго  будут сохраняться в академической  живописи и в русском и в  западноевропейском искусстве.

       Главными  выразительными средствами классических произведений становятся рисунок и  светотень. Цвет раскрашивает форму. Объем  лепится не столько цветом, сколько  светотенью.

       Федор Степанович Рокотов. Выходец из семьи крепостных. Прославленный мастер портрета. Даже его ранние работы показывают, что русское искусство вступило в новую фазу развития: характеристики портретируемых полны лиризма человечности, многогранны, усложняется выразительный язык. В лучших работах Рокотова сочетаются черты рококо и ясности классицизма.

       Портрет И. Орлова – первая попытка Рокотова дать интимно-тонкую характеристику  «движения души» - закономерное продолжение  развития интереса русских художников к психологизации образа.

       Полотна Рокотова конца 1760-х и 1770-х гг. свидетельствуют  о том, что складывается определенный тип камерного портрета и определенная манера письма, своеобразный строй  художественных средств. Фигура повернута  по отношению к зрителю в ¾, объемы создаются сложнейшей светотеневой лепкой, тонко гармонизированными тонами. Аксессуары не играют значительной роли, иногда вовсе отсутствуют. Живописными  средствами Рокотов передает душевные состояния: насмешливость скептика В.И. Майкова, ленивую улыбку и задумчивость «Неизвестного в треуголке», грусть, хрупкость, незащищенность А.П. Струйской, неуверенность «Неизвестной в розовом  платье». Одухотворенность, недосказанность  чувств, переменчивость настроения –  все это черты камерного портрета.

       Одно  из важнейших средств Рокотова –  колорит. Чтобы добиться цветового  единства, художник применяет грунт  теплого тона. Образ строится в  определенном тональном ключе на гармоническом слиянии близких  цветовых оттенков, легких мазков, тончайших  лессировок. Динамичность движения кисти  создает впечатление мерцающего красочного слоя, усиливающееся прозрачной дымкой. Рокотов как бы выхватывает  лицо здесь тьмы, оставляя все остальное в тени. В итоге возникает некое представление о человеке, соответствующее нравственным идеалам и мастера, и его эпохи.

       На  рубеже 1770-1780-х гг. под воздействием новых эстетических воззрений происходят изменения и в манере Рокотова. Открытость и прямота портретируемых лиц уступают место выражению  непроницаемости и сдержанности, осознанию духовной исключительности. Модели отличают горделивая осанка и  статичность позы. Рокотов все  более тяготеет к классицизму.

       Особое  значение приобретает декоративная сторона живописи. Художник больше использует локальные цвета. Фактура  сглажена, мастерство доведено до совершенства. Лицо по-прежнему светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. С 1780-х гг. можно  говорить о «рокотовском женском  типе»: гордо посаженная голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная полуулыбка.

       Огромная  заслуга Рокотова перед отечественным  искусством состоит в том, что  он создал портрет, построенный на игре чувств и мгновенных настроений, особой одухотворенности образов, изысканной по цвету живописи. Именно в портретах  Рокотова были увековечены неповторимые черты его современников, выражен  их внутренний мир, их сущность. Рокотов  воплотил в искусстве идеал человека своей эпохи. Восприятие человека, свойственное Рокотову, глубоко интимно, связано  с проникновением в смысл душевных движений.

       Дмитрий Григорьевич Левицкий. Великий мастер парадного и камерного портретов. В каждом из них он проявил себя художником, тонко чувствующим национальные черты своих моделей.

       На  «Портрете П.А. Демидова» изображен  богач, склонный к причудам. По композиции – это классический парадный портрет. Но Демидов одет по-домашнему, весь его облик не соответствует традиции репрезентативного портрета, а главное, ей не соответствует выражение лица: нет ни светской надменности, ни барского самодовольства. Глядя на это лицо, начинаешь понимать непростой внутренний мир Демидова. Живопись сочная, плотная, цвет приближен к локальному – это крупные цветовые пятна жемчужного, белого, оранжевого тона. В портрете Демидова Левицкий как бы расширил возможности парадного портрета.

       В 1772-1776 гг. Левицкий создает портреты воспитанниц Смольного института  благородных девиц. Живописец старался изобразить свои модели в наиболее характерных для них позах, ролях  и образах. В итоге получился  художественный ансамбль, объединенный светлым чувством радости бытия  и общим декоративным строем.

       «Смолянки»  – это парадные портреты, предназначавшиеся для Большого Петергофского дворца. Но Левицкого интересовал и другой подход к модели: раскрытие внутреннего мира людей высокой духовной культуры (портреты Д. Дидро, Е.И. Молчановой, М.А. Дьяковой и др.).

       Наибольшей  славы Левицкий достиг в 1780-е гг. Именно тогда он написал портреты почти всего петербургского высшего  общества. Характеристика индивидуальности становится более обобщенной, подчеркиваются типические черты. Появляется однообразие  художественных средств выражения: однотипные улыбки, слишком яркий  румянец щек, один прием расположения складок. Поэтому чем-то похожими становятся на портретах жизнерадостная барыня Е.А. Бакунина и по-немецки чопорная Доротея Шмидт.

       Левицкий  много работал над портретами императрицы. Наиболее удачным считается  ее изображение в образе законодательницы: «Екатерина II в храме богини Правосудия». Аллегорический язык портрета – дань классицизму. Екатерина указывает  на алтарь, где курятся маки, символ сна и покоя. Это означает, что  без сна и покоя она отдает себя служению отечеству. Над императрицей – статуя правосудия, у ног –  орел – символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн – корабль  как символ морской державы. Интенсивность  цвета с преобладанием локальных  тонов, скульптурность форм, подчеркнутая пластичность, четкое деление на планы – все это черты уже зрелого классицизма.

       Владимир  Лукич Боровиковский. Выдающийся портретист, создатель композиционного канона женского портрета: поясной срез фигуры, опирающейся на дерево, тумбу и др., в руке цветок или плод, всегда на фоне природы. Фигура размещена как бы на стыке светлого и темного. Иногда из портрета в портрет повторяются не постановка фигуры, но даже платья и украшения, как в изображениях Е.Н. Арсеньевой и Скобеевой. Белое платье, жемчужное ожерелье, яблоко в руке – все повторяется, но образы совершенно разные. Оба портрета отличают высокие живописные качества: ясная пластичность формы, изысканная живописность, прекрасно разработанная воздушная среда.

       В 1790-х гг. Боровиковского увлекает душевное состояние человека, его тонкие душевные переживания, приемы сентиментализма, особенно популярные на рубеже веков. В ряду таких портретов своим  живописным мастерством и чарующим обаянием модели выделяется портрет  М.И.Лопухиной, написанный в холодных светлых голубовато-зеленых тонах. Тонко, с большой любовью дан  нежный образ мечтательной женщины, с поразительной убедительность раскрыт ее душевный мир. В этом портрете выразилось то, что является самым  основным и существенным в творчестве  Боровиковского – стремление раскрыть красоту человеческих душ.

       Сентиментальные настроения коснулись и изображения  монархини. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке не был  ни написан с натуры, ни заказан  императрицей. Художник создал необычный  для того времени образ. Екатерина  представлена в шлафроке (халате) и  чепце, с любимой левреткой у  ног. Она предстает перед зрителем простой «казанской помещицей», которой  любила казаться в последние годы жизни. Образ Боровиковского ничем  не напоминает Екатерину-законодательницу. Так за десятилетие изменяются художественные вкусы – от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой трактовке сентиментального образа сельской жительницы.

Информация о работе Классицизм Екатерины Великой