Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:43, доклад
На развитие культуры влияют самые разные факторы. Скажем, некоторые ее зоны отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, которые характеризуются особой ментальностью, как специфической настроенностью определенных групп. Люди реагируют на жизненные впечатления своеобразно. Их собственное поведение выстраивается по специфическим лекалам. Это какой-то сплав рассудочности, ценностного отношения, здравого смысла, стихийного самосознания и практики, - сплав нередко парадоксальный.
В таких группах преобладает физическая агрессия, вербальная агрессия и негативизм. Это говорит о том, что они используют физическую силу против другого лица, выражают негативные чувства через речь, переходят от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Чувство вины для таких людей практически не присуще.
Некоторые неформальные группы обладают повышенным уровнем физической агрессии. Это можно объяснить тем, что, например гопники неприязненно относятся к металлистам и между этими двумя субкультурами очень часто происходят конфликты, которые могут повлечь за собой драку, т.е. применение физической силы.
Это можно объяснить тем, что в большинстве случаев, гопники ко всем относятся негативно и пытаются отстоят свою точку зрения с помощью активной борьбы. Надо сказать, что у всех контркультур разный уровень агрессии.
По моему мнению контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время "ненужные" ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса "инверсии", т.е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму.
Таким образом, несмотря на устоявшееся в науке представление о субкультуре и контркультуре как о различных культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией развития субкультуры. А в целом субкультура представляет собой механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры.
Теория контркультуры ставила своей
целью ниспровержение современной культуры,
которая представляется организованным насилием над личностью,
душителем творческих порывов.
В 1970-е годы движение контркультуры зашло
в тупик и распалось на множество разнохарактерных
групп.
В широком смысле понятие «контркультура»
имеет три значения:
1) деятельность по «раскультуриванию»
- т. е. по преодолению культурного образа
жизни как такового, возврат к жизни естественной,
натуральной, необщественной («опроститься»),
уход от цивилизации («назад к природе»);
2) различные виды культурного протеста
против доминирующей системы культурных
ценностей (движение битников, хиппи, культура
андеграунда и т. п.); стремление не разрушить
господствующую культурную систему, а
дистанцироваться (отделиться) от нее,
не иметь с ней ничего общего, вести независимое
самодостаточное существование (пассивный
протест);
3) деятельность по разрушению доминирующей
системы культурных ценностей и замена
их новыми, во многом противоположными
ценностям старой культуры; агрессивное
преодоление ее (активный протест).
В этом значении контркультура может восприниматься как «гибель» старой культуры, а может - как рассвет новой («культурная революция»). В последнем случае победившая контркультура становится доминирующей, господствующей, вытесняя и замещая собою прежнюю культуру (например: советская - дореволюционную, постсоветская - советскую).
Сущность и содержание контркультуры раскрывают противоположные и противоречивые по смыслу ее стороны - отрицательную и положительную, которые необходимо рассматривать не как две противоположности, а как две стороны одного целого, ибо они являются различными аспектами действия. И отрицательный, и положительный аспекты контркультуры содержат противостояние, оппозицию основной культуре, отрицание ее норм и ценностей, что является стержнем контркультуры, ее основой. Но в первом случае это отрицание перерастает в «чистое» разрушение ценностей основной культуры, во втором случае, помимо отрицания, присутствует момент зарождения и последующего развития новой «положительной» культуры.
В каком качестве проявит себя контркультура, зависит прежде всего от ее носителя, которыми прежде всего выступают интеллигенция, молодежные или профессиональные объединения или маргинальные слои общества (индивиды, занимающие пограничное положение в социальной структуре, т.е. «находящиеся на обочине» в результате миграции, этнокультурного взаимодействия, модернизации общественных систем и вынуждены осваивать чуждые культурные ценности и социальные роли, следствием чего является озлобленность, неуверенность, агрессивность). Носителями разрушения господствующей культуры выступают маргинальные слои, а носителями созидания выступает интеллигенция. Если разрушение и созидание выражают собой сущность социокультурного творчества, то нигилизм и внешнее пренебрежение к культурным ценностям представляет собой форму его выражения.
Культурная маргинальность не способна к обретению высокого общественного статуса законными способами, поэтому отличается презрением к духовно-нравственным началам господствующей культуры, и реализуется через разрушение её ценностно-нормативных основ. Среди маргиналов есть специфическая культура социального андеграунда, которая отличается особой формой протеста - сленгом, нравами, особой символикой, своими корпоративными законами. В основе маргинальной культуры лежит не творение нового, а разрушение и присвоение не одобряемыми обществом способами духовных и материальных ценностей господствующей культуры.
Если носителем контркультуры выступает интеллигенция, то контркультура выражается в виде неофициальной культуры, которая развивается параллельно с господствующей, представляя собой культуру повседневности и, постепенно внедряясь в сознание людей, становится новой культурой, формируя альтернативный образ жизни. В данном случае контркультура выступает как процесс созидания повой господствующей культуры, которая проявляется в защитной, развивающей, преобразующей и компенсаторной ее формах. Контркультура позволяет обществу приспособиться к изменившимся историческим условиям и привести свой уровень развития в соответствие с ними, что позволяет рассматривать ее контркультуру не только как особый вид творчества, но и как вид социальной адаптации, которая остро проявляет себя в кризисные периоды, связанные с потерей традиционных ценностей того или иного общества.
Главный вывод из сказанного состоит в том, что оппозицию существующих в каждом обществе субкультур нельзя доводить до конфронтации с нормативной культурой, до перерастания субкультур в контркультуру.