Контрольная работа по "Культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит вопросы по дисциплине "Культурология" и ответы на них

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология, контр.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Эпоха “Борющихся царств”  характеризуется также значительными  событиями в области художественной культуры.  В этот период существенно  расширяется круг затрагиваемых  искусством тем. Создается первый трактат по архитектуре “Чжоули”, в котором закрепляются строгие принципы четкой планировки города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных улиц и дорог. Больших успехов достигла литература. К этому времени завершается создание знаменитого памятника китайской словесности - “Книги песен” - “Шицзин” (XI-VI в. до н. э.). В это время творит великий китайский поэт Цюй Юань (340-278 гг. до н. э.). Истоком его творчества была народная поэзия и мифы. Вторым большим поэтом стал Сун Юй (290-222 гг. до н. э.). Он стал первым певцом женской красоты и любви.

Своего наивысшего подъема  культура Древнего Китая достигает  с III в. н. э. В 206 г. до н. э. династия Цинь уступает место новой династии Хань, которая остается у власти до конца существования Древнего Китая - до 220 г до н. э.

В этот период Китай переживает расцвет. Страна покрывается сетью дорог. Сооружаются многочисленные каналы. В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии. Высокого уровня достигают ремесла. Особого внимания заслуживает производство шелка (Великий шелковый путь протяженностью в 7 тыс. км в Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Средиземноморья). Примерно то же самое можно сказать о лаковом производстве. Величайшим достижением Древнего Китая стало изобретение бумаги (II-I вв. до н. э.), что вызвало переворот в культуре. Развиваются науки. Китайские ученые систематизируют уже накопленные знания о мире (математика, астрология, медицина, гуманитарные науки: филология, поэтика, словари, история /130 томов/).

Невиданный подъем переживает художественная культура.  В Цинь-Ханьскую эпоху окончательно складываются классические формы традиционной китайской архитектуры. Высокого уровня достигает градостроительство (дома в два и три этажа). Самым знаменитым памятником Древнего Китая стала Великая китайская стена (вся стена с ее ответвлениями составляет более 6 тыс. км). Не менее удивительным памятником является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди (в подземном помещении глиняное войско в натуральную величину, насчитывающее три тысячи пехотинцев и всадников). Значительного уровня достигает скульптурный рельеф (сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцена сражений, охоты, приема гостей, жатвы, охоты). В Ханьский период появляется станковая живопись. Эпоха хань была временем расцвета литературы. Последние десятилетия эпохи (196-220 гг. н. э.) считаются золотым веком китайской поэзии. Многие императоры приближали ко двору лучших поэтов, писателей, ученых, поощряли развитие литературы, искусства, науки. Император Уди создал при дворе большую библиотеку и музыкальную палату, где собирались и обрабатывались народные музыкальные произведения. Самым выдающимся поэтом ханьской эпохи стал Сыма Сянжу (179-118 гг. до н. э.). Наряду с поэзией в этот период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

 

 

Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?

Ответ: В классический период в Греции науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом.  Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит.

В Греции в эпоху эллинизма  исчезает разрыв между теорией и  практикой, наукой и техникой. Строительство  новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии. Успешно развивалось естествознание, особенно медицина. Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки.

В эллинистическую эпоху  развивается новая отрасль знания – филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика. Философия в эпоху эллинизма обладала целым рядом особенностей. Важнейшей из них является эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. Кроме того, философия имеет в основном этическую направленность - первое место занимают вопросы морали, натурфилософии.

Для позднеэллинистической  философии характерна еще одна черта  – религиозный уклон. Эпоха эллинизма  привнесла в религию ряд новых  явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя.

В философии и науке римляне во многом следовали грекам.  Их интересовали не теоретические исследования, а обобщения и систематизация уже накопленных знаний, создание энциклопедий, которые служили делу воспитания и образования.

В период римской империи  получает распространение философия - эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. Все это было продолжением греческих течений. В эпоху империи весьма успешно развивается наука (Плиний Старший, Птолемей, Гален). Птолемей создал геоцентрическую систему мира, ему принадлежат работы по оптике, математике и географии. Врач Гелен обобщил знания греческой медицины. Тит Ливий и Тацит написали историю Рима от основания (142 т).

 

Вопрос 7. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство?. Какое это имело значение для Руси?

Ответ: Русское Православие имеет византийский источник. Крещение Руси - это наступление исторического "совершеннолетия", включение ее в христианскую традицию культурного мира. Русь должна была выбрать между старым и новым Римом и выбрала Византийское Православие. Основной факт в истории русского Православия - органическая связь с византизмом в его славянском переводе. Киевский период считается самым чистым, многогранным в русской религиозности (золотые дни детства русского народа). Православие есть главнейший фактор в истории России, и одновременно Россия определила собой судьбу русского Православия. В отношении Церкви и Государства в киевский период мы видим почти небывалую в истории Православия гармонию. Эта свобода Церкви была возможна потому, что Русская Православная Церковь не была еще национальной и "автокефальной", осознавала себя еще Вселенской, была независимой в своем служении и недоступной для покушения местных князей. Столь же несомненно наличие в Киевской Руси и настоящей культуры,  отношение к ней московского века. Это культура заимствованная, это "ученический" период неизбежен в истории всякой культуры, русское сознание включается в "квинтэссенцию" православного византизма, усваивается эта традиция не только "пассивно", но и творчески (дух "великодержавия и христианского оптимизма'').

Одновременно надо отметить у Руси сохранение "мягкого", природного язычества. Душа "язычника'' продолжала питаться "природными" религиозными переживаниями и образами. Позднее, "чувство", "воображение", "сердечность" будут провозглашены основными отличиями русского христианства от греческого рассудочного и "холодного".

Христианство объединило Русь; вместе с христианством на Русь пришла письменность и с нею книжное просвещение и познание; церковь управляла и судила на основе сборника законов греческой церкви (как это делалось в Византии); христианство благотворно влияло на быт людей: с принятием христианства вырос авторитет княжеской власти ("поставлен от Бога" - влияние Византии), церковь опекала нищих, больных, убогих, давала пример более совершенного и гуманного устройства общества, восстала против рабства. Христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства и ювелирного ремесла. Выдающуюся роль сыграли монастыри (первые монастыри расположились в среднем и верхнем течении Днепра, до конца XII в. монастыри появились во всех славянских землях). Благодаря распространению просвещения, книг началась выработка языка, образовалась литературная школа.

Не вмешиваясь непосредственно  в дела светской власти, православие, тем не менее, оказало влияние  на русскую политическую традицию.

Христианство обеспечило историко-культурный процесс. Истины новой  веры прозвучали на славянском наречии. Христианство не противоречило характеру древних славян. Старославянский язык стал государственным языком, "столпом и утверждением" просвещения и культуры. Высшие формы культуры X - XIII вв. -  письменность, общественная мысль, литература, живопись, зодчество - были связаны с  принятием и распространением христианства. Человек открыл для себя мир. Одухотворилось сознание, стимулировалось миропонимание. Русская Церковь способствовала широкой образованности всех сословий в Древней Руси; в период феодальной раздробленности Церковь оставалась единственной носительницей идей государственного и культурного единства; Церковь способствовала собиранию Руси и становлению Москвы как религиозного и культурного центра; созидательная роль и энергия Русской Церкви сосредоточились в десяти тысячах храмов и двухстах монастырях.

Эстетическое сознание древних формировалось под влиянием Христианства. Процесс усвоения культуры Византии (Античная Греция, Рим, Ближний  Восток) славянским населением имел свои особенности: философско-религиозные идеи воспринимались механически, не абстрактно; художественно-эстетическая культура усваивалась активно и очень конкретно.

 

Вопрос 8. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?

Ответ: XVIII век - это эпоха Просвещения в истории Запада

Идеология Просвещения  возникла в XVII веке. Ее родоначальниками считаются английский философ Д. Локк, французы: Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. В Германии просвещение  связано с именами: И. Гардера, И.В. Гете, И. Канта; в США -  Т. Джефферсона, Б. Франклина.

По своему содержанию XVIII в.  стал продолжателем эпохи Возрождения и XVII века. Еще более возвысился авторитет науки и разума, сделались актуальными идеи гуманизма.

Философы-просветители разработали  теорию прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия: “естественного состояния”, “естественного права”, “природы  человека”, “общественного договора”, разума, прогресса, “светлого будущего” и др.  В качестве основных средств построения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание.

Огромным достижением  философов XVIII в. стало издание “Энциклопедий”. К середине XVIII в. широко были известны многие труды Вольтера и Монтескье.

Во второй половине XVIII в. огромный интерес вызывала художественная литература, естественные науки и философия. Весьма популярны были книги по географии, записки путешественников. Стала выходить “Всеобщая история путешествий”. Были изданы дневники Кука, Лаперуза и др. “История обеих Индий” Рейналя, осуждающая колониализм, выдержала более 30 изданий за 20 лет.

Для развития культуры второй половины XVIII в. во Франции характерен рост читателей и библиотек.

Результатом французской  революции стала разработка “Декларации прав человека и гражданина” (1789). В основе “Декларации прав” лежали принципы философии просветителей о естественных и неотъемлемых правах человека о свободе слова личности, совести, о сопротивлении угнетению.

Необычный авторитет  науки привел к тому, что уже  в XVIII в. возникает положение, которое ставит науку на место религии (сциентизм), абсолютизирует ее роль. Законы общества объявляются познаваемыми, а политика основывается на строго научных законах, как в природе (Дидро).

Успешно развивается художественная культура, где наблюдается преемственность. Искусство XVIII в. выступает во многом прямым продолжением века XVII.

Особо необходимо выделить музыкальное искусство, пережившее в XVIII в. невиданный подъем и расцвет. XVIII век можно назвать веком музыки. Музыка вытесняет с первого места живопись. Музыку представляют Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель, И.С. Бах, В.А. Моцарт.

Эпоха Просвещения имеет  фундаментальное значение для последующей  истории Западной Европы. Она утверждала человеческий разум, она выступала  началом современной эпохи. Провозглашенные  этой эпохой ценности в течение двух столетий играли определяющую роль в развитии человечества.

 

Вопрос 9. Какие изменения произошли в культуре с наступлением «оттепели»?

Ответ: С середины 50-х годов в стране началась некоторая демократизация, создавшая условия для развития культуры. Более лояльным стало руководство учреждениями культуры, были расширены права государственных организаций культуры на местах (в том числе местные Советы). Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции (писателей, художников, композиторов, историков, архитекторов, руководителей кафедр общественных наук). Была осуждена практика некомпетентного вмешательства в процесс творчества. С 1956 г. лучшие работы в области науки, литературы и искусства стали награждаться Ленинским  премиями (1958 г.). Оживлению культурной жизни способствовали публикации новых и возобновление издания некоторых старых литературно-художественных журналов - “толстые журналы” - (“Нева”, “Иностранная литература”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “Москва”, “Дон”, Вопросы литературы”, “Творчество”, “Советский экран”, “Музыкальная жизнь”). Особую роль сыграл на посту главного редактора “Нового мира” поэт А. Твардовский. В 60-70-е гг. между официозным искусством (сафроновский "Огонек", кочетовский "Октябрь" и т.п.) и оппозиционной (диссидентской) культурой возникает промежуточная культура - внеклассовая, общечеловеческая. Этот пласт культуры был принят всем народом страны.

“Оттепель” дала импульс творческим поискам. Советская культура стала более открытой по отношению к мировой и отечественной культуре. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии. Официально провозглашенные идеалы и цели не вдохновляли население страны и люди искали истинные ценности. Ярко заявили о себе: Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, Б. Можаев, В. Белов, Е. Носов, А. Тарковский, Э. Неизвестный, К. Муратова, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев,  О. Целков, В. Некрасов, Н. Коржавин, В.Высоцкий.

 

 

Вопрос 10. Назовите причины возникновения русского Зарубежья.

Ответ: Революция и гражданская война раскололи Россию надвое. Одна ее часть утратила исконное имя - Россия - и стала называться РСФСР. Другая, не признавшая новой советской власти, образовала Россию за рубежом - Русское Зарубежье. Эта часть русского общества продолжала сохранять свое единство. Большинство беженцев считали себя преемниками русских политических эмигрантов XIX - начала XX вв. Изгнание рассматривалось как временное состояние, когда необходимо выжить и переждать. По этой же причине изгнанники хотели, чтобы их дети оставались русскими.  Большая часть детей при этом вырастала двуязычными и с двойным самосознанием.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии