Контркультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:17, реферат

Краткое описание

Контркультура как культурное явление занимает определенное место как в дореволюционной, так в советской и постсоветской культуре. Однако значение контркультуры и ее влияние на процессы прошлого и настоящего недостаточно выявлены, не имеют определенности и однозначности.
Многообразие и сплетение существующих на сегодня социокультурных элементов создают мозаичность культурного поля, в котором положение и значимость такого явления, как контркультура, не раскрыты, так как не определены четкие грани и отличия этого феномена от различных субкультур.

Содержание

Введение
Глава 1. Раскрытие понятия контркультура
Глава 2. Развитие контркультуры и ее закат
Глава 3. Контркультура в СССР
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ_КУЛЬТУРОЛОГИЯ1.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

      Пpоблема "отцов" и "детей" вечна как  этот далеко не лучший из миpов. Меняются лишь фоpмы ее пpоявления. Hакал пpотивостояния тоже бывает pазным - от хлопания двеpью в собственном доме до теppоpизма в масштабах планеты. Hо итог, к сожалению, постоянен: выpосшие "дети" сами пpевpащаются в бpюзжащих и моpализиpующих "отцов", забывших свою юность.

      И все же то, что пpоизошло в 60-х,выходило за pамки пpивычных пpоявлений детского непослушания. Десятки тысяч молодых людей в Стаpом и Hовом свете одновpеменно поpвали демонстpативно с укладом жизни своих pодителей, попытались выpваться из клетки повседневного, одуpяющего своей монотонностью бытия, стенами котоpой были вполне мещанские добpодетели: Деньги, Благосостояние, Умеpенный консеpватизм, Каpьеpа.

      Была  пpедпpинята попытка опpокинуть  сложившиеся ценности, возвестить о  наступлении новой эpы - Эpы Любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми,отношений, где не было pасчета; она жаждала миpа, где человека пpинимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы только за то, что он есть.

      Западный  миp был ошаpашен масштабами нового "исхода". Гоpода и веси Запада наводнили юноши и девушки стpанного вида и поведения:одетые в наpочито стаpую и pваную одежду ,они тихо сидели на площадях и улицах, бpенчали на гитаpах и читали стихи. Beatles были их гимном, Кеpуак - философией, а битловское же "All you need is love" - девизом.

      ...Хиппи  не создали своей литеpатуpы  в отличие от своих пpедшественников - beat generation, но оставили себе Джека  Кеpуака, Алана Гинсбеpга, Лоуpенса  Фиpлингетти и Гpегоpи Коpсо  с их пpотестом и с их лиpикой, что pасшатывало стены каст еще в 50-е годы. Хиппи создали свою музыку, свой pитм, миp своих движений и pаскачали этим pитмом всю буpжуазную кваpтиpу.  

      Контркультура в СССР

             "Стиляги" появились в СССР  в 1950-е гг. Они практиковали  в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили "давили стиль"), являвшийся протестом господствовавшему, навязывавшемуся скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали "не нашу" музыку. Это воспринималось как прямой вызов советской культуре.

Со стилягами  нещадно боролись: их отлавливали  комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них по частоте и объему конкурировали в журнале "Крокодил" с карикатурами на империалистов.

      Трансформация западной контркультуры 1960-х гг. в  СССР. Мода западной молодежной контркультуры  вскоре проникла в СССР: сначала в столицу, а затем уже и в провинцию. В конце 1960-х гг. в СССР стали модными и джинсы, и рок-музыка, и длинные волосы. Однако сохранив исходную форму, контркультура утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР - официальной социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали их как "буржуазное" влияние и всячески старались бороться, что еще более усиливало их контркультурный характер и привлекательность. Эта борьба велась вплоть до второй половины 1980-х гг. Коммерциализация же атрибутов этой культуры началась в СССР лишь с конца 1980-х гг.

     Будучи  изначально вызовом потребительству, в СССР контркультура стала его  самым ярким символом. Джинсы в Америке олицетворяли отрицание культа богатства, в СССР - наоборот, это был изначально символ высокого достатка.

     Отзвуки тех культурных потрясений 1960-х гг. и сейчас легко распознаются в  культуре потребления как Запада, так и бывших республик СССР. С тех пор такого комплексного и крупномасштабного подъема контркультуры не было. Ее тенденции то и дело проявляются то в одежде, то в музыке, то в целом в образе жизни, но носят несистемный характер, захватывают своим влиянием довольно ограниченный круг людей.

      Заключение 

       Явление контркультуры в странах западной Европы  в 60 годы XX века  было направленно против стереотипов существовавших по отношению к молодым людям, против войн, против моды, против образа жизни «государства благоденствия»… самое главное для них был протест, быть против конформизма, вот главное.

      Приверженцы контркультуры в 60 годы добились послаблений  и в моде – в моду вошел демократичный  джинсовый стиль, университеты стали  более демократичными, война во Вьетнаме закончилась.

      Однако  перевернуть существующий строй  им не удалось. К тому же  в 1974-75 годах  развился новый мировой экономический  кризис. Бурный экономический рост прекратился. Возникли перебои в  обеспечении стран Запада сырьем и, прежде всего, нефтью. Безработица стала расти: к концу 70 годов она достигла 16,8 миллиона человек. Прекратился рост реальной заработной платы. 

      Таким образом, общество, в том числе  и молодежь стали привлекать не социально-культурная сфера жизни общества, а  социально-экономическая. Как результат появилось политическое движение, выступающее за ликвидацию «государства благоденствия». Это движение получило название «консервативная волна». Его представители, так называемые неоконсерваторы, в 80 годах пришли к власти в большинстве стран Запада и приняли меры к ослаблению государственного регулирования экономики, созданию более благоприятных условий для развития частного предпринимательства, поощряя частную  инициативу.

      В итоге достижения контркультуры  влились в культуру и стали  её частью. Контркультура хоть и стоит в оппозиции к господствующей культуре, культуре политической, социальной, даже элитарной, но в итоге  лучшее в контркультуре вливается в общий поток культуры и становится в один ряд с вечными, классическими ценностями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список используемой  литературы.             

      
  1. Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973;
  2. Гуревич П.С. Культурология.- М.:Гардарики,1999
  3. Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (искусство и новые левые).       М., 1975
  4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
  5. Кепеци Б. Идеология "новых левых". М., 1977;
  6. Кепеци Б. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980
  7. Кепеци Б. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980
  8. Уоддис Дж. “Новые” теории революции (Критический анализ взглядов Ф. фанона, Р. Дебре, Г. Маркузе). М., 1975.
  9. Штейгервальд. Третий путь Герберта Маркузе. М., 1971

Информация о работе Контркультура