Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:47, контрольная работа
Цель работы: дать общую характеристику Конфуцианству и рас крыть его роль в развитии культуры Китая.
Для достижения заявленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть жизненный путь Конфуция;
2) раскрыть воззрения Конфуция в области культуры;
3) определить роль конфуцианства в развитии культуры Китая;
Введение…………………………………………………………………….3
1. Жизненный путь Конфуция…………………………………………….5
2. Воззрения Конфуция в области культуры……………………………..7
3. Роль конфуцианства в развитии культуры Китая……………………11
Заключение………………………………………………………………..15
Библиографический список………………………………………………17
Установление порядка в государстве начинается с овладения собой и наведение порядка в собственной душе. При этом главным средством самовосприятия является усвоение ритуализированного этикета. Лишь привыкая выражать свои чувства раз и навсегда установленным образом, человек перестает быть рабом стихийных страстей и обуздывает темное начало души.
Назначение конфуцианской этики можно сформулировать следующим образом: через ритуализированный этикет – к воспитанию «благородного мужа», являющегося основой общества и государства. Именно доминирование этического момента определяет специфику конфуцианской теории государственного управления.
Таким образом, государство
и конфуцианская религия
Конфуцианство отстояло «человечность» (жэнь) и относительную автономность общества перед деспотизмом государственной власти, но сделало это через опору на традиционные семейно-клановые связи и безраздельное подчинение человека своему клановому долгу.
Поэтому сокровенную суть конфуцианства можно выразить так: это была программа совмещения восточной государственности с принципом человечности через построение «тоталитаризма с человеческим лицом»7.
Итак, для религиозной системы древних китайцев были характерны умеренность и рационализм, минимум мифологии и метафизики, а главное, примат этики перед мистикой, т.е. вполне сознательное подчинение религиозно-мистического начала требованиям социальной этики и административной политики, залогом чего было соединение в руках одних и тех же должностных лиц, начиная с правителей, функций чиновников и жрецов. Таким образом, первой и наиболее важной для Китая системой взглядов и решения острых проблем оказалось конфуцианство, со временем во многом определившее параметры китайской цивилизации. Конфуций был выходцем из слоя ши, и его учение в немалой мере отражало социальные позиции и интересы этого слоя, хотя далеко не только его. Выдвинув в качестве социального идеала эталон благородного цзюнь-цзы, т.е. бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга, гуманности, соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми и глубоко почитающего мудрость старших, Конфуций призвал современников следовать этому идеальному образцу. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын – сыном»), Конфуций выдвинул тезис о том, что государство - это та же семья, хотя и большая, и тем самым распространил свои принципы на административную практику и государственную политику, в его время весьма далекие от подобных идеалов.
Конфуцию принадлежит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи он и готовил в своей школе из своих учеников кандидатов на должности чиновников - тех самых мудрых и справедливых конфуцианских чиновников, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное правление и добиться гармонии.
Казалось бы, конфуцианская доктрина не имела шансов на успех. Никто из правителей не принял ее всерьез, а те из учеников философа, кто добился успеха и оказался на службе, не сумел следовать заветам учителя. Известно, что однажды разгневанный этим Конфуций был вынужден даже публично отречься от своего ученика Цю, ставшего министром, но не имевшего возможности вести себя так, как его учили. Но конфуцианцы не пали духом. Взяв на себя после смерти учителя функции воспитателей, просветителей, редакторов древних текстов, включая и заповеди Конфуция, они вслед за ним и такими видными его последователями, как Мэн-цзы, который выдвинул тезис о праве народа выступать против недобросовестного правителя, с течением времени все же добились того, что стали признанными выразителями древних традиций китайской культуры с ее культом этической нормы и строгим соблюдением принципов социально-семейного старшинства, верностью идеалами готовностью защищать их до последнего8.
Заключение
Таким образом, в данном исследовании была дана общая характеристика Конфуцианства и выявлена его роль в развитии культуры Китая. В процессе работы над темой было сделано заключение о том, что китайская культура действительно очень интересна и разнообразна. Она очень сильно отличается от русской культуры и зачастую непонятна русским, но от этого ее изучение не теряет актуальности.
С большим основанием, чем о какой-либо древней культуре, можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, которая сформировалась в Древнем Китае и почти без изменений просуществовала вплоть до XVII века н.э. Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате двух противоположных космических сил – Света и Тьмы.
В середине I тысячелетия до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были доасизм, учение Конфуция и буддизм. В конце VI – начале V веков до н.э. в Китае возникает важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 года до н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Это учение сыграло огромную роль для культуры страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.
Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь, - это беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младших и подчиненных, как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.
Успехам конфуцианства
в немалой степени
В течение двух с лишним
тысяч лет конфуцианство
Библиографический список
1. Васильев, Л. С. Китай: история и религия / Л. С. Васильев. - В 2 Т. – Т. 1. - М. : Высшая школа, 2006. – 546 с.
2. Введение в культурологию / Под ред. И. Т. Фролова. - М. : НОРМА, 2006. – 435 с.
3. История философии / Под ред. И. О. Лоевского. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 432 с.
4. Рубин, В. А. Идеология и культура Древнего Китая / В. А. Рубин. – М.: Центр, 2007. – 532 с.
5. Семинарские занятия по культурологи / Под ред. К. М. Никонова - М. : Высшая школа, 2006. – 356 с.
6. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. - М. : Гардарика, 2006. – 435 с.
7. Трофимова, Р. П. Культурология: Теория и история / Р. П. Трофимова. – М. : «ПРОСПЕКТ», 2006. – 460 с.
1 Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2006. - С. 29-30.
2 Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарика, 2006. - С. 100-101.
3 История философии / Под ред. И.О. Лоевского. – М.: ВЛАДОС, 2006. - С. 92-93.
4 Введение в культурологию / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: НОРМА, 2006. - С. 250-251.
5 Семинарские занятия по культурологи / Под ред. К.М. Никонова - М.: Высшая школа, 2006. - С. 128-129.
6 «Ли» переводится как «благопристойность», «этикет», «ритуал».
7 Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая. – М.: Центр, 2007. – С. 82-83.
8 Васильев Л.С. Китай: история и религия - В 2 Т. – Т. 1. - М.: Высшая школа, 2006. - С. 124-125.
Информация о работе Конфуцианство и его роль в развитии культуры Китая