Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 10:01, контрольная работа
Краткое описание
Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. «Фактура и цвет земли, ритм и композиция ландшафта, силуэт и масштаб долин и окружающих их гор — все различно в каждой из областей Греции», — пишет исследователь греческой культуры В. М. Полевой. – С.90 . Не представляла собой единства античная Греция и в социально — политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы — городов-полисов, чаще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины — два полюса этого противостояния.
Содержание
Задание 1. Осветить проблему: "Характерные черты древнегреческой культуры"…………………………………………………………………...2-10
Задание 2. Кратко ответить на вопросы………………………………….11
2.1 Каковы особенности древнегреческой скульптуры?.........................11-15
2.2 Что представлял из себя древнегреческий театр?..................................16-18
2.3 Каковы важнейшие черты древнегреческой мифологии?.....................19-21
На сцену актеры выходили в
сапогах из мягкой кожи на высокой подошве,
называвшейся котурной, которая увеличивала
рост, позволяла их хорошо разглядеть
зрителю с любого места. Декорации, обычно
незамысловатые, почти никогда не менялись.
Зритель должен был обладать фантазией,
чтобы представить себе, что действие
на протяжении спектакля могло происходить
в разных местах. Скажем, в заключительной
части трилогии Эсхила «Орестейя» («Евмениды»)
действие разворачивалось сначала в Дельфах
перед храмом Аполлона, затем в Афинах
перед храмом Афины.
Среди немногих театральных
приспособлений выделялась т. н. эорема,
т.е. подъемник. Иногда его называли «машиной».
Эорема могла поднять актера в воздух
и унести со сцены, что было необходимо
по ходу пьесы. У Еврипида во многих пьесах
действие завершалось появлением бога
на подъемной машине, что являлось неожиданной
развязкой. Отсюда специальный термин:
«бог из машины» . Использовалась также
эккиклема, деревянная площадка на колесах,
которая выкатывалась в орхестру из центральной
двери скены. Она обычно демонстрировала
зрителям, что происходит внутри дворца
или дома.
2.3 Каковы важнейшие
черты древнегреческой мифологии?
Древнейшее состояние греческой
мифологии известно из табличек Эгейской
культуры, записанных Линейным письмом
Б. Для этого периода характерна немногочисленность
богов, многие из них именуются иносказательно,
у ряда имён имеются женские аналоги (например,
di-wi-o-jo - Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja).
Уже в крито-микенский период известны
Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя
их иерархия могла отличаться от позднейшей.
Мифология «тёмных веков» (между
упадком крито-микенской цивилизации
и возникновением античной греческой
цивилизации) известна только по позднейшим
источникам.
Различные сюжеты древнегреческих
мифов постоянно фигурируют в произведениях
древнегреческих писателей; накануне
эпохи эллинизма возникает традиция создавать
на их основе собственные аллегорические
мифы. В греческой драматургии обыгрываются
и развиваются многие мифологические
сюжеты. Крупнейшими источниками являются:
«Илиада» и «Одиссея» Гомера
«Теогония» Гесиода
«Библиотека» Псевдо-Аполлодора
«Гигина
«Метаморфозы» Овидия
«Деяния Диониса» Нонна
Некоторые древнегреческие
авторы пытались объяснить мифы с рационалистических
позиций. Эвгемер писал о богах как о людях,
чьи поступки были обожествлены. Палефат
в сочинении «О невероятном», анализируя
события, описанные в мифах, предполагал
их результатами недопонимания или досочинения
деталей.
Происхождение:
Древнейшие боги греческого
пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской
системой религиозных верований, имеются
параллели и в именах - так, индийский Варуна
соответствует греческому Урану, и т. Д
Дальнейшее развитие мифологии
шло по нескольким направлениям:
- присоединение к греческому
пантеону некоторых божеств соседних
или завоёванных народов
- обожествление некоторых героев;
героические мифы начинают тесно сливаться
с мифологией
Известный румыно-американский
исследователь истории религии МирчаЭлиаде
дает следующую периодизацию древнегреческой
религии:
30 - 15 вв. до н.э. - крито-минойская
религия.
15 - 11 вв. до н.э. - архаическая
древнегреческая религия.
11 - 6 вв. до н.э. - олимпийская
религия.
6 - 4 вв. до н.э. - философско-орфическая
религия (Орфей, Пифагор, Платон).
3 - 1 вв. до н.э. - религия
эллинистической эпохи.
Зевс, согласно легенде, родился
на Крите, а Минос, по которому названа
крито-минойская цивилизация, считался
его сыном. Однако, та мифология, которую
мы знаем, и которую потом переняли римляне,
органически связана с греческой народностью.
О возникновении этой народности можно
говорить с приходом первой волны ахейских
племен в начале II тыс. до н.э. В 1850 году
до н.э. уже были построеныАфины, названные
по имени богини Афины. Если принять эти
соображения, то религия древних греков
возникла где-то в районе 2000 года до н.э.-145
c.
ПОЛИС (греч. polis, лат. сivitas), город-государство,
форма социально-экономической и политической
организации общества и государства в
Др. Греции и Др. Италии. Полисы составляли
полноправные граждане (члены общины),
каждый из которых имел право на земельную
собственность и политические права. Часть
населения города в полис не входила и
не имела прав граждан (метеки, периэки,
вольноотпущенники, лишенные всяких прав
рабы). Форма власти в полисе была различной
(олигархия, демократия и др.).-105 c.
АКРОПОЛЬ (греч. akropolis), возвышенная
и укрепленная часть древнегреческого
города, т. н. верхний город; крепость (убежище
на случай войны). Наиболее известен Акрополь
в Афинах, укрепленная часть древних Афин,
где находились главные святыни города,
знаменит своими культовыми постройками
классического периода.-149 c.
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР - оформление
стоечной системы архитектуры - колонн,
порядок стоечно-балочной системы, небольшие
сооружения, используемые для организации
открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную
или садово-парковую композицию. Имеют
функционально-декоративное (фонтаны,
лестницы, ограды) или мемориальное (надгробия,
стелы) значение, служат элементами городского
благоустройства (фонари, киоски), носителями
информации (реклама и пр.).
ТРАГЕДИЯ (от греч. tragodia, букв.
- козлиная песнь), вид драмы, проникнутый
пафосом трагического, противоположен
комедии. Основу трагедии составляют столкновения
личности с роком, миром, обществом, выраженные
в напряженной форме борьбы сильных характеров
и страстей. Трагическая коллизия обычно
разрешается гибелью главного героя. Классикой
жанра стала трагедия Др. Греции (Эсхил,
Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко
(У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма
(П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18 в. и особенно
в драматургии реализма жанр утрачивает
строгость; трагедия сближается с драмой
(как видом); возникают промежуточные жанры,
напр.: "Мещанская трагедия" (Ф. Шиллер),
трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго),
историческая драма (А.С. Пушкин, А.К. Толстой),
героическая драма (Вс. Вишневский); с кон.
19 в. становится актуальной трагикомедия.-174
c
АГОН - состязательность гомеровской
эпохи, демонстрирующая норму культуротворчества
и закладывающая агональный фундамент
всей европейской культуры. Называлась
у греков всякая борьба или состязание,
но главным образом обозначались игры
происходившие по поводу религиозных
и политических празднеств. Агон - как
божество спортивных игр, в частности
Олимпийских.-201 c.
Задание 4. Выполнить
тесты
1. Определить, каким скульпторам
принадлежат знаменитые произведения:
а) Поликлет - "Дорифор"
б) Скопас - "Вакханка"
в) Мирон - "Дискобол"
г) Фидий - "Афина-воительница"
д) Лисипп - "Отдыхающий Гермес"
2. Классическим архитектурным
типом в Древней Греции является:
а) Периптер;
б) Базилика;
в) Крестово-купольный;
г) Шатрово-купольный:
д) Купольная базилика.
3. Автором поэтических
произведений "Илиада" и "Одиссея"
является:
А) Апулей;
б) Гомер;
в) Аристофан;
г) Вергилий;
д) Сапфо.
Литература
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная
культура. - М.-, 2000. – С.117
2. Полищук В.И. Культурология.
Учеб .пособие. - М.: Гардарики, 1999.-С.145
3. Учебный курс по культурологии.
Ростов н/Д, Феникс, 1997.- С.90-276
4. Энциклопедии: Большая Советская
и Кирилла и Мефодия.- С.105-201