Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:47, контрольная работа
Цель работы: дать общую характеристику Конфуцианству и рас крыть его роль в развитии культуры Китая.
Для достижения заявленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть жизненный путь Конфуция;
2) раскрыть воззрения Конфуция в области культуры;
3) определить роль конфуцианства в развитии культуры Китая;
Введение…………………………………………………………………….3
1. Жизненный путь Конфуция…………………………………………….5
2. Воззрения Конфуция в области культуры……………………………..7
3. Роль конфуцианства в развитии культуры Китая……………………11
Заключение………………………………………………………………..15
Библиографический список………………………………………………17
Предмет: Культурология
Тема: «Конфуцианство и его роль в развитии культуры Китая»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Жизненный путь Конфуция…………………………………………….5
2. Воззрения Конфуция в области культуры……………………………..7
3. Роль конфуцианства в развитии культуры Китая……………………11
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………17
Введение
Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.
Каждая из культурных
эпох тесно связана с социально-
Обилие и разнообразие керамических изделий – от бытовой посуды до жертвенных сосудов – и их техническое совершенство свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесенные с помощью сверления1. Нас интересует такое направление как Конфуцианство и его роль в развитии культуры Китая.
Цель работы: дать общую характеристику Конфуцианству и рас крыть его роль в развитии культуры Китая.
Для достижения заявленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть жизненный путь Конфуция;
2) раскрыть воззрения Конфуция в области культуры;
3) определить роль
конфуцианства в развитии
4) проанализировать рассматриваемые вопросы и сделать обобщающие выводы.
Методологической основой работы являются такие методы исследования, как: исторический, сравнительный, дедукция, анализ и синтез.
1. Жизненный путь Конфуция
Конфуций - это латинизированное имя Кун-фуцзы - Confucius, то есть учитель Кун. Как отмечает Энциклопедия Брокгауза и Ефрона 2, Конфуций - знаменитый китайский ученый (551-479 гг. до н.э.), имя которого было Чжун-ни, а прозвание Цю, сын выдающегося воина Шу-Лян-Хэ от второй жены из фамилии Янь (из этой же фамилии происходил любимый ученик Конфуция, Янь-Хуй), по имени Чжэн-цзай. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Отец Конфуция Шулян Хэ правил в Лу уездом Цзоу, ко времени рождения мудреца ему было 70 лет.
Родился Конфуций в нынешних окрестностях Янь-чжоу, провинция Шань-Дун. В три года он остался без отца, в 17 лет остался без матери. В семье к тому времени было девять дочерей и мальчик-калека. Конфуций имел высокий рост (191 см) и грузное телосложение, голова была «бугром». В 19 лет Конфуций женился, от этого брака у него родился сын Ли. В этот период Конфуций был заведующим хлебными амбарами. На 21 году Конфуций впервые выступает в роли учителя. С 496 по 483 гг. до н.э. Конфуций в сопровождении учеников посетил несколько уделов с проповедями своих идей, но без особого успеха. В 483 г. до н.э. он вернулся в родной удел Лу, где и оставался до самой смерти. В это время Конфуций занимался изучением древних обрядов и музыкой, редактировал древние поэтические произведения и написал предисловие к Шу-цзину, уделяя в то же время много внимания И-цзину.
Согласно легенде, в 480 г. до н.э. во время охоты был пойман баснословный зверь Ци-Линь, и Конфуций счел это за предзнаменование своей близкой смерти. Этим годом он закончил составленную им летопись удела Лу - Чунь-цю (с 722 по 481 гг. до н.э.), которую считал самым важным своим трудом: «По ней люди узнают меня, и по ней люди осудят меня». Умер Конфуций, сожалея, что никто из правителей не воспользовался его советами. Могила Конфуция находится в г. Цюй-фоу-сянь, где сооружен обширный храм в его честь, и живут его потомки, служащие жертвоприносителями в храме. Первая биография Конфуция помещена в «Исторических записках» Сы-Ма-Цяня (I в. до н.э.).
Основные труды. Итак, главными объектами изучения в школе Конфуция были «шесть канонов», т.е. шесть древних книг, которые составляли основу обучения китайской знати, а позднее стали каноническими для всей конфуцианской литературы: 1) «И цзин» («Книга перемен»); 2) «Ши цзин» («Книга песен»); 3) «Шу цзин» («Книга документов»); 4) «Ли цзи» («Записи о ритуале»); 5) «Юэ цзин» («Книга музыки» - не сохранилась); 6) «Чунь-цу» («Анналы Весен и Осеней» - хроника царства Лу, с 722 г. до н.э. по 479 г. до н.э., т.е. год смерти Конфуция).
Существуют различные версии об отношении Конфуция к этим книгам. Согласно первой, он был автором всех «шести канонов», согласно другой - редактором и комментатором первых пяти книг, а автором только «Чунь-цу». Но возможно, что Конфуций не был автором даже «Чунь-цу».
Основной источник сведений об учении Конфуция - книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения») - запись бесед Конфуция с учениками, составленная ими.
После смерти Конфуция его ученики и последователи создали восемь различных школ, по-разному интерпретирующих его учение. Уже в III в. до н.э. Конфуций был обожествлен, и конфуцианство приобрело черты религии3.
2. Воззрения Конфуция в области культуры
Конфуций считал своим долгом поведать ученикам о культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: «Я передаю, а не создаю». Но, передавая традиционные учения и идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с собственными воззрениями и нравственными установками. Манера создания новой интерпретации при передаче и комментировании старых учений была унаследована его учениками и стала для конфуцианства традиционной: конфуцианские сочинения представляет собой комментарии к более древним текстам.
Принцип исправления имен. В культуре Древнего Китая (как и других Древних цивилизаций) широкое распространение получила «природная теория языка», согласно которой имена соответствуют идеальной сущности тех вещей и явлений, которые эти имена обозначают. Но со временем это соответствие начинает нарушаться (например, в силу того, что имена используют невежественные люди). Эта «порча» имен приводит к ухудшению дел в мире. Примерно такой точки зрения придерживался и Конфуций. Он считал, что для восстановления порядка в мире (как в обществе, так и в природе) прежде всего необходимо исправление имен, т.е. изменение вещей в соответствии с их названиями. Один князь спросил Конфуция, в чем принцип должного правления. На это Конфуций ответил: «Пусть правитель будет правителем, министр - министром, отец - отцом, сын - сыном». («Лунь Юй»). Это значит, что тот человек, который является правителем, должен действовать в соответствии с Дао правителя, министр - с Дао министра и т.д. Если же человек поступает иначе, то хотя он занимает пост правителя или министра и называется таковым, но, по сути, правителем или министром он не является4.
Учение «о благородном человеке». Конфуция мало интересовали проблемы происхождения и устройства мира (как земного, так и небесного). Центральное место в его учении занимают этические проблемы, а ядром является разработанная Конфуцием концепция «благородного мужа», который противопоставляется «низкому человеку».
Таблица 1
Сравнительная таблица: «благородный муж» и «низкий человек»
Благородный муж |
Низкий человек |
Следует долгу и закону |
Думает лишь о своей выгоде |
Требователен к себе |
Требователен к другим |
О нем нельзя судить по мелочам |
О нем можно судить по мелочам |
Можно доверить великие дела |
Нельзя доверить великие дела |
Живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними |
Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними |
Ему легко услужить, но трудно доставить радость, так как он радуется лишь должному |
Трудно услужить, но легко доставить дешевую радость |
Боится: 1) велений Неба 2) великих людей 3)слов мудрецов |
1) не знает велений Неба и не боится его 2) презирает великих людей 3) не обращает внимания на слова мудрых |
Благородным мужем делают человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества.
Таблица 2
Основные качества «благородного мужа»
Гуманность (жэнь) |
совокупность нравственных норм взаимоотношений между людьми: «Чего не желаешь себе, того не делай людям», «тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла» («Лунь Юй») |
Сыновья почтительность (сяо) |
совокупность норм поведения между «младшими и старшими»: «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» («Лунь Юй»); при этом государство трактуется как «большая семья», где император - это «отец», а чиновники - «старшие братья»: «Служи своему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить тебе» («Ли цзи») |
Этикет (ли) |
нормы общежития, являющиеся конкретным воплощением жэнь, методом его осуществления во всех сферах жизни (от семьи до государства): «Не знать этикет (ли) - значит не иметь возможности укрепиться (в должном поведении)» («Лунь Юй») |
Долг, справедливость (и) |
совокупность «должного», которое человек обязан выполнять; смысл жизни состоит в выполнении долга - даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде или является «действием без цели»; ценность должного деяния состоит в самом действии, а не результате; основой долга является жэнь |
Знание судьбы или Воли Небес (мин) |
в мире действуют силы, над которыми мы не властны; поэтому лучше всего поступать как должно, не заботясь о том, ждет ли нас успех или неудача; поступать так и значит «знать мин»: «Тот, кто не знает мин, не может быть благородным человеком» («Лунь Юй») |
Представление о почитании старшего поколения, бытовавшее в общинах, было вынесено Конфуцием за рамки мелких социальных ячеек и инкорпорировано не только в общество, но и в структуру государственной модели.
Согласно схеме Конфуция, правитель возвышался лишь на несколько ступенек над главой семьи. Это должно было оказать реальное воздействие на общинников, ибо Учитель как бы вводил правителя в круг их обычных представлений, подчеркивая, что государство - та же семья, только большая. Такая трактовка легко воспринималась современниками, поскольку в то время для мышления многих китайцев было характерно представление о государстве как о большой семье.
Поскольку правила также заключали в себе много традиционного и привычного, то они должны были легко заучиваться. Изучающий и запоминающий правила должен был как бы незаметно воспринять и заложенную в них идею естественного перехода возрастной градации в социальную - деление между пожилыми и молодыми, старшими и младшими, высшими и низшими5.
3. Роль конфуцианства в развитии культуры Китая
Причину всех невзгод и беспорядков в обществе Конфуций усматривал в упадке нравственности людей, считал, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: «почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни». Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положения: «Если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, то вся Поднебесная придет к гуманности». Он полагал, что вся власть в стране должна принадлежать императору – «сыну неба»: «Император, - говорил Конфуций, - это отец народа, а народ – его дети».
Главной заслугой конфуцианства было стремление совместить государственность и человечность, понимаемые в духе восточной традиции. Конфуций предлагает распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество и распространить это с помощью традиционного для Китая ритуализированного этикета – правил Ли6. Ли не есть выражение любви или индивидуальной привязанности. Но Ли не являются чисто формальными отношениями, ибо основаны на чувствах кланового единства и семейного долга. «…Сплотить Поднебесную в одну семью… - это не пустое мечтание» - думали конфуцианцы, вдохновляясь примерами древности. Теперь это ритуализованный этикет становился не только семейной, но и государственной нормой. Отношения государя и подданных здесь становятся по образцу отношений «отца» (главы клана) и «сыновей» (младших в иерархии кланого родства), и каждый должен исполнять положенную ему социальную роль с тем же искренним старанием, что и семейные обязанности: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отце – отцом, сын – сыном». От мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода. От нее не требовалось выделяться талантами, умом, красноречием или остроумием, не требовалось ни привлекательности, ни красоты. Идеал женщины – покорная жена, готовая следовать ха мужем даже в могилу.
Информация о работе Конфуцианство и его роль в развитии культуры Китая