Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:07, реферат
Двадцатый век во многом переделал человечество. Он перековал людей на свой лад – как делает это любая эпоха. Но с такой резкостью и быстротой как в двадцатом веке эта переплавка, перековка не совершалась, возможно, никогда раньше. Человек подвергался давлению со всех сторон: его давили танками и бомбили с самолетов, ему «вправляли мозги» различными идеологиями, его загоняли в коллектив и внушали потребности, без которых он вполне мог бы обойтись. В результате все это привело к масштабному кризису личности, к кризису человека как свободно существа, оставшегося наедине со своей свободой пред лицом агрессивного внешнего мира. Человек, в конце концов, остался в одиночестве.
Как считает Бубер, существует две крайности, которых следовало бы избегать при обсуждении проблемы взаимоотношения личности и общества. Либо постулируется ничем не ограниченная свобода индивида и тогда общество, а равно и государство, должны быть устранены, в таком случае это прямой путь в хаос беззакония и анархии. Либо постулируется первенство общества, тогда индивид должен смириться с какими-то ограничениями, с правом общества наказывать его и решать за него какие-то вопросы. В последнем случае все кончается тоталитаризмом – мертвым, жестким, загнанным в узкие рамки карательных органов коллективом, жизнь одного, а может даже и не одного человека при этом для государства ничего не значит. Такое общество Бубер характеризует весьма мрачно:
«Диалог и разговор с самим собой умолкают. Без Ты, но и без Я маршируют связанные друг с другом люди – слева те, кто хочет устранить память, справа те, кто хочет ее регулировать, – в разделенных враждой толпах, продвигаясь вместе к бездне»[13].
Таким образом, философию Бубера можно рассматривать как целостную систему, немотря на то, что сам Бубер, как представитель экзистенциального направления, не особенно любил систематику. Тем не менее, применение разработанных им понятий-интенций Я-Ты и Я-Оно к различным сферам философского знания оказывается вполне возможным и оправданным. Бубер отказывается от строгого рационализма для того, чтобы обратиться прежде всего к феномену внутреннего единства Вселенной, чтобы показать целостность и конкретность бытия человека в этом мире. В этом, безусловно, философия Бубера совпадает и с русской философией, и со средневековой мистикой, и с мистикой иудейской. Но, несмотря на некоторую эклектичность, философия Бубера является оригинальной и законченной системой, главные идеи которой до сих пор остаются востребованными и актуальными.
Литература:
[1] М.Бубер. Диалог. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С.124.
[2] Там же. С.159.
[3] Г. Померанц. Встречи с Бубером. // М.Бубер. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С.5.
[5] М.Бубер. Диалог. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С. 129;
[6] М.Бубер. Я и Ты. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С. 25;
[7] Там же. С.47;
[8] М.Бубер. Я и Ты. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С.27
[9] М.Бубер. Я и Ты. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С. 43
[10] М.Бубер. Диалог. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С. 131
[11] М.Бубер. Я и Ты. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С.43
[12] М.Бубер. Диалог. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С.154.
[13]М.Бубер. Диалог. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С.155