Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:35, контрольная работа
1. Культурология и другие общественные науки.
2. Специфические особенности античной культуры.
3. Идеалы культуры Возрождения.
4. Роль народных традиций в русской культуре.
5. Суть современного кризиса культуры.
6. Основные структурные элементы религии.
7. Художественные музеи и художественные памятники.
8. Соотношение науки и искусства.
9. Позитивное и негативное влияние техники на культуру.
10. Язычество и христианство в отечественной культуре
Приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды , позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом становления личности.
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества .
Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.
Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений :
1. Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Традиционные
и обрядовые праздники.
Вопрос №5.
Двадцатый век
продемонстрировал
Острее всего этот конфликт сказался на культурном самоопределении отдельно взятого человека. Техногенная цивилизация могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Такая форма взаимодействия неизбежно связана с широким использованием научно-технических достижений, которые помогали современнику нашего века ощущать свое господство над природой и лишали при этом его возможности ощутить радость гармонического сосуществования с ней.
Поэтому проблема кризиса современной культуры не может быть рассмотрена без учета противоречий связи человека и машины. Именно с таким названием в 20-е годы Н. Бердяев пишет статью, в которой подчеркивает, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. Роковая роль техники в человеческой жизни связана с тем, что в процессе научно-технической революции, инструмент, сотворенный руками homo faber (существа, изготавливающего орудия), восстает против творца. Прометеевский дух человека не в силах справиться с небывалой энергией техники.
Машинное производство
имеет космологическое
Вопрос №6.
Религия является сложным социально-историческим явлением. Проблема структуры религии имеет несколько аспектов.
Первый из них связан с
религиозным сознанием - особенностью
взглядов, представлений, чувств и переживаний
верующих, второй - с культовой деятельностью,
третий - с религиозными организациями.
Религиозное сознание. Охватывая мифы,
концепции, идеи, теории, представления
о сверхъестественном, догматы, содержание
священных книг, легенд, молитв и т.п., она
составляет концептуальный аспект религии.
Религиозное сознание - отношение верующих
к миру, выраженное в системе взглядов,
чувств, смысл которых составляет вера
в сверхъестественное.
Существенными признаками религиозного
сознания является образность, символичность,
интимность, таинственность, сочетание
иллюзорного и реалистического.
Важнейшими аспектами религиозного сознания
являются:
• религиозные взгляды, которые проявляются
через понимание и истолкование мира,
существуют в форме представлений, понятий,
суждений. Главной особенностью их является
вера в сверхъестественное;
• религиозные чувства, выражающие эмоциональное
отношение к миру и его явлений, является
индикатором искренности религиозных
верований. Особых религиозных чувств
не существует, это обычные человеческие
чувства, сосредоточены в религиозной
сфере. Они бывают положительными (любовь,
благоговение, радость) и негативными
(страх, растерянность, отчаяние)
• религиозный смысл, который, касаясь
смысла бытия, жизни и смерти, добра и зла
и т.д., охватывает взаимосвязи человека
и мира.
Сущность религии характерное
проявляется в сфере
Вера - состояние религиозного сознания,
проявляющаяся в бездоказательно признании
истинности религиозного учения, существование
сверхъестественных сил, абсолюта.
Вопрос №7.
Музе́й
(от греч. μουσεῖον — дом Муз) —
учреждение, занимающееся собиранием,
изучением, хранением и экспонированием
предметов — памятников естественной
истории, материальной и духовной культуры,
а также просветительской и популяризаторской
деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию
предметов (экспонатов) по искусству и
науке, затем, с XVIII века, оно включает в
себя также здание, где располагаются
экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская
работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых
годов XX века началась педагогическая
деятельность музеев (специальные проекты
для детей, подростков и взрослых).
С развитием компьютерной техники и Интернета
появились также виртуальный музей на
CD-ROM или в Интернете.
В 1946 году была создана международная
организация ICOM (англ. International Council of Museums)
для поддержки и развития деятельности
музеев. Эта организация включает в себя
более 7 000 участников из 119 стран мира и
тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными
организациями.
ICOM собирается каждые три года в одной
из стран-участниц.
Античный период
Первый Мусейон в смысле учебного заведение
был основан в Александрии Птолемеем I
приблизительно в 290 году до нашей эры.
В него входили жилые комнаты, столовые
помещения, помещения для чтения, ботанический
и зоологический сады, обсерватория и
библиотека. Позднее к нему были добавлены
медицинские и астрономические инструменты,
чучела животных, статуи и бюсты, которые
были использованы для обучения. В отличие
от других научных школ, Мусейон субсидировался
государством, и учёные получали жалование.
Главный жрец (директор) назначался Птолемеем.
К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала
более 700000 рукописей. Мусейон и большая
часть Александрийской Библиотеки были
уничтожены приблизительно в 270 году нашей
эры.
В античной Греции по традиции в храмах
богов и муз располагались статуи, картины
и другие произведения искусства, посвященные
этим богам или музам. Позднее в античном
Риме к этому добавились картины и скульптуры,
расположенные в городских садах, римских
банях и театрах.
Гостям в виллах богатых и знатных людей
того времени были часто показаны произведения
искусства, захваченные во время войн.
Римский император Адриан дал приказ создания
копий произведений искусства, видимых
им в Греции и Египте. Вилла Адриана представляла
собой предшественника современного музея.
Азия
С 1000 нашей эры в Китае и Японии начали
собирать произведения искусств в королевских
дворцах и храмах. Особенно интересная
коллекция — Shosõ-in, расположенная в храме
в Нара, и включающая многочисленные произведения
искусства, особенно предметы религии.
Средние века
В средние века произведения искусства
(ювелирные изделия, статуи и манускрипты)
были представлены для обозрения в монастырях
и церквях. С VII века здесь также были выставлены
предметы, захваченные в войнах. В военные
времена из этих запасов были оплачены
выкупы. Так сокращались или увеличивались
запасники. Например, сокровища Kathedrale
von Notre Dame in Reims зависели от военного успеха
французов.
Памятник
— сооружение, предназначенное для
увековечения людей, событий, объектов,
иногда животных. Чаще всего никакой другой
функции, кроме мемориальной, памятник
не несёт. Наиболее распространённые виды
памятников — скульптурная группа, статуя,
бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная
арка, колонна, обелиск и т. д.
В архитектурном плане памятники огранизуют
пространство, нередко памятники выполняют
роль визульного центра площади или другого
общественного пространства.
На кладбищах устанавливаются надгробные
памятники, часто воспроизводящие символы
религии умершего (например крест на христианских
кладбищах).
Вопрос №8.
Проблема
соотношения отдельных
В ХХ веке человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональным. В античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин “techne” означал и “науку”, и “ремесло”, и “искусство”. Аристотель, противопоставляя науку, искусство с одной стороны и ремесло с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения. Но наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается.
Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности - это только одна из его граней наряду с другими - эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства - человека, его духовность и отношение к миру.
Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: “Как живопись XV - XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода - к геометрии... Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы.” В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой перспективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, в соответствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Галилей).
Противопоставление этих двух способов познания - научного и художественного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, гуманизуя саму науку.
Вопрос №9.
В результате технической
революции произошли
Под цифровыми искусствами понимаются такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная база которых определяется цифровой средой. Возникшее новообразование активно обсуждается специалистами широкого спектра областей, относящихся как искусстве, культуре, так и науке, технике. Появление цифровых искусств повлекло за собой появление новых художественных жанров и форм. Такие области как, например, трехмерная анимация, виртуальная действительность, интерактивные системы и интернет обнаружили небывало широкие творческие возможности. На уже устоявшиеся художественные формы – кино, двухмерную анимацию, видеоискусство, музыку – цифровые технологии также сильно повиляли, способствуя созданию новых жанровых подвидов.
Используя язык
цифровой культуры, появление цифровых
искусств сразу же противопоставило
себе все остальное искусство
– традиционное, которое именуется
по отношению к цифровому аналогов
Что дали новые технологии для искусства? Ответ на этот вопрос одновременно зафиксирует основные черты современного искусства, сформировавшегося под влиянием технологий.
1. Интерактивность
– возможность для зрителя
вступать в контакт с
2. Новые художественные средства.
3. Элитарность
цифрового (чаще всего
Наиболее прогрессивным из направлений современного искусства сегодня является видео-арт, который заметно прогрессировал благодаря цифровым технологиям. Он является наиболее демократичным в производстве видом искусства, где кроме камеры, которую можно взять напрокат, почти ничего не надо. Если бы не цифровые технологии в области видео, то сегодня мы бы окончательно распрощались с таким явлением, как независимое кино. Впрочем, с экспонированием видео-арта есть проблемы, так как нужная для качественного показа техника стоит недешево.