Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 04:28, контрольная работа
1. Типология и классификация культур. Основные этапы развития мировой культуры
2. Культура средневековой Руси. (язычество, развитие письменности, иконопись)
3. Понятие информационного общества. Техника и цивилизация
Приложение 1
Заочное отделение
КГБОУ СПО Хабаровский Судостроительный колледж
Контрольная работа
Предмет «Культурология»
Специальность 151001 вариант № 5
Работа выполнил Никитюк Кирилл Андреевич__________
Работа выполнена «_____» __________________ 20_____г.
Работа проверена «_____» __________________ 20_____г.
Преподаватель Сулейманова Ангелина Бегляровна______
СОДЕРЖАНИЕ
Основные этапы
развития мировой культуры……………
(язычество, развитие письменности, иконопись)………………………….. стр.5-8
Техника и цивилизация……………………
1.Типология и классификация культур. Основные этапы развития мировой культуры
Различные типы культур существуют не только синхронно – в едином времени. Каждая культура имеет свою собственную историю, порой весьма длительную и насыщенную, поэтому типологию культур следует выстраивать в хронологическом порядке, имея в виду, что каждый культурный тип переживал период своего рождения, расцвета, кризиса и распада.
Наши знания о прошлом культуры питаются различными источниками, в первую очередь письменными. Отсюда, по способам самоорганизации культуры, сложившимся в истории, можно различать три глобальных культурных типа: дописьменный, основу которого составляет устная фольклорная традиция, предметы быта, охоты, ремесленной деятельности, одежда и жилища, предметы искусства мифоритуала и религиозного культа; письменный (знаковый), основу которого составляет книжность и письменная традиция; экранный, основанный на получении информации в виде зрительных образов (кино, ТВ, видео и компьютерная проекция информации).
Каждый из этих глобальных культурных типов имеет свой специфический культурный код, определяющий способы выражения или опредмечивания той или иной культуры. Основной код культуры обладает следующими характеристиками: во-первых, он универсален, т.е. применим к любому культурному типу и работает в любом историческом времени; во-вторых, он самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры; в-третьих, он всегда открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов, а также приспособлению их к условиям жизни общества.
Существование основного культурного кода определяется тремя параметрами, по которым происходит самоорганизация культуры в природе. Это – предметность, знаковость и идеальность, причем все эти параметры генетически взаимосвязаны между собой.
Предметность культурного кода означает существование в природном мире искусственных объектов, создаваемых человеком из естественного материала природной среды. Этот признак наиболее характерен для древнейшего, дописьменного периода человеческой культуры и выражается в создании орудий труда, предметов быта и сохранении приобретенного опыта в генетической памяти человечества, передаче этого опыта через слово, жест или рисунок в исторической традиции народов.
Знаковый параметр культуры наиболее характерен для письменного периода культуры, хотя возник он на поздней стадии дописьменного. В этой связи следует различать три основных типа знаков: знаки-обозначения, знаки-модели, знаки-символы.
Коды письменных культур древнейших цивилизаций первоначально содержались в священных текстах, в которых веками накапливались сведения как научного, так и обыденно-практического характера – астрономические и математические вычисления, составление календарей и звездных карт, исторические сведения, данные географического и этнографического характера, опыт хозяйственной деятельности и приемы изобразительного искусства.
Коренные изменения письменного культурного кода начинаются в Западной Европе в XV веке с изобретением печатного станка. Печатный книжный тираж открывал большие возможности для фиксирования в культурной памяти социальных перемен и исторических событий, для внедрения в общественное сознание научных и философских знаний. Знания начинают приобретать информационно-аналитическую форму, воздействовать на область политики, производства, образования и воспитания.
Средством широчайшего внедрения в общественное сознание культурных достижений, научных знаний и нравственных представлений, эстетических принципов и идеалов сталаэкранная культура, обладающая зрелищностью, особым динамизмом и массовым характером. Еще на заре кинематографа его влияние на культуру расценивалось как радикальное «обновление человечества». Экранная культура дала возможность запечатлеть культурную память человечества в наглядных, зрительных образах, технически манипулировать и изменять тип информации. Компьютерная эра культуры достигает высочайшей степени овладения как природным, так и социальным миром, формирует сам культурный код согласно потребностям и интересам человека. Наконец, для экранного типа культуры характерно «сращение» логического и образного, понятийного и наглядного, интеллектуального и чувственно-эмоционального начал в человеческом мышлении. Благодаря этому, экранная культура и приобрела такой массовый характер.
Одна из наиболее острых проблем современной культуры – проблема сущности и соотношения массовой и элитарной культуры. Массовая культура – сложное понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Эта культура производится повседневно и рассчитана на массовое потребление; распространяется она при помощи средств массовой коммуникации. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Это культура для каждого и она обязана учитывать вкусы и запросы всех.
Несмотря на кажущуюся демократичность массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена. Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков: примитивизация отношений между людьми; развлекательность; натуралистическое смакование насилия и секса; культ успеха сильной личности; жажда обладания вещами; культ посредственности; условность примитивной символики.
Современные ученые разделяют массовую культуру на «мертвую» и «живую». Первая насквозь коммерческая по своему духу и ориентирована на пассивное потребление ее массами, игнорирует потребности личности, стандартна и используется властями для внушения через СМИ нужных стереотипов поведения. «Живая» массовая культура, удовлетворяя массовый спрос и не чуждаясь коммерческих соображений, обращается к личности, стремясь ответить на ее многообразные запросы, вызвать интерес к ее ценностям.
Массовая культура при всех своих преимуществах и недостатках, является вполне закономерным этапом развития человеческой культуры вообще, порожденной специфическими потребностями современного «технического века».
В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура, основная задача которой сводится к тому. Чтобы сохранить в культуре творческое начало и пафос. В понятие элиты по своим индивидуально-личностным качествам могут входить:
· группы людей, обладающие исключительными психологическими и организаторскими способностями;
· профессиональные группы, принадлежащие к высшим слоям сферы материального производства;
· художественно-творческие группы, относящиеся к элите представителей различных сфер духовного производства (наука, образование, мораль, искусство, религия и т.д.).
Из этого следует, если политическая и организаторская элиты стремятся объединить громадное множество воль в единую общественную силу, то задача интеллектуальной и нравственно-эстетической элиты – преобразовать обыденную энергию общества в сознательную и творческую силу.
Рассмотрение культуры через призму философии позволяет говорить об исторических типах культуры.
Среди них:
· доосевой тип (архаическая культура);
· Восток (история и культура еврейского народа, Китай, Индия и арабо-мусульманский мир);
· Запад (классическая эллинская культура, эллинистически-римская ступень, романо-германская культура христианского средневековья, новоевропейская культура);
· Россия (христианский, православный характер русской культуры).
Рождение культур представляло собой долгий процесс возникновения и становления, и потому не имеет точной даты. Темне менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида — homo sapiens — возник примерно 40 тысяч лет назад,
Периодизация развития культуры:
• Первый период начинается 40 тысяч лет назад и завершается примерно в IV тыс. до н. э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня, создает первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью. Вся культура данного периода покоилась на магии, принимавшей самые различные формы:колдовство, заклинания, заговоры и т. д.;
Второй период длился с IV тыс. до н. э. до V века н. э. Его можно назвать детством человечества. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки;
Третий период приходится на V — XVII века, хотя в некоторых странах он начинается раньше (Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV — XV веках. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий — христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые - Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Философия и наука продолжают развиваться, научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным;
Четвертый период охватывает XV — XVI века и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека, когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность творить чудеса. В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм. Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках;
Пятый период начинается с середины XVII века, вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым, хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох. XVII — XVIII века в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма. В XVIIвеке рождается современное естествознание и наука приобретает невиданную общественную значимость. В XVIII веке, веке Просвещения, религия становится предметом суровой, непримиримой критики. Издание французскими философами-просветителями многотомной "Энциклопедии" (1751 — 1780) можно считать переломным моментом, своеобразной демаркационной линией, отделяющей прежнего, традиционного человека с религиозными ценностями от нового, современного человека, главными ценностями для которого выступают разум, наука, интеллект. Благодаря успехам науки Запад выходит на ведущие позиции в мировой истории, которые уступает ему остающийся традиционным Восток. В XIX веке в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на достижения науки и техники. Буржуазные слои — новые хозяева жизни — в массе своей оказались людьми низкого культурного уровня, неспособными к адекватному восприятию искусства, которое они объявили ненужным и бесполезным. Под воздействием возникшего в XIX веке духа сциентизма участь религии и искусства в конце концов постигла и философию. В XIX веке в мировой истории возникает еще одно важное явление — вестернизация, или экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты и регионы, которая в XX веке достигла впечатляющих масштабов
Прослеживая основные тенденции в эволюции культуры,можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваивающей к производящей и преобразующей технологии.
В культурном плане содержание эволюции составляли две основные тенденции:
• интеллектуализация;
• секуляризация.
К середине XX века научно-техническая и технологическая революции подводят вышеназванные тенденции к практически полному воплощению, вследствие чего культура претерпевает фундаментальные, качественные изменения.
2. Культура средневековой Руси. (язычество, развитие письменности, иконопись)
Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом.
С определенной точностью можно сказать, что уже в первом тысячелетии до нашей эры существовали так называемые протославянские племена. Сам термин “славяне”, вероятно, этимологически восходит к понятиям “человек”, “люди”, “говорящие”. Во всяком случае, в первые века нашей эры уже существовало множество славянских племен (кривичи, словене, дреговичи, северяне, поляне, древляне и др.), которые после Великого переселения V - VII веков заняли обширные территории от современного Русского Севера и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Культурология»