Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 04:54, контрольная работа

Краткое описание

1(10).Художественные стили мировой культуры: готический стиль: становление дизайна костюма.
2(24).Масштаб и пропорции формы: сущность, значимость в товароведении; «золотое сечение», ряды Фибоначчи.
3(45).Дизайн упаковки: сущность, проблемы, задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

3.docx

— 35.26 Кб (Скачать файл)

3

1(10).Художественные стили  мировой культуры: готический стиль:

становление дизайна  костюма.

       На всех этапах истории  художественной культуры вплоть до Ренессанса стиль в любую эпоху, в любой стране проявляет себя как стиль эпохи. Рядом с господствующим стилем часто имеются стилевые тенденции, они или вступают в противоборство или сосуществуют, но не могут быть стилем эпохи.

       Каждый стиль закономерно  возникает в нужное время и  в определенном месте, для того, чтобы  решать исторически необходимые  задачи. Вот почему барокко не перечеркивает классицизм. Стиль – это ощущение художником и зрителем всеобъемлющей целостности процесса художественного формообразования в историческом времени и пространстве. Стиль- художественное переживание времени[3,с.56].

       Художественный стиль  – устойчивое единство образной системы  и выразительных средств . характеризующие художественное своеобразие:

- крупной художественной  эпохи ; или

- отдельного художественного   направления; или

- меры отдельного  художника.

       Готика – (от итал. Gotico , буквально –готский , от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль , явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной , центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15-16 вв). Термин  “Готики” был введен итальянскими гуманистами эпохи            Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося “варварским”.

        Реалистические черты  стали выступать гораздо ярче в искусстве готики, возникшей  в XII-XV веках и распространившейся по всей Европе. Названия Готика условно. Оно было синонимом варварства в представлении

4

источников Возрождения, которые первыми применили этот термин, характеризуя искусство Средних  веков в целом, не видя в нем  его ценных сторон. После того как  в XIX столетии появилось понятие  “романское искусство”, готическим стали  именовать заключительный этап истории  средневекового искусства в Западной Европе – с конца романтики  до начала эпохи Возрождения.

       Процессы, которые  развивались в общественной жизни  государств Загадкой  Европы и которые определили появление готического стиля в архитектуре, скульптуре, живописи, не могли не отразиться и на прикладном искусстве, в том числе и костюме.

       XIII  век знаменуется интенсивной классовой борьбой, которая приводит к классовой дифференциации и в костюме. Более заметным становится расслоение уже в среде самих феодалов, что отражается и в костюме знати. Еще резко различается одежда феодалов горожан и крестьян[4,с.91].

       ВXIII веке издаются первые законы , ограничивавшие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзереном. Появляются законы, регламентирующие ношение одежд в зависимости от принадлежности к определенному сословию. В них предписываются строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры в отличие от дворян не имели права носить шелковые одежды длинные шлейфы и т.д.

       Происходила перегруппировка  господствующих сословий. Рыцарство до этого времени задававшее тон в культуре, еще находило возможность проявлять себя в длительных в длительных войнах и различных воинских забавах, однако постепенно сходило со своего высокого пьедестала. Рассчитывая силы на междоусобицы и рыцарский разбой. В то же время росли, крепли и богатели города, на политическую арену выходило бюргерство, росло самосознание. А вместе с ним и самоутверждение, проявлявшееся и в костюме

5

        Набирал силу здоровый реализм в жизни и обычаях, в искусстве и культуре; вместе с тем дотоле смиренное благочестие сменилось мечтательной аскезой, религиозным фанатизмом и идеологическими поисками, выразившимися в различны ересях.

       Все эти противоположности  не замедлили сказаться в коренном изменении одежды многообразии ее форм.

       В это же время  с развитием портновского искусства  усложняется технология изготовления одежды.

       В одежде  Западной Европы, и прежде всего во Франции, начинается подлинное господство ножниц:

       Закладываются основы кроя, особенно повлиявшие на изменение  форм женской одежды. Умение кроить ткани устроило зависимость фасона одежды от ширины ткацкого станка.

       То, что ранее едва отважилось проявиться- подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставлении частичного обнажения окутыванию,теперь с полной  определенностью производится посредством одежды, то есть  появляется мода  в современном смысле[5,с.137].

       В костюмах впервые  появляются вшивные рукава, которые первоначально пришивают на один день, вечером отпарывают, так как одежда очень узка и снять еее иначе невозможно. Иногда рукава привязывают шнурками. Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через голову, стала теперь настолько узкой, что ее пришлось разрезать спереди и снабдить застежками, последние приобрели исключительно важное значение.

       С изобретением застежки и появлением распашной одежды, то есть разрезанной спереди сверху донизу, рукава начинают вшивать для постоянной носки. В костюме появляется воротник.

 

6

Усложнение кроя позволяет  расчленить объём и тем самым  создавать костюм, подчеркивающий фигуру. В женском платье наблюдается  членение на лиф и юбку.

       Характерной чертой силуэта XIи xiv веков становится  вытянутые готические пропорции. Особенно же заметным влияние готики на костюмы стало в xv столетии.

       Тонкость и вытянутость  силуэта с изяществом завершается  сильно вытянутыми заостренными формами  шляпы и башмаков. В одежде  преобладают яркие цвета, самой  модной тканью становится бархат, появившейся в период позднего Средневековья. Ткани богато орнаментируется. Излюбленный орнамент-растительный[5,с.142].

       Костюмы по своим  формам становятся все разнообразнее .В xiv веке в мужском костюме появляются два модных направления: короткая и длинная одежда. Одни носят свободное и длинное , другие (чаще всего молодежь)-узкое и короткое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

2(24).Масштаб и пропорции формы: сущность, значимость в товароведении; «золотое сечение», ряды Фибоначчи.

Пропорции - это одно из классических средств композиции, с помощью  которого достигается организованность формы. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой. Пропорция  — это равенство двух отношений. Размерные отношения элементов  формы — это та основа, на которой  строится вся композиция. Как бы ни были хороши детали изделия сами по себе, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность  формы.

       Пропорции интересовали художников во все времена. Об этом свидетельствуют различные пропорциональные системы, обнаруженные позднейшими исследователями в архитектурных сооружениях прошлых эпох - в египетских пирамидах, в греческих храмах, во дворцах и театрах Рима. Это понятно. Пропорции играют исключительную роль в предметном пластическом искусстве. О пропорциях как средстве гармонизации формы написано, пожалуй, больше, чем обо всех других, вместе взятых. Исследованию пропорций посвящали свои труды ученые, зодчие и художники античности и эпохи Ренессанса (Витрувий, Палладио, Виньола, Серлио и многие другие). Знали силу этого средства и в совершенстве владели им многие мастера-ремесленники— эти инженеры и дизайнеры своего времени, создававшие прекрасные станки, машины, часы, светильники, мебель. Формы вещей XIV—XV вв. и более позднего времени нередко поражают совершенством своих пропорций[3,с.74].

       Без пропорций немыслимы процесс гармонизации композиции и решение идейно-образных задач. Вольно или невольно, интуитивно или с помощью математических расчетов и геометрических построений художник, создавая композицию, оперирует теми или иными отношениями элементов композиции между собой и с целым. Каждое здание жилого или

8

общественного назначения, каждое промышленное изделие имеет  свои пропорции. Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине. Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. В противном случае пропорции нарушаются. Размерные отношения элементов формы — это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были сами по себе хороши детали изделия, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы.

       Пропорционирование следует рассматривать как творческий процесс, поэтому каждое сооружение, каждое промышленное изделие представляет целую систему размерных отношений, определяющую функциональное назначение предмета. Нельзя пропорционировать, скажем, станок, прежде чем определится его кинематическая схема. Пропорция учитывает конкретные условия, место и назначение предмета. В предметном мире, как и в мире природы, все должно быть взаимосвязано пропорциями.

       Пропорции имеют большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым[4с.87].

       Выразительными или гармоничными пропорциями могут обладать как статуя, архитектурное сооружение, книжная обложка, так и объект дизайна. Пропорции — одно из составляющих выразительности объекта, они как-то обозначают его характер. Поэтому пропорционирование, т. е. приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй, является средством гармонизации.

       В практике встречаются в основном два вида пропорциональных отношений - арифметические (целочисленные пропорции) и геометрические (иррациональные пропорции). Простые арифметические пропорции можно

9

выразить в целых числах. Среди геометрических фигур с  простыми целочисленными отношениями  сторон - квадрат {1 :1), прямоугольник в два квадрата (1 :2). Особый интерес представляет прямоугольный треугольник с отношениями сторон 3:4:5. В Древнем Египте этот треугольник считался священным. С одной стороны, он использовался египтянами как основа пропорционального строя при возведении пирамид и храмов, с другой - оказывал практическую помощь в самом процессе строительства. Посредством этого треугольника можно было легко определить и наметить прямой угол, что было достаточно важно для древнего строителя. Для этого надо было отметить узелками на шнуре двенадцать одинаковых членений и. натянув его в трех точках с интервалами 3, 4, 5, получить прямой угол.

       Единство пропорционального строя определяется наличием подобий. Без подобия нет пропорций в классическом понимании этого термина. В связи с этим при пропорционировании создаваемых композиций и исследовании уже существующих произведений широко применяется метод геометрического подобия фигур. Геометрическому подобию фигур, например прямоугольника, всегда сопутствует простейшая пропорция а : б = а : в. При этом, если прямоугольники подобны, их диагонали будут параллельными или же перпендикулярными друг другу. В первом случае оба прямоугольника будут одновременно расположены по вертикали или по горизонтали, во втором случае один прямоугольник располагается по вертикали, другой имеет горизонтальную направленность. Таким образом, находя на каком-либо фронтальном изображении объекта системы параллельных и перпендикулярных линий, являющихся диагоналями прямоугольников, в которые вписываются те или иные элементы композиции, мы можем утверждать, что в данном случае имеет место гармонизация формы на основе геометрического подобия[4,с.95].

       Особенно велика роль пропорций в архитектуре. Постижением наилучших отношений величин, математическим анализом уже

10

существующих памятников, поисками «ключа» к их совершенству занимались такие исследователи, как  римский архитектор Витрувий, художники Возрождения Леонардо да Винчи, Альберти, Дюрер и более поздние — Жолтовский, Химбидж, Корбюзье и многие другие. Было установлено, что существует много различных математических соотношений, рациональных и иррациональных, которые были положены в основу пропорций самых замечательных памятников.

       К наиболее бесспорным относится "золотое сечение". Если выстроить ряд золотого сечения, то соотношение одного отрезка к другому будет иметь постоянную величину. Если взять отрезок за единицу и разделить его в золотом сечении, то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382, и эту операцию (деля меньший отрезок в том же отношении) можно повторять, получая при этом ряд золотого сечения. Практически чаще всего применяется приближенное «золотое сечение», исследованное в XII веке известным итальянским математиком Леонардо из Пизы, прозванным Фибоначчи, которое и названо в честь автора. Это такие соотношения, где каждое последующее число является суммой двух предыдущих: 3 : 5; 5 : 8; 8 : 13; 13 : 21 и т. д. В этом ряду, начиная с пяти 5 : 8, 8 : 13, 13 : 21 и далее, все отношения будут очень близки к пропорциям золотого сечения, причем чем дальше, тем они будут точнее[3,с.98].

       На практике совмещение двух видов пропорциональных отношений (арифметических и геометрических) встречается довольно часто. Даже в знаменитом Парфеноне мы можем наблюдать такие взаимосвязи. Известно, что его фасад без фронтона вписывается в прямоугольник со сторонами 1 : 2, а по вертикали все основные элементы композиции связаны с пропорциями золотого сечения.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"