Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 10:01, контрольная работа
Краткое описание
Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. «Фактура и цвет земли, ритм и композиция ландшафта, силуэт и масштаб долин и окружающих их гор — все различно в каждой из областей Греции», — пишет исследователь греческой культуры В. М. Полевой. – С.90 . Не представляла собой единства античная Греция и в социально — политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы — городов-полисов, чаще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины — два полюса этого противостояния.
Содержание
Задание 1. Осветить проблему: "Характерные черты древнегреческой культуры"…………………………………………………………………...2-10
Задание 2. Кратко ответить на вопросы………………………………….11
2.1 Каковы особенности древнегреческой скульптуры?.........................11-15
2.2 Что представлял из себя древнегреческий театр?..................................16-18
2.3 Каковы важнейшие черты древнегреческой мифологии?.....................19-21
Позднее к Олимпийским
прибавились Пифийские игры в Дельфах,
посвященные Аполлону, Истмийские в честь
бога Посейдона, Немейские, прославлявшие
Зевса. Игры давали религиозную санкцию
физическим достоинствам — «аретэ», и
моральное право властвования над людьми.
В греческом агоне берет свое
начало диалектика — умение вести беседу,
опровергая рассуждения и аргументы соперника,
выдвигая и доказывая собственные доводы.
В таком случае «внимать Логосу» означало
«быть убедимым». Отсюда преклонение перед
словом и особое почитание богини убеждения
Пейто. В греческом агоне обосновывалось
право существования различных философских
направлений, явившихся источником культурного
прогресса. Философия — любовь к мудрости
— формировала метод, который мог использоваться
в различных сферах жизни. Знания имели
практический смысл, они создавали почву
для искусства-мастерства — «техне», но
они приобретали и значимость теории,
знания ради знания, знания ради истины.
Состязательный характер
античной культуры заставляет
обратить внимание еще на одну
черту ее — греческая культура
празднична, внешне красочна, зрелищна.
Обычно праздники были связаны
с регулярными шествиями и
соревнованиями в честь богов
— покровителей полиса. Раз в
четыре года отмечался праздник
в честь богини города Афин
— Большие Панафинеи. Обязательно
включались в празднование факельные
шествия, музыкальные и танцевальные
представления, большая процессия
с жертвенными животными и
новыми одеждами для статуи
Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения,
затем — музыкальные и атлетические состязания
увенчивали праздник. Победитель награждался
дарами Афины (по преданию именно она подарила
грекам оливковое дерево) — венком из
священной оливы и замечательной амфорой
с оливковым маслом.
Широкую известность
получают и Дионисии — аттический
праздник в честь бога Диониса.
Великие Дионисии праздновались
пять дней и включали яркие шествия,
сопровождавшиеся культовыми песнями,
танцами и драматическими представлениями.
Культура античной
Греции, отмеченная указанными выше
характерными чертами, представляет
собой процесс становления и
развития различных форм материальной
и духовной деятельности. В конкретные
исторические периоды общественные
приоритеты отдаются разным видам
этой деятельности.
Задание 2. Кратко
ответить на вопросы
2.1 Каковы особенности
древнегреческой скульптуры?
Сталкиваясь с греческим искусством,
многие выдающиеся умы выражали неподдельное
восхищение. Один из известнейших исследователей
искусства древней Греции, Иоганн Винкельман
(1717-1768) говорит о греческой скульптуре:
«Знатоки и подражатели греческих произведений
находят в их мастерских творениях не
только прекраснейшую натуру, но и больше,
чем натуру, а именно некую идеальную ее
красоту, которая… создается из образов,
набросанных разумом». Все, кто пишет о
греческом искусстве, отмечают в нем удивительное
сочетание наивной непосредственности
и глубины, реальности и вымысла. В нем,
особенно в скульптуре, воплощен идеал
человека. В чем же особенность идеала?
Чем он очаровывал людей настолько, что
состарившийся Гете рыдал в Лувре перед
скульптурой Афродиты?
Греки всегда полагали, что
только в прекрасном теле может жить прекрасная
душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство
- непременное условие и основа идеального
человека. Греческий идеал определяется
термином калокагатия (греч. kalos - прекрасный
+ agathos добрый). Так как калокагатия включает
в себя совершенство и телесного сложения,
и духовно нравственного склада, то одновременно
с красотой и силой идеал несет в себе
справедливость, целомудрие, мужество
и разумность. Именно это делает греческих
богов, изваянных древними скульпторами,
неповторимо прекрасными.
Лучшие памятники древнегреческой
скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но
до нас дошли и более ранние произведения.
Cтатуи VII-VI вв. до н.э.симметричны: одна
половина тела - зеркальное отражение
другой. Скованные позы, вытянутые руки
прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего
наклона или поворота головы, но губы раскрыты
в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает
скульптуру выражением радости жизни.
Позднее, в период классицизма
статуи приобретают большее разнообразие
форм.
Были попытки алгебраически
осмыслить гармонию. Первое научное исследование
того, что есть гармония, предпринял Пифагор.
Школа, которую он основал, рассматривала
вопросы философско-математического характера,
применяя математические выкладки ко
всем сторонам действительности. Не составили
исключения ни музыкальная гармония, ни
гармония человеческого тела или архитектурного
сооружения. Пифагорейская школа считала
число основой и началом мира.
Какое отношение имеет теория
чисел к греческому искусству? Оказывается,
самое прямое, поскольку гармония сфер
Вселенной и гармония всего мира выражается
одними и теми же отношениями чисел, главные
из которых - отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке
это соответственно октава, квинта и кварта).
Кроме того, гармония предполагает возможность
вычисления любого соотнесения частей
каждого предмета, в том числе и скульптуры,
по следующей пропорции: а / b = b / с, где
а - любая меньшая часть объекта, b - любая
большая часть, с - целое. На этом основании
великий греческий скульптор Поликлет
(V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца
(V в. до н.э.), которую называют «Дорифор»
(«Копьеносец») или «Канон» - по названию
сочинения скульптора, где он, рассуждая
о теории искусства, рассматривает законы
изображения совершенного человека. Считается,
что рассуждения художника можно отнести
и к его скульптуре.
Статуи Поликлета полны напряженной
жизни. Поликлет любил изображать атлетов
в состоянии покоя. Взять того же «Копьеносца».
Этот могучего сложения человек полон
чувства собственного достоинства. Он
стоит неподвижно перед зрителем. Но это
не статичный покой древнеегипетских
статуй. Как человек, умело и легко владеющий
своим телом, копьеносец чуть согнул одну
ногу и переместил тяжесть корпуса на
другую. Кажется, что пройдет мгновение
и он сделает шаг вперед, повернет голову,
гордый своей красотой и силой. Перед нами
человек сильный, красивый, свободный
от страха, гордый, сдержанный - воплощение
греческих идеалов.
В отличие от своего современника
Поликлета, Мирон любил изображать свои
статуи в движении. Вот, например, статуя
«Дискобол» (V в. до н.э.; Музей Терм. Рим).
Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил
прекрасного юношу в момент, когда тот
замахнулся тяжелым диском. Его захваченное
движением тело изогнуто и напряжено,
как готовая развернуться пружина. Под
упругой кожей отведенной назад руки взбугрились
тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя
надежную опору, глубоко вдавились в песок.
Статуи Мирона и Поликлета были отлиты
из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные
копии с древнегреческих оригиналов, сделанные
римлянами.- С.117
Величайшим ваятелем своего
времени греки считали Фидия, украсившего
мраморной скульптурой Парфенон. В его
скульптурах особенно отражено, что боги
в Греции есть не что иное, как образы идеального
человека. Лучше всего сохранилась мраморная
лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней
изображено шествие, направляющееся в
храм богини Афины - Парфенон.
Скульптура Парфенона сильно
пострадала. А «Афина Парфенос» погибла
еще в глубокой древности. Она стояла внутри
храма и была несказанно прекрасна. Голова
богини с невысоким гладким лбом и округлым
подбородком, шея и руки были сделаны из
слоновой кости, а волосы, одежда, щит и
шлем были вычеканены из листов золота.
Богиня в образе прекрасной женщины - олицетворение
Афин.
Множество историй связаны
с этой скульптурой. Сотворенный шедевр
был настолько велик и знаменит, что у
его автора сразу появилась множество
завистников. Они пытались всячески насулить
скульптору и искали разные причины по
которым можно было бы обвинить его в чем-нибудь.
Говорят, что Фидия обвиняли в том, что
тот якобы утаил часть золота, данного
как матерьял для убранства богини. В доказательство
невиновности Фидий снял со скульптуры
все золотые предметы и взвесил их. Вес
в точности совпал с весом данного на скульптуру
золота. Тогда Фидия обвинили в безбожии.
Причиной этому послужил щит Афины. На
нем был изображен сюжет битвы греков
с амазонками. Среди греков Фидий изобразил
себя и любимого им Перикла. Изображение
Фидия на щите и стала причиной конфликта.
Несмотря на все достежения Фидия, общественность
Греции смогли настроить протев него.
Жизнь великого скульптора заканчилась
жестокой казнью.
Достижения Фидия в Парфеноне
были не исчерпующими для его творчества.
Скульптор сотворил множество других
произведений, лучшими из котрых стали
колоссальная бронзовая фигура Афины
Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно
в 460 г. до н.э., и не менее огромная фигуры
из слоновой кости и золота Зевса для храма
в Олимпии. К сожалению, более не существует
подлинных работ, и мы не можем увидеть
своими глазами великолепные произведения
искусства Древней Греции. Остались лишь
их описания и копии. Во многом тому причиной
послужило фанатичное уничтожение статуй
верующими христианами.
Так можно описать статую Зевса
для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый
бог восседал на золотом троне, и казалось,
встань он, распрями широкие плечи - тесно
станет ему в обширном зале и низок окажется
потолок. Голову Зевса украшал венок из
ветвей маслины - знак миролюбия грозного
бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой
кости, а плащ - перекинут через левое плечо.
Венец, борода Зевса были из сверкающего
золота.
Фидий наделил Зевса человеческим
благородством. Его благообразное лицо,
обрамленное курчавой бородой и вьющимися
волосами, было не только строгим, но и
добрым, поза торжественна, величава и
спокойна. Сочетание телесной красоты
и доброты души подчеркивало его божественную
идеальность. Статуя производила такое
впечатление, что, по словам древнего автора,
люди, удрученные горем, искали утешения
в созерцании творения Фидия. Молва объявила
статую Зевса одним из «семи чудес света».
Работы всех трех скульпторов
были схожи тем, что все они изображали
гармонию красивого тела и заключенной
в ней доброй души. Это было основным направлением
того времени.
Конечно, нормы и установки
в греческом искусстве менялись на протяжении
истории. Искусство архаики было более
прямолинейным, в нем отсутствовала полная
глубокого смысла недоговоренность, которая
восторгает человечество в периоде греческой
классики. В эпоху эллинизма, когда человек
потерял ощущение устойчивости мира, искусство
утратило свои старые идеалы. В нем стали
отражаться чувства неуверенности в будущем,
царящие в общественных течениях того
времени.
Одно объединяло все периоды
развития греческого общества и искусства:
это, как пишет М. Алпатов, особое пристрастие
к пластике, к пространственным искусствам.
Подобное пристрастие объяснимо: огромные
запасы разнообразного по расцветке, благородного
и идеального материала - мрамора - представляли
широкие возможности для его реализации.
Хотя большинство греческих скульптур
выполнялось в бронзе, так как мрамор был
хрупок, однако именно фактура мрамора
с его цветом и декоративностью позволяла
с наибольшей выразительностью воспроизводить
красоту человеческого тела. Поэтому чаще
всего «человеческое тело, его строение
и податливость, его стройность и гибкость
привлекали к себе внимание греков, они
охотно изображали человеческое тело
и обнаженным, и в легкой прозрачной одежде».
2.2 Что представлял
собой древнегреческий театр?
Андре Боннар писал: «Из всех
творений греческого народа трагедия,
может быть, самое высокое и самое смелое».
И действительно, греческая драматургия
и театр классической эпохи - явление мирового
масштаба. Тогда, в «век Перикла», было
положено начало развитию европейской
драматургии, театральному делу, сценическому
мастерству.
УСТРОЙСТВО ГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА.
Что же представлял собой греческий театр?
О нем мы можем судить воочию по остаткам
театра, сохранившегося в городе Эпидавре.
Он был возведен на склоне холма Кингрия,
в нем могло свободно разместиться до
14 тыс. человек. Ряды скамей для зрителей
находились один над другим по склону
горы. Они делились горизонтальными проходами
на ярусы и вертикальными - на клинья.
В центре находилась орхестра,
круглая площадка диаметром в 24 метра.
На ней размешались хор и актеры. На орхестре
находился камень - жертвенник в честь
бога Диониса.
Нередко орхестра отделялась
от зрительного зала рвом с водой. На противоположной
стороне от зрителя, за орхестрой находилась
скена («палатка»). Вначале этот элемент
действительно был палаткой, но затем
была сделана твердая каменная кладка,
которая могла изображать стену дворца,
самый привычный элемент декорации. Там
актер переодевался, там же хранились
декорации и реквизит. Передняя часть
скены называлась проскений, она соединялась
ступеньками с орхестрой. Театр не имел
крыши, действие происходило на открытом
воздухе.
ГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР: ОСОБЕННОСТИ
ПОСТАНОВОК. Попытаемся реконструировать,
как проходили представления
в древнегреческом театре. Занавес
в театре отсутствовал. Костюмы актеров
вписывались в характер постановок, соответствовали
возрасту действующих лиц и их положению.
Например, цари Атрей и Агамемнон были
облачены в красивую, пеструю одежду; особый
наряд был у прорицателя Тиресия, героя
трагедий Софокла «Царь Эдип» и «Антигона».
Актеры носили маски, покрывавшие
верхнюю часть головы. Их употребление
было связано с тем, что в условиях античного
театра с его большими размерами зрители,
особенно сидевшие в дальних рядах, просто
не могли различать мимику актера. Маска
же резко укрупняла лицо актера и могла
фиксировать определенное душевное состояние.
Меняя маски и костюмы, один актер мог
выступать в нескольких ролях.
Одежда трагических актеров
напоминала костюм жрецов Диониса в период
исполнения ими религиозных церемоний.
Это был хитон, напоминающий рубашку. У
актеров он был длиной до пят, в то время
как в жизни - только до колен. Вместо простых
прорезей для рук хитон актеров имел длинные
рукава, доходившие до кистей. Хитоны,
а также плащи имели богатые украшения,
в частности разноцветные вышивки. Цари
носили длинный плащ пурпурового цвета,
царицы сверх хитона со шлейфом надевали
белый гиматий, окаймленный пурпуром.
Боги были облачены в шерстяной плащ, закрывавший
все тело.
Маска, восходившая к культовым
действам, соединялась с театральным париком.
Маски были разнообразны для трагедии
и комедии, для различных возрастов и сословий,
а также для отдельных образов, например,
для Ахилла, состригшего волосы после
гибели своего друга Патрокла; имелись
маски для муз, нимф, для таких олицетворений
абстрактных понятий, как, например, Смерть,
Насилие. Поскольку актеры выступали в
масках, которые они могли менять по ходу
действия, выражение лица было скрыто,
а мимика передавалась движениями рук,
тела. Выдающийся немецкий критик и теоретик
искусства Лессинг писал: «Мы очень мало
знаем о хиронимии древних, т.е. о совокупности
тех правил, которые они приписывали движениям
рук. Однако мы знаем, что они довели язык
жестов до такого совершенства, о котором
мы и понятия составить не можем».