Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:43, доклад
На развитие культуры влияют самые разные факторы. Скажем, некоторые ее зоны отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, которые характеризуются особой ментальностью, как специфической настроенностью определенных групп. Люди реагируют на жизненные впечатления своеобразно. Их собственное поведение выстраивается по специфическим лекалам. Это какой-то сплав рассудочности, ценностного отношения, здравого смысла, стихийного самосознания и практики, - сплав нередко парадоксальный.
В основе любого типа культуры лежит определенная система морали и традиция передает ее из поколения в поколение. Но в культуре индустриального общества присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию.
На развитие культуры влияют самые разные факторы. Скажем, некоторые ее зоны отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, которые характеризуются особой ментальностью, как специфической настроенностью определенных групп. Люди реагируют на жизненные впечатления своеобразно. Их собственное поведение выстраивается по специфическим лекалам. Это какой-то сплав рассудочности, ценностного отношения, здравого смысла, стихийного самосознания и практики, - сплав нередко парадоксальный.
Своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, а также попыткой изменения старой и создание новой системы морали является молодежная культура. Другими словами, без наличия молодежной культуры в обществе не возможно было бы говорить о его развитии. Будущее области, города, государства и всего общества в целом напрямую зависит от нового поколения. От того, каким оно будет, какова будет его общая социальная направленность, адаптируется ли оно к условиям нынешней жизни или поставит себе целью перевернуть весь мир.
Как известно движение - это жизнь и любое общество людей динамично развивается. Меняются жизненные принципы, идеалы, гражданские позиции, форма правления и многое другое. Очевидно, что любое изменение в обществе предполагает определенный сдвиг в сознании людей, составляющих это общество, что не редко порождает нервный, эмоциональный стресс, срыв, а в масштабах общества - кризисную ситуацию. Большинство из них люди переживают и забывают в том случае, если произошедшее не слишком остро отражается на жизни самого индивида и близких ему людей.
Но когда государственный строй, общепринятые принципы, старая идеология дают трещину, из которой, как из рога изобилия сыпется нищета, бесправие, безработица, социальное неравенство - общественный резонанс не заставляет себя ждать.
Происходит то, с чем в народе ассоциируется старая поговорка - "где тонко там и рвется". В то время как младшие дети находятся под родительской опекой, старики возмущаются, но не находят в себе сил бороться, а люди среднего возраста либо пассивно следят за событиями, либо вершат эти события, на тропу активной оппозиции выходит именно молодежь. Будучи самым социально незащищенным слоем, находясь в маргинальном переходе, когда "больше нет" (защищенности) и "еще нет" (вновь обретенной защищенности), молодые люди приходят к выводу революционного гимна ("Нам нечего терять, кроме наших цепей"). Добавляя к этому эмоциональную нестабильность возраста, легко получить такое страшное явление как "молодежный бунт" или "молодежную культуру".
Что такое молодежная культура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем? Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимо идти от самых истоков, вооружившись, прежде всего знанием ключевых понятий и терминов.
Культура - это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений.
В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос - что же такое субкультура? Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура - современное порождение городского уклада жизни.
Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.
Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом, она всегда отличается некоторой локальностью и замкнутостью, в той или иной степени лояльно к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенная самостоятельность и даже автономность. Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Мы можем говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, к примеру, не считают зазорным воровать у «чужих», однако воровство внутри табора оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями, собственным разумением и жизненным опытом.
На Кавказе, например, непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято как добродетель. В фильме «Мимино» есть замечательная реплика. Когда Мимино уезжает из поселка, старик говорит ему: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать. Могут неправильно понять».
Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Журнал «Огонек» в свое время посвятил этой теме несколько интересных публикаций, которые говорят о том, что это среда создает свой особый мир ценностей, не всегда понятных обычным людям.
Подобные феномены мы и называем субкультурами, фиксируя таким обозначением герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь свои собственные законы в противовес господствующим в культуре, которую они воспринимают как «чужую». То же можно сказать о криминальном мире. Вот почему мы отмечали, что смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев и не превращаться в официоз.
Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений не лишний раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования наводят на мысль, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.
Надо сказать, что есть такие специфические виды субкультуры, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но противостоят, находятся в конфликте с господствующими ценностями – контркультуры.
Следует различать понятие субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами. Sub - по латыни "под", другими словами по смыслу содержит оттенок подчинения, а Contra - "против".
Субкультура и контркультура - родственные, но не
тождественные понятия. Контркультура
- частный случай субкультуры.
Любая контркультура представляет собой
субкультуру, но не все субкультуры являются
контркультурами.
Иногда отход субкультуры от общенациональной культуры принимает форму активного, деструктивного противостояния с обществом, конфликта с существующими традициями и правилами жизни, конфронтации с нормативной культурой. Эти агрессивные по отношению к срединной культуре субкультуры и превращаются в контркультуру.
В социальную практику понятие контркультура вошло благодаря Г. Маркузе, который выдвинул идею «Великого отказа», которой, по сути, призывал к - созданию контркультуры.
Однако вопрос о сущности контркультуры до настоящего времени остается до конца не определенным, высказывается множество мнений, но ни в одном из них невозможно усмотреть четкого определения данного понятия, хотя очевидно, что это явление определяется через противодействие культуре.
Контркультура - это крайняя (негативная, асоциальная, агрессивная) форма проявления субкультуры. Контркультуру можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле.
В узком смысле контркультура - общее обозначение разнородных по идейно-политической и социокультурной ориентациям ценностей определенных групп (преимущественно молодежи, например, скинхэды), противопоставляемых официальным ценностям. Это направление развития современной культуры, противостоящее сложившейся атмосфере современного индустриального общества. Таковы, например, антибуржуазные молодежные движения 1960-х годов, в которых содержался протест против существующей буржуазной культуры.
Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60-70-е годы ХХ века. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Контркультура объединяет концепции, представляющие эклектическую смесь из различных положений экзистенциализма, фрейдизма, руссоизма, анархизма, вульгаризованного марксизма, цинизма, восточных философий и религий.
Необходимо отметить, что в современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - контркультуру. Понятие контркультура может употребляться в широком и в узком смысле слова. В широком смысле слова оно означает некую группу, неудовлетворенную доминирующей моделью культуры и начинающую вырабатывать собственные ценности. Под контркультурой в узком смысле слова понимается только одно из ее проявлений - молодежная контркультура в конкретно-историческом контексте - социальный феномен второй половины XX века, связанный с выступлениями против традиционной культуры.
Поэтому понятие контркультуры выражает момент явственного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция.
В зависимости от государственного строя и политической идеологии общества как субкультура, так и контркультура может быть неодобряемой
Возникновение контркультуры на самом деле - явление вполне обычное официальной властью, однако не запрещенной формально и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других - с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.
Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов духовного противостояния. Борьба с проявлениями язычества в период раннего христианства свидетельствует о тех же процессах. Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры и, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.
Бизнес встретил контркультуру как очередной виток в развитии спроса и отреагировал выпуском соответствующих товаров. Молодежь в пику властям увлекалась чтением Маркса, кубинского революционера Че Гевары, алжирского революционера и публициста Фаннона - появились массовые публикации их работ. Производство джинсов было поставлено на поток; более того, производители стали предлагать сразу тертые и дырявые джинсы. Рынок завалили грампластинками с рок-музыкой. Теневой рынок отреагировал массовым предложением разнообразных наркотиков.
В конечном счете, в считанные годы контркультура была коммерциализирована. Ее эксплуатация принесла баснословные прибыли фирмам, вовремя отбросившим идеологические и культурные барьеры и пошедшим на встречу вкусам, казавшимся более чем дурацкими. Элементы контркультуры были интегрированы в господствующую культуру: президент, банкир в джинсах стали вполне нормальным явлением.
Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.
Появление контркультурных тенденций вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.