Контрольная работа по "Культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит вопросы по дисциплине "Культурология" и ответы на них

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология, контр.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

по дисциплине «Культурология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

_Спетницкая  Марина Юрьевна_

 

Регистрационный №:

_____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?

Ответ: Культура – это многофункциональная система. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из неё.

Важнейшая – функция  трансляции (передачи) социального опыта. Её нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познавания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулирование) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая  функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или  аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

 

Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства.

Ответ: Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (соединение) – сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого гомо сапиенса (человека разумного). На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе – прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

Первые дошедшие до нас  произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н.э.). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами – так называемые «Венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения  животных, воссоздающих характерные  черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Первоначально первобытное  искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:

  • натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет;
  • искусственная изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;
  • верхнепалеотическое изобразительное творчество – роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

В первобытную эпоху  зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство – резьба по камню и кости, рельефы.

Более  поздние этапы  развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством.

В эпоху неолита и  бронзового века появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные  понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного  искусства – керамика, обработка  металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

К концу первобытной  эпохи появился новый вид архитектурных  сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе, Европы со второй половины первого тысячелетия до н.э. распространились поселения и погребения.

Искусство первобытной  эпохи послужило основой для  дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

 

Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта?  Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?

Ответ: Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца – Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис – бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающуюся природу. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра  Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации  государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом  племен. Фараон Аменхотеп 1У выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона оказались недолговечными

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы  богам и хозяйственные записи.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа», который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе этого родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно. Умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено – средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела – пирамиде.

Пирамиды строились  для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой – «ка», т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались – это было слишком дорого. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.

В 3 – 2 тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы – постройки для богов – строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну.

Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.

Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Она сложена из гигантских известняковых камней, а каждая  каменная глыба весит 2-3 тонны. Высота пирамиды 147 м (сейчас 137 м).

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи «чудес света».Позднее, во 2 тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня.

К началу 1 тыс. до н.э. строительство  пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники.

 

Вопрос 4. В чем суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии?

Ответ: Древнейшая история Индии таит в себе много неразгаданного. В старейших литературных источниках повествуется о развитии рабовладельческих отношений, о наличии различных категорий рабов. В «Законах Ману» , отражающих общественно-государственный строй Индии 6 века до н.э., находят обоснование общественное разделение труда, отношения господства и подчинения.

Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная  социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием  замкнутых общественных групп: по сословиям  – варны (их четыре); по профессиональной деятельности – касты (их 3,5 тыс.). В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй. Варны позднее стали называть джати: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Родоплеменная аристократия составила  первые привилегированные варны – брахманов (представителей знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством) и кшатриев (военная знать), призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.

Трудовое население входило  в варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей. Доля шудр – безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».

Обозначившиеся со временем границы  между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход  из одной варны в другую. Это  нашло отражение в законах  образа жизни – дхармах.

Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь, тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве.

 

Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая.

Ответ: Культура Яншао (III тыс. до н. э.) - культура позднего неолита. На этой стадии у китайцев были приручены животные, они возделывали поля. Строили жилища в земле, владели многими ремеслами, осваивали пиктографическое письмо. Китайцы почитали культ Солнца, Луны, гор и другие природные явления; у них существовал куль предков. Высокого уровня достигло гончарное ремесло (сложные геометрические  узоры). Во II тыс. до н. э. возникает цивилизация  (город-государство Шань) и культура меняется.  Город отличался строгой планировкой, был окружен стеной (6 м). Раскопки говорят о существовании в архитектуре колонн, использовании бронзы, изготовлении каменных скульптурах людей и животных, стенных росписях.

Эпоха «Борющихся царств» (V - III века до н. э.) - борьба царств за власть. Особую роль играет царство Цинь. Данная эпоха считается классической в истории культуры Древнего Китая (эпоха “соперничества ста школ”). Страна переживает невиданный интеллектуальный и духовный подъем. Ускоряется развитие научных знаний (уточняется солнечный год, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затмения). Складывается концепция движения небесных светил. Успешно развивается математика и другие науки. Начинается критика мифологических представлений.

Китайская культура самобытна и неповторима. Особенности: она более рациональна, прагматична, по сравнению с индийской культурой; огромная роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний (“китайская церемония”); в религиозных китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством выступает Небо, а свою страну они именуют Поднебесной; культ Солнца и других светил; для китайской культуры характерны эстетизация и поэтизация природы (пейзажная живопись, лирика, архитектура - “пейзажный взгляд” на все явления жизни). По глубине эстетического и поэтического проникновения в жизнь природы китайская культура не знает себе равных.

Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии: в этот период складываются все основные философские течения – конфуцианство, даосизм, легизм.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии