Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:42, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить закономерности и особенности развития библиотек Пензенской губернии конца XVIII – начала XX веков с учетом местных социокультурных условий. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: – рассмотреть сферы общественной жизни, состояние которых оказывало непосредственное влияние на жизнеспособность, темпы развития, видовое разнообразие, круг читателей, объемы и состав библиотек в губернии; – проанализировать историю формирования и развития различных библиотек Пензенской губернии конца XVIII – начала XX веков в сопоставлении с процессами, происходившими на территории всей России в целом и на провинциальном уровне в частности;
Введение ……………………………………………………………………….……..3-4
§ 1. Становление библиотек на территории Пензенской губернии (конец XVIII – конец XIX вв.) …………..........................................................................................................5-15
§ 2. Пензенские библиотеки во второй половине XIX – начале XX века........16-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………...33-34
Фонд
библиотеки формировался за счет пожертвований
со стороны государственных
Пик деятельности пришелся на 1837 – 1840 гг. и был отмечен высокой читательской активностью. Состав фонда был довольно разнообразен (художественная литература, сельское хозяйство, юриспруденция, философия и т.д.) и по отчету 1857 года включал 747 названий книг и периодических изданий (2288 томов)20. Упадок публичной библиотеки начался в 1840-е годы и был вызван целым рядом объективных причин. Во-первых, отсутствовали государственные и общественные механизмы, которые могли бы обеспечить библиотеке бесперебойное финансирование. Практика частных пожертвований оказалась эффективной только в первые годы ее функционирования. Во-вторых, читательский мир губернии еще только начинал складываться. Книжных магазинов и лавок почти не было. Дворяне, составлявшие основу просвещенной городской интеллигенции, имели в большинстве случаев прекрасные фамильные собрания и, в принципе, особой нужды в общедоступных библиотеках не испытывали. В-третьих, в период правительственной реакции публичная библиотека фактически вышла из-под контроля властей и была брошена на произвол судьбы как проект, не принесший ожидаемых результатов. В этом отношении ее судьба не является исключением и находит массу аналогий в других городах российской провинции. Публичная библиотека в Пензе не “прижилась” и это при корреляции с общероссийскими тенденциями лишний раз доказывает, что подобные учреждения создавались и поддерживались из центра искусственно, без учета местных условий.
Реформы 60-х - 70-х годов XIX века, проводимые Александром II, дали толчок развитию народного просвещения. Открывались начальные училища Министерства народного просвещения, земские и церковноприходские школы в самых отдаленных от уездных центров селениях. В некоторых из них существовали учебные библиотеки, но они были слишком малы по количеству книг, предназначенных лишь для учебных целей. Были и специальные библиотеки для учителей – учащих, как их тогда называли. Стали открываться и общедоступные библиотеки. Порядок их открытия был долговременным и требовал терпения. Лица или организации, желавшие открыть библиотеку; обращаясь с ходатайством к начальнику губернии (губернатору), обязаны были представить каталог имеющихся книг, назвать ответственное за будущую библиотеку лицо. Губернатор обращался с ходатайством в Министерство внутренних дел и Харьковский учебный округ Министерства просвещения России, который курировал народное образование в Пензенской губернии. И только с позволения названных министерств губернатор давал разрешение на открытие библиотек заявителям. Иногда процесс переписки и рассмотрения дел, проверки ответственных за библиотеку лиц длился около года.
Существовавшие
тогда законоположения и
Первая публичная библиотека в губернии открылась в городе Керенске по прошению дворян, купцов, мещан, учителей и священников города. Она управлялась попечительским комитетом, содержалась на средства, собиравшиеся из платных услуг (5 рублей в год с подписчика). Книги выдавались на неделю в городе и на две недели в уезде21. Основной вкладчик средств уездный предводитель дворянства генерал-лейтенант Алексей Николаевич Астафьев. Им снят под библиотеку деревянный дом. К моменту открытия в библиотеке было около 4 тысяч книг конца XVIII – начала XIX веков, рассчитанных на просвещенного читателя. Среди них издания по истории, географии, русской литературе, в том числе книга В.А. Жуковского с дарственной надписью Михаилу Александровичу Салтыкову. М.А. Салтыков (1767-1851) государственный деятель, сенатор, знакомый А.С. Пушкина, керенский помещик. Вероятнее всего, это издание из собрания книг А.Н. Астафьева, положенного в основу публичной библиотеки. Организацию книжного фонда, составление каталога проводил уездный врач Христофор Иванович Чудновский. После его смерти в 1868 году попечительский комитет мало уделял внимания библиотеке. Но, на счастье, с 15 июня 1870 года в Керенске начал службу и качестве секретаря съезда мировых судей Николай Павлович Петерсон (1844-1919). Он оживил» библиотеку. До приезда в Керенск Николай Павлович служил учителем в Яснополянской школе, помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке. Он окончил Пензенскую гимназию и Дворянский институт, принимал участие в студенческих волнениях, за что был исключен из Московского университета. Живя в Керенске, переписывался с Л.Н. Толстым, В.С. Соловьевым, Ф.М. Достоевским (последний присылал в Керенскую библиотеку свои книги). На протяжении нескольких лет в Керенск приезжал его учитель, философ Н.Ф. Федоров, труды которого Н.П. Петерсон впоследствии издал.
В 1889 году книжное собрание значится как «Библиотека мирового съезда под заведыванием Н.П. Петерсона». Он занимался ею около двадцати лет, но, видимо, подыскивал себе место в более цивилизованном городе. Спустя 5 лет библиотека в числе действующих уже не значилась22. В начале 1900-х годов остатки книг переданы в Пензенскую ученую архивную комиссию, а после ее роспуска часть книг передана в Пензенский краеведческий музей.
В 1870-х годах в уездных центрах Мокшане и Нижнем Ломове также открылись библиотеки. В Мокшане она была образована уездным земством, и называлась Публичная библиотека и кабинет для чтения при уездной управе,23. Средства на ее организацию пожертвовал дворянин – отставной капитан Владимир Степанович Мельгунов, он же был назначен ответственным лицом. Было разработано положение о библиотеке и составлен каталог имеющихся книг. В него входили сочинения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Т.Г. Шевченко, И.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Н.П. Огарева, В.А. Слепцова. Зарубежная литература была представлена именами Шекспира. Шиллера, Гейне, Гете, Байрона. Записан даже роман «Кто виноват?» без упоминания фамилии А.И. Герцена. В библиотеке имелись книги и познавательного характера. Как видно, в книжной коллекции были представлены авторы либеральных взглядов, разночинцы-демократы. Разрешение на ее открытие было получено вначале от губернатора 28 ноября 1871 года, а позднее и от Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел в феврале 1872 года. Библиотека была платной: кроме обслуживания подписчиков, учреждение продавало новые книги для населения, т.е. выполняла функцию книжной лавки. В 1898 году значилась как действующая, состояла в ведении уездной земской управы.
3 марта 1873 года по постановлению городской думы открылась Нижнеломовская городская общественная публичная библиотека. Спустя 25 лет уездный исправник сообщал губернатору, что находившаяся при городской управе общественная библиотека сгорела (частично) при пожаре: «Оставшаяся часть растеряна, новыми книгами не пополняется и каталога не имеет. Книги в небольшом количестве хранятся без всякого употребления».
Некоторое время существовала Кузнецкая городская общественная библиотека, открывшаяся к 1877 году. 1 мая 1882 года обществом крестьян села Головинщина Нижнеломовского уезда открыта библиотека при волостном правлении. Через четыре года уездный исправник отмечал, что новых книг в библиотеку не поступает и подписчиков нет. Два года спустя тот же исправник сообщал губернатору, что книги большей частью растеряны. 2 мая 1889 года в Наровчате открылся Публичный кабинет для чтения в зале по крестьянским делам присутствия на средства его председателя Дмитрия Григорьевича Огарева. По списку 1898 года он уже не значился.
Таким образом, в 1960-е – 1980-е годы открывшиеся на средства дворян, городской и сельской интеллигенции общественные библиотеки просуществовали недолго, так как имели небольшие собрания книг, не было систематического пополнения фонда, все держалось на энтузиазме основателей. Не решалась основная проблема – обучение населения грамоте и закрепление ее с помощью чтения.
§ 2. Пензенские библиотеки во второй половине XIX – начале XX вв.
Качественно новый этап в развитии пензенских библиотек начался на рубеже XIX – XX веков. Новый курс правительства в сфере народного образования активизировал просветительскую деятельность земских собраний, городских дум и общественных организаций, вызвав широкое распространение общедоступных и учебных библиотек. Земства ведали народным просвещением, на которое выделялось в разные годы от 25 до 60 % земского бюджета. Уездные земства строили школы, губернское земство занималось подготовкой педагогических кадров для земских школ, внешкольным образованием. В Пензенской губернии к 1900 году действовало уже более 500 школ, половина из них – земские24. Но появилась другая проблема. Дети, прошедшие обучение в школе, народном училище, не имея практики чтения, забывали грамоту, еле могли расписаться. Земство стало выделять средства на создание народных библиотек, которые рассматривались как продолжение обучения населения. Они организовывались при государственных и земских училищах и предназначались для всего населения. Заведование ими поручалось учителям за небольшую дополнительную плату (5 рублей в месяц).
Были разработаны специальные министерские каталоги, по которым комплектовались земские библиотеки. Перечень книг в них составлял 2,5—3 тысячи названий, изданных в 1870-е – 1880-е годы, был определен также перечень периодических изданий, допущенных в народные библиотеки. В нем 69 названий газет и журналов, среди них «Московские ведомости», «Новое время», «Свет» и другие. Наблюдателями над библиотеками местные власти определяли священников или официальных лиц.
Земский бюджет, отпускаемый на библиотеки, был небольшим. На открытие новых библиотек давалось по 145 рублей на каждую, финансирование действующих составляло 125 рублей на каждую. Губернская управа для новых библиотек готовила комплекты книг числом около 300 экземпляров. Конечно, это были недорогие книги (в среднем одна книга стоила 25 копеек), но добротные по содержанию. Каждый год земская управа планировала открывать по 10 библиотек, по одной в уезде. (Первой из них была Михайловская народная библиотека Мокшанского уезда; 1895 г.)
Поскольку земское собрание не могло открыть библиотеки явочным порядком, приходилось мотивировать их открытие в ходатайствах перед губернатором и министерствами убедительными доводами. Так, в 1905 году планировалось открыть их в честь Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года, в 1911 году – в честь 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. Такая политика давала свои результаты. В 1902 году уже действовала 51 земская библиотека, в 1907 году – 92 библиотеки, в 1911 году – 102 библиотеки. Соответственно увеличилось и финансирование.
Средства, отпускаемые на обеспечение деятельности библиотек, постоянно возрастали за исключением неурожайных лет, когда земские сборы падали, тогда открытие библиотек не планировалось, а поддерживались только действующие библиотеки. Это 1903, 1907-1910 годы. Естественно, что часть книг ветшала, терялась, поэтому нужно было выделять средства и на их восстановление.
Книжные фонды постепенно росли. Уже в 1903 году библиотеки, просуществовавшие 5-6 лет, имели уже 800-1000 книг25. Библиотеки обслуживали население 3-4 часа в день во внеурочное время. В среднем ими пользовалось 100-300 читателей, из них взрослых в 1903 году – 29%, в 1911 году – 35,7 %, женщин – 13 %, причем число женщин из года в год росло. Книгообеспеченность на 1 читателя в 1904 году составляла 3,7 книги, в 1911 году – 7,8 книги. Обращаемость книг в 1904 году – 3 книги, в 1911 году – 1,3 книги. В 1902 году были разработаны «Правила для бесплатных народных библиотек»26. В них определен главный принцип – бесплатное обслуживание не только жителей стационарного села, но и близлежащих к библиотеке сел. Читателям на дом выдавалась только одна книга на две недели без залога. В обязанности библиотекаря входила выдача книг, а также консультации по чтению, соблюдение порядка в помещении, ведение документации и составление. Правила были подписаны директором народных училищ С.П. Никольским и членом земской управы В.Н. Ладыженским. В 1895-1916 гг. на территории губернии, преимущественно в сельской местности, открылось около 200 народных библиотек и библиотек-читален, рассчитанных на крестьянство и беднейшие слои населения. Особой популярностью пользовались городские народные библиотеки в Чембаре (1895), Пензе (1895; 1901), Кузнецке (1896) и Саранске (1899). Кроме того, появились общественные библиотеки в Пензе (1892), Саранске (1893), Чембаре (1901), Спасске (1903), возобновила деятельность Кузнецкая публичная библиотек.
Весь фонд народных библиотек делился на 11 отделов: религиозно-нравственный, история, география, природа, беллетристика, общественные науки, законоведение, сельское хозяйство, медицина, справочная литература, периодические издания. Художественная и детская литература составляла, как правило, 60 % от всей выдачи, духовно-нравственная – 13 %, историческая – 9 %, периодика – 2 %. Менее всего выдавалась сельскохозяйственная и законоведческая литература. Читатели отмечали, что она написана «тяжелым языком». Зимой чтение в народных библиотеках активизировалось. На педагогических курсах, проводимых губернской управой, давались необходимые рекомендации по анализу использования книжного фонда и анализу чтения различных читательских групп. Лекции такого рода читал на курсах В.Н. Ладыженский27.
Библиотеки
в ежегодном анализе