Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

1. Культурология и другие общественные науки.
2. Специфические особенности античной культуры.
3. Идеалы культуры Возрождения.
4. Роль народных традиций в русской культуре.
5. Суть современного кризиса культуры.
6. Основные структурные элементы религии.
7. Художественные музеи и художественные памятники.
8. Соотношение науки и искусства.
9. Позитивное и негативное влияние техники на культуру.
10. Язычество и христианство в отечественной культуре

Вложенные файлы: 1 файл

культурология контрольн.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего           профессионального образования

«Институт управления и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурология

Контрольная работа

 

 

 

 

 

                                                                                                                                           Выполнила студентка:Мочалова                                 

                                                                                                                                                                                               Ольга                                                                                                                       Александровна

                                                                                                                  Специальность:экономика

                                                                                                                                                       менеджмент ГМУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Рязань 2013г.

 

 

Вариант № 2

    1. Культурология и другие общественные науки.
    2. Специфические особенности античной культуры.
    3. Идеалы культуры Возрождения.
    4. Роль народных традиций в русской культуре.
    5. Суть современного кризиса культуры.
    6. Основные структурные элементы религии.
    7. Художественные музеи и художественные памятники.
    8. Соотношение науки и искусства.
    9. Позитивное и негативное влияние техники на культуру.
    10. Язычество и христианство в отечественной культуре

 

 

 

Вопрос №1.

Культурология — одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как  наука лишь в нашем веке, да и  то ближе к его второй половине. В советский период культурология  вообще расценивалась как «буржуазная  лженаука» и даже сам термин был  не то, что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, а из продолжателей — С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева и др.

Культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как  легко понять, есть дело исключительно  человеческое, поэтому культурология  относится к семье гуманитарных дисциплин.

Так, у культурологии  много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность  духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия  и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с  социологией обнаруживается, прежде всего в том, что социология «поставляет  материал», который культурология  осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. В социологии, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология  очень нуждается в сведениях  о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом — все это дает (или в идеале должна давать) политология.

Во многих точках соприкасаются  такие науки, как культурология  и психология, поскольку обе изучают  человека в основном со стороны его  внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстремальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с психологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожидать еще более тесного взаимодействия между этими науками.

Существенно важную помощь культурологии  оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также  находит материал для теоретических  выводов: описание жизни различных  обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому «прочитать» классическое творение.

И наконец, связи культурологии  с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

 

Вопрос №2.  

Важность данной темы обусловлена значимостью античной культуры, ее особым местом в мировой  культуре, и особенно Западноевропейской. Человечество вновь и вновь обращается к наследию древних греков и римлян как почве и источнику культурных ценностей разных народов.      

Рассмотрение греко-римского культурного наследия с культурологической точки зрения сопряжено с определенными трудностями.     

Во-первых, сложен сам феномен  античности, поскольку, с одной стороны, она предстает как некая целостность, обладающая общими чертами. С другой - античная культура внутренне неоднородна, так как включет в себя древнегреческую  и древнеримскую составляющие, которые обладают своей спецификой.     

Во-вторых, античная культура не есть нечто неизменное. Она динамична  и в своем развитии проходит ряд  относительно самостоятельных этапов (например, греческая классика, эллинизм, ранний и поздний и др.), каждый из которых вносит свой вклад в культурное целое.     

В-третьих, делая акцент на культурологическом аспекте, необходимо основываться не столько на последовательности исторических событий, но прежде всего - на изучении процессов, происходящих в мировоззрении, образе жизни, идеологии, системах ценностей, норм, эталонов, в верованиях, знаниях, идеалах, составляющих феномен культуры и усваиваемых людьми как членами общества.     

Античная культура формируется  в рамках рабовладельческого общества, где главное социальное противоречие - противопоставление свободных (рабовладельцев) и несвободных (рабов). Но именно эта ступень общественного развития освободила категорию свободных от тягот физического труда и создала условия для бурного и разностороннего развития всех видов культурной деятельности (материального производства, научно-философских знаний, художественного творчествеа и пр.). Поэтому важно показать, несмотря на противоречивость, прогрессивные тенденции в развитии античной культуры.     

В соответствии с программой курса в работе делается акцент не только на ценностных установках, складывающихся в древнем греко-римском мире, но и на соотношении их с культурными традициями стран Древнего Востока, контакты с которыми у Древней Греции и Древнего Рима были постоянны и разносторонни. В то же время представляется необходимым специально обосновать вклад Древнего Рима, его специфичность, различия с древней Грецией, поскольку существует мнение о вторичности Римской культуры по отношению к Древнегреческой.     

В целом, думается, целесообразно обратить внимание на:  
 Общие характеристики античной культуры в целом, имеющие географические, социальные и собственно культурные основания.  
 Ценностные доминанты в их преломлении в Древнегреческой и Древнеримской культурах.  
 Вклад античности в мировую культурную практику.  
 " Специфику античной культуры по сравнению с Древневосточной.     

Греко-римская  античность - колыбель западноевропейской культуры. Как говорил Я. Буркхард, швейцарский историк: "Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи". Достаточно вспомнить ставшие привычными выражения: "олимпийское спокойствие", "гомерический смех", "сизифов труд", "титанические усилия" и др. Греческая культура тесно связана с римской культурой, но они не тождественны, каждая из них самобытна. Чтобы понять это, надо обратиться к истокам античной цивилизации, к особенностям ее возникновения.

Вопрос №3.

Западноевропейская  культура эпохи Возрождения (Ренессанса) представляет собой явление, важное по своим художественным достижениями, противоречивое по идейным основой и решающее для формирования основ новой культуры современного типа. Именно поэтому и истоки, и характерные черты, и значение этого периода для мировой культуры уже почти два века находятся в центре внимания культурологов. Особенно это связано с тем, что ведущая черта этого периода - гуманизм, как признанная ценность современной западноевропейской цивилизации, своими истоками уходит именно времен Возрождения. Следовательно, и понимание причин кризиса гуманистических ценностей в XX веке требует исследования их историко-культурных корней. 
Предпосылки возникновения и истоки новой культурной эпохи. 
Возрождение (Ренессанс) - это исторический период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, который характеризуется переходом к простого товарного производства как формы капиталистических отношений, формированием новой гуманистической идеологии, возникновением и развитием новой теории и практики искусства.

Эпоха Возрождения - это переходная эпоха от Средневековья  к Новому времени, когда осуществляется замена традиционной, религиозной и  феодально-сословной системы идей новым мировоззрением, основу которого составляют секуляризация мышления, индивидуализм и критицизм. 
Понятие "Возрождение" вводится в оборот известным итальянским гуманистом Дж. Вазари в 1550 г., который (как и его предшественники, так и современники) основное содержание своего времени видел в возрождении античной культуры. Такое понимание своей эпохи опиралось на негативную оценку Средневековья как "темных времен". Именно возрождение искаженной средневековой схоластикой античной философии, литературы, права, открытие античного искусства считалось современниками за основное содержание Возрождения.

Однако всемирное  значение Ренессанса приобретает определение  гораздо позже, во времена Просвещения, на грани ХУШ-XIX вв. и до наших времен не существует единодушного понимания  роли и места Возрождения в  мировой культуре. Оценке Возрождения как небывалого культурного подъема противостоит восприятия Ренессанса или как упадка христианского Средневековья, идеализированный, или как сугубо временного периода, который ничем не отличается от предыдущего и является продолжением позднего Средневековья.

Возрождение как  особый период в культурной жизни  Европы начинается в Италии в XIII в. и  до XV в. существует, как локальное  явление. Именно в Италии тогда рождается  все новое, что составляет совокупность моральных, политических, эстетических идей, которые начинают новый, современный нам тип культуры. В других странах Европы этот процесс начался позже, чем в Италии, и только в XVI в. Возрождение становится общеевропейским явлением, которое распространяется прежде всего во Франции, Испании, позднее в Англии, Германии, Нидерландах. Еще позже новые культурные явления в измененном и ослабленном виде охватывающих страны Центральной и Юго-Восточной Европы.

Вопрос №4.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по –  иному, многое для себя заново открываем и переоцениванием. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Сейчас  к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"