Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:41, контрольная работа
Культура, ее структура и функции
Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) - один из основных элементов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклону или привлечь божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры - cultura anima - обработка, возделывание, работа человека над своей душой. Культура - собирательный образ, включает и религию и искусство и др.
2.4. Культурологические идеи
Фромма
Создавая “радикально-гуманистический
психоанализ”, Фромм стремился постичь законы, управляющие жизнью
отдельного индивида, и закономерности,
которые лежат в основе развития общества,
в целях гуманистического преобразования
человека и социума. Отвергая как миф тезис
о “неизменной человеческой природе”.Фромм
утверждал, что в ходе эволюции человек
частично утрачивает “непосредственную
инстинктивную основу” и обретает новые
качества, обусловливаемые социальной
средой.
Фромм же считал, что “самые
прекрасные, как и самые уродливые, наклонности
человека не вытекают из фиксированной,
биологически обусловленной человеческой
природы, а возникают в результате социального
процесса формирования личности. Человеческая
натура - страсти человека и тревоги его
- это продукт культуры.” Стремясь к созданию
диалектического представления о человеке,
Фромм утверждал, что “человеческую природу
нельзя рассматривать ни как биологически
обусловленную внутреннюю сумму желаний,
ни как безжизненную тень культуры, к которой
она вынуждена приспосабливаться”.
По мысли Фромма, особенность
человеческого существования состоит
в том, что, в отличие от всех иных живых
существ, человек обладает сознанием и
самосознанием, которые превратили его
в чужака нашего мира, и породил чувства
одиночества и страха. Разрыв естественных
связей человека с природой составляет,
по Фромму, основное экзистенциальное
противоречие, являющее собой главную
проблему человеческого существования.
На базе этого противоречия, как полагал
Фромм, возникают другие экзистенциальные
и исторические дихотомии. К “экзистенциальным
дихотомиям” Фромм относил такие противоречия,
которые коренятся в самом существовании
человека и не могут быть аннулированы
им. Это дихотомии между жизнью и смертью,
огромными потенциями индивида и невозможностью
их реализации в силу кратковременности
его бренного существования. Фромм полагал,
что на эти неизбывные дихотомии человек
все же может и даже должен реагировать
различными способами, соответствующими
его характеру и культуре. В отличие от “экзистенциальных
дихотомий” “исторические дихотомии”,
по Фромму, имеют иную природу и не являются
необходимой частью человеческого существования.
Они возникают и разрешаются людьми в
ходе исторического процесса. К противоречиям
этого ряда Фромм относил по преимуществу
дихотомии между различными историческими
формами существования общества и возможностями
человека для подлинной реализации своей
природы в определенных временных границах.
Как мыслитель и гуманист, Фромм
не мог пройти мимо проблемы кризиса современного
общества и путей его преодоления. Приложив
значительные усилия для осознания и развенчания
ряда опасных социальных иллюзий, Фромм
пришел к выводу, что причины кризиса предопределены
экономическими и психологическими противоречиями
самой индустриальной системы. Отдавая
должное ее разнообразным достижениям,
Фромм вместе с тем критически проанализировал
великие обещания и большие надежды на
безграничный прогресс, которые были характерны
для ряда поколений индустриальной эпохи.
Вывод Фромма был однозначен - большие
надежды на достижение материального
изобилия, неограниченной личной свободы,
счастья для наибольшего количества людей
и господство над природой потерпели крах.
Цивилизация оказалась на грани самоуничтожения.
Осуществляя поиск новых альтернатив
планетарной катастрофе, Фромм пришел
к мысли о том, что обязательным условием
физического выживания рода человеческого
является создание нового человека (“радикального
изменения человеческого сердца”) и нового
общества, соответствующего потребностям
“неотчужденного и ориентированного
на бытие индивида”. Фромм разработал
довольно подробную программу изменения
человека и общества. Согласно данному
проекту , в общих чертах спасение человечества
от психологической и экономической катастрофы
предполагает коренное изменение характера
человека, выражающееся в переходе от
доминирующей установки на обладание
к господству установки на бытие, а также
переход от индифферентного и патологического
потребления к здоровому, максимальную
децентрализацию промышленности и политики,
осуществление индустриальной и политической
демократии соучастия и замену бюрократического
способа управления гуманистическим.
2.5. Культурологические идеи Фромма
Создавая “радикально-гуманистический
психоанализ”, Фромм стремился постичь
законы, управляющие жизнью отдельного
индивида, и закономерности, которые лежат в основе
развития общества, в целях гуманистического
преобразования человека и социума. Отвергая
как миф тезис о “неизменной человеческой
природе”.Фромм утверждал, что в ходе
эволюции человек частично утрачивает
“непосредственную инстинктивную основу”
и обретает новые качества, обусловливаемые
социальной средой.
Фромм же считал, что “самые
прекрасные, как и самые уродливые, наклонности
человека не вытекают из фиксированной,
биологически обусловленной человеческой
природы, а возникают в результате социального
процесса формирования личности. Человеческая
натура - страсти человека и тревоги его
- это продукт культуры.” Стремясь к созданию
диалектического представления о человеке,
Фромм утверждал, что “человеческую природу
нельзя рассматривать ни как биологически
обусловленную внутреннюю сумму желаний,
ни как безжизненную тень культуры, к которой
она вынуждена приспосабливаться”. По мысли Фромма, особенность
человеческого существования состоит
в том, что, в отличие от всех иных живых
существ, человек обладает сознанием и
самосознанием, которые превратили его
в чужака нашего мира, и породил чувства
одиночества и страха. Разрыв естественных
связей человека с природой составляет,
по Фромму, основное экзистенциальное
противоречие, являющее собой главную
проблему человеческого существования.
На базе этого противоречия, как полагал
Фромм, возникают другие экзистенциальные
и исторические дихотомии. К “экзистенциальным
дихотомиям” Фромм относил такие противоречия,
которые коренятся в самом существовании
человека и не могут быть аннулированы
им. Это дихотомии между жизнью и смертью,
огромными потенциями индивида и невозможностью
их реализации в силу кратковременности
его бренного существования.
3. Быт и занятия первобытного человека: орудия труда, оружие, охота, собирательство, переход к производящей экономике
Орудия труда, как уже подробно изучено выше, создавались древними людьми из дерева и камня, разумеется, об орудиях из дерева мы можем только делать предположения, потому что они, конечно, не сохранились до наших времен. Эти орудия и оружие, вначале были подобраны в буквальном смысле слова с земли, затем начались попытки создать более удобное оружие, чем то, которое человек подобрал. Такие попытки привели к усовершенствованию каменных орудий труда вплоть до периода неолита, когда создавались уже весьма сложные полированные и сверленные орудия ,в том числе и «микролитичсекие».
Знания и умения древнейших людей. Уже собиратели и охотники хорошо знали полезные и вредные растения, пути переходов, повадки и места обитания животных. Распознавали их следы и не только различали следы, оставленные всеми животными и птицами, но и, осматривая нору, могли сразу, посмотрев на направление свежих следов или понюхав землю, определить, находится там животное или там уже его нет. Ночью находили дорогу по звездам. Им были известны времена года. Знали приметы перемены погоды. С применением растительных, животных и минеральных средств они лечили желудочные заболевания, простуды, залечивали раны, переломы костей. Научились делать холодные и горячие примочки, спасали жизнь при ядовитых укусах, удаляли больные зубы. В языке первобытных людей были тысячи названий различных животных, птиц, змей, камней. Но они не очень быстро считали. Медленно слагали и умножали. Лучше было с делением. С этим действием они чаще сталкивались в жизни при разделе добычи. В окружающей природе древнейшие люди знали как полезное, так и вредное, опасное.
С появлением производящей экономики - земледелия и скотоводства, орудия труда значительно усовершенствуются, появляются новые. Появляются люди-ремесленники, которые, не производя продуктов и вещей, изготавливают орудия труда - они обменивают их на необходимые вещи, далее специализация труда развивается, ремесленники производят не только орудия труда, но и другие вещи для быта - посуду, ткани и одежду, украшения. Все это обменивается на еду или другие нужные вещи.
4. Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялось необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона били реалистичными.
Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода – это культ плодородия. Вода – это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.
Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданном пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени – минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.Научные знания, например в области математики, часто опережали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.
Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар – богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; им, как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.
Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.
Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Заккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные чем верхние; террасы были, как правило озеленены. Верхняя башня заккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченного стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели от туда астрономические наблюдения. Архитектурных памятников дошло до нас гораздо меньше, чем, например египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Т.к. кирпич – материал недолговечный, кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.
Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружила мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м. – Вавилонская башня – одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э., - также одно из семи чудес света. О Вавилоне сложено много легенд. И ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить правду от вымысла.
Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Телль-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток была тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения.
5. В Египте впервые появились солнечные и водяные часы и многое другое, возникшее именно здесь и отдаленное от нас тысячелетиями. С еще более древних времен Египту достались такие инструменты, как зубило, молот, топор; другие же: пила, а особенно рычаг, блок и ворот — считаются достижениями египетской технической мысли (многие сюда относят и колесо). Уникальной была технология изготовления Папируса, который склеивался из многократно расплющенных и особым образом переложенных и спрессованных кусочков стеблей болотного тростника. Это оказало большое влияние на способы записи и сохранения информации. Сохранились медицинские трактаты, например, папирус длиной 20,5 метров, содержащий 900 рекомендаций против различных недугов. Благодаря бальзамированию египтяне знали анатомию человека, делали попытки теоретического обобщения этих сведений в учении о кровообращении, об "идущих от сердца 22 сосудах". От эпохи Среднего царства сохранилась древнейшая запись обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник, напоминающий энциклопедию. В Египте был создан первый в истории Старого Света солнечный календарь (По некоторым данным, в IV тысячелетии до н.э.), делящий год на месяцы и дни, которых египтяне насчитывали 366. Началом года считался день 19 июля (1 Тога), когда на горизонте перед восходом Солнца впервые после примерно 70 суток невидимости появлялся Сириус. Египетский год делился, натри времени: "разлив", "зима" и "лето" — по 4 месяца в каждом. Этим календарем пользовались на протяжении многих веков до появления юлианского календаря. Египетская культура отказала довольно сильное влияние на более поздние культуры и цивилизации, как Востока, так и Запада. Художественный египетский канон приводит мыслителей последующих веков к учению о "золотом сечении", а некоторые сюжеты живописи и элементы египетских верований достаточно ясно проступают в христианской культуре различных стран мира. Например, идея загробного суда и воздаяния, попытки постигнуть великую тайну преодоления смерти, изображения Исиды с младенцем Гором на руках или борьба Гора с Сетом, принявшим вид змеи и пораженным копьем. Даже в нашей отечественной культуре есть нечто, пришедшее к нам из Египта, например, некоторые имена: Сусанна — "лотос", Таисия — Та-Исис, "земля богини Исиды", Онуфрий — О-Нофре, "добрый", "красивый", Сидор — Исидор, "дар Исиды". И это — лишь малая часть явлений культурной жизни египтян, органично вошедших в мировую культуру. Культура древнего Египта — связующая нить между столь далеким прошлым, что проследить его основания почти невозможно, и тем блестящим будущим, которое принесет в мир греческая, а затем римская античность. Во всяком случае, ясно, что в основании мировой культуры Человечества находится великая культура, так же, как и Нил, питающая многие последующие века и поколения