Концепт «природа» в кубанской лирической песне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 16:56, научная работа

Краткое описание

Природа была первым, что человек видел вокруг себя. Она присутствовала как фон. Обращаясь к природе, человек не просто ее копировал, а создавал свой поэтический мир, где тесно переплетались сказка и быль, вымысел и реальность. Способность поэтизировать жизнь природы, наделять ее чертами прекрасного и возвышенного выразилось в образном и эмоциональном строе художественного творчества.
Объектом нашего исследования послужили лирические песни Кубани, написанные на слова известных кубанских поэтов — И. Вараввы, В. Попова, В. Подкопаева кубанскими композиторами Г. М. Плотниченко, Г. Ф. Пономаренко, Г. А. Селезнёвым, А. С. Клименко, для которых неисчерпаемым источником вдохновения стала красота природы.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Основная часть.............................................................................................................6
Заключение.................................................................................................................13
Список использованных источников и литературы...............................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ кубанских песен-1.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

 

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №51

х. Чёрный Ерик, Славянский район

 

 

 

На краевой конкурс «Моя малая Родина:

природа, культура, этнос»

Номинация «Гуманитарно-экологические

 исследования»

 

 

«Концепт «природа» в кубанской лирической песне» 

 

 

Работу выполнила

Лалетина Алина Дмитриевна,

учащаяся 8 класса МБОУ СОШ№51

Руководитель:

Солодкая Галина Андреевна,

учитель биологии

МБОУ СОШ №51,

Консультант:

Лалетина Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №51

 

 

 

 

 

2014 г.

 

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

Основная часть.............................................................................................................6

Заключение.................................................................................................................13

Список использованных источников и литературы...............................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Моя родина Кубань — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады — разве это не сказка?..

Я хочу рассказать вам древнюю легенду, которая родилась в древней Греции. На священной горе Геликон живут вечно юные музы — дочери бога Зевса и богини памяти Мнемоcины. Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна, их пение доставляет необъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов.                                                                                                                           

  Музы обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.                                                                                                                                       Теми, кого полюбили музы, являются и кубанские поэты и композиторы,  которые  создали замечательные песни, отразившие народное видение природы.

Песня — это бесценное богатство народа. По её историческим и походным образцам можно представить историю страны, региона, народа. По семейно-бытовым и лирическим песням, а также по песням шуточного и плясового характера модно узнать быт людей, их обычаи. Жемчужина России — Кубань, а её народ умеет не только хорошо трудиться, но имеет и бережно хранит необозримое число прекрасных песен. Особое место в песенном творчестве кубанских поэтов занимают лирические песни о природе.

Словом «природа» обозначается как первоначальная сущность вещи, так и совокупность всех вещей, которые не подвергались изменениям со стороны человека. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам — часть природы. Единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность.

Известный русский учёный-лингвист А. А. Потебня писал: «Известно, что содержание народной поэзии составляет не природа, а человек, то есть то, что есть самого важного в мире для человека. Если человек обставляется в ней картинами природы, то это делается не из-за каких-либо артистических соображений, не потому, почему живописец окружает группу примечательным ландшафтом; как бы ни был этот ландшафт тесно связан с воображением живописца с лицами картины, но он может быть оставлен вчерне или только намечен, тогда как человеческие фигуры уже окончены, или наоборот. В поэзии, на той ступени ее жизни, к какой принадлежат примеры, подобные приведенным, необходимость начинать с природы существует независимо от сознания и намерения, и потому ненарушима; она, так сказать, размах мысли, без которого не существовала и сама мысль».

Природа.  Нет на Земле человека, который бы не любил природу, не любовался ею. Где бы ни жил человек: в лесу, горах, степи, песках, снегах, — он всегда найдет красоту в природе. Человек живет среди природы. Но природа в разных уголках нашей земли разная. Есть величественные горы, бескрайние степи, дикие джунгли. Посмотрите, как красива природа нашего края, нашей малой родины. Мы живем с вами среди природы, которая манит нас своей красотой: то нежной, то суровой, но всегда неповторимой, как чудо. Природа всегда была истинным домом для человека, который грел, одевал, обувал, поил, кормил его с незапамятных времен. Но человек любит природу не только из-за этого, он любит ее из-за красоты, как духовное богатство жизни. Он черпал и черпает в образах природы вдохновение для создания стихов, песен, картин.

Природа в литературоведческом аспекте соотносится с понятием пейзажа. Пейзаж — картина природы, имеющая различное художественное назначение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение.

Объектом нашего исследования послужили лирические песни Кубани, написанные на слова известных кубанских поэтов — И. Вараввы, В. Попова, В. Подкопаева кубанскими композиторами Г. М. Плотниченко, Г. Ф. Пономаренко, Г. А. Селезнёвым, А. С. Клименко, для которых неисчерпаемым источником вдохновения стала  красота природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

Для выяснения основного лексического значения концепта «природа» обратимся к «Учебному словарю русского языка» под редакцией Репкина В. В. Лексическое значение составляющих концепт языковых единиц таково:

Природа… 1. Всё существующее во Вселенной.

Изучать природу. Живая природа.

2. Места вне города, загородные местности.

Выехать на природу. Любоваться природой.

3. Основное свойство, сущность чего-либо.

Природа электрического тока.

В «Иллюстрированном энциклопедическом словаре Терра-Лексикон» [ИЭС 1998: 356] даётся более сложное определение концепту «природа»:

1. В широком смысле — всё  сущее, весь мир в многообразии  его форм; употребляется в одном  ряду с понятиями универсум, Вселенная.

2. Объект естествознания.

3. Среда обитания человека и  существования человеческого общества.

«Природа» от др.русск. «родить», буквально — «то, что прирожденно, существует от рождения».

Наиболее полное и точное определение лексического значения дается в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза Ф. А. и  Ефрона И. А.:

1. Воспринимаемый нами внешний  мир, подчиняющийся вечным неизменным законам, совокупность и основа материального бытия, первично данная, а не сотворенная человеком;

2. Первоначальная сущность какой-либо  вещи (природа камня, природа души  и т. д.);

3. В узком смысле — низшее  материальное начало в самом  человеке, связанное с внешней материальной средой, но отличающееся от нее.

Таким образом, основное лексическое значение концепта «природа», зафиксированное в словаре, и наиболее характерное для русской языковой картины мира — воспринимаемый нами окружающий мир, во всем его многообразии; совокупность и основа материального бытия, первично данная.

Рассмотрим следующие лирические песни о природе: 1) Песня «Родная Кубань» (слова: В.Подкопаев, музыка: А.С.Клименко); 2) песня «Степь» (слова: И.Ф.Варавва, музыка: Г.Ф.Пономаренко); 3) песня «Над Кубанью» (слова: В.Бакалдин, музыка: Г.А.Селезнёв); 4) песня «Край наш кубанский» (слова: С.Ольгин, музыка: Г.М.Плотниченко); 5) песня «Родная станица» (слова: В.Попов, музыка: Г.М.Плотниченко); 6) песня «Моя Кубань» (слова: Г.Баранов, музыка: Г.М.Плотниченко).

Из времен года, наиболее часто встречающихся в рассматриваемых нами песенных произведениях, является весна (мы находим следующие метафорические сравнения: «красавица весна», «а весной яблонь цвет»). Лето и ранняя осень занимают примерно одинаковые позиции, причём время года может и не упоминаться, а идёт такое его словесное описание, в котором легко узнать то или иное время года, например: «здесь жаркие будни» (лето),  «поля жёлтое литьё» (ранняя осень), «морем пшеница кругом колосится» (конец лета), «мой взгляд сады ласкают белизной» (весна), или:

Над станицей моей небо яркое,

Над станицей моей солнце жаркое...

или же:

И невесты-акации возле хат

В белых платьицах стоят.

Описание зимних пейзажей в кубанских песнях встречается намного реже.

Центральное место в песенной лексике  занимают следующие ключевые лексемы, связанные с:

1) солнцем: «солнца вешнего краса», «край, залитый солнцем», «казачьим лютым солнцем», «солнце жаркое». Описание солнца очень часто встречается в песенной поэзии, его восход  и закат, кубанская  заря созданы с помощью неповторимых словесных красок, сочных, ярких и очень выразительных;

2) небом: «...в небе тучи шевеля», «над станицей моей небо яркое», «в небе месяц блестит круторогий». Почти в каждой песне описывается небо, утреннее, полуденное, реже — вечернее,  его атрибутика — тучки, облака, звезды. Чистое кубанское небо торжественно и высоко стоит над прекрасной «кубанской сторонкой».

3) необъятным простором: «степные просторы», вбирающие в себя

Приморского берега грань...

Леса и поля, 
Сады и лиманы —

Все это — родная Кубань.

Также встречаются следующие строки, в которых подчёркивается картина необъятности кубанской природы: «Даль без края, ширь степная», «Степь да степь, камыш да плавни, поля желтое литье...», «морем пшеница кругом колосится», «радостно дышат поля», «родных полей простор передо мною», «встают хлеба в разливе величавом», «вокруг, как ковер, зеленеют поля».

Природа в кубанских песнях насыщена звуками (с внезапной звучностью плеснет рыба; загремит «весенний гром», «у криницы тополя, шелестят не умолкая», «...таинственно, и звонко … иволга поет»). Природа в песнях Кубани  нескончаемо богата, изменчива.

Изображаемый природный мир  динамичен. Его изменения фиксируются при помощи глаголов со значением цветового и светового признаков или глаголов со значением изменения, а также кратких глагольных форм и сочетаний слов. Природа в песне  одушевлена, полна жизни, движения. Поэтому так часты в пейзажных зарисовках глаголы и глагольные формы со значением движения. В многочисленном ряду — глаголы «стоит», «садится», «поднимается», «расстилается». В исследуемом концепте это и глаголы молчал, льёт, поёт, загремел, разбужена, грянули, льются голоса, шумит, кружатся, стелется.

Описание природы в кубанских песнях яркое, насыщенное, образное, благодаря изобразительно-выразительным средствам, которые используют поэты  при описании пейзажа,  явлений природы. В первую очередь, это приемы олицетворения, сравнения, контрастов, ряды эпитетов и метафор, приём парафраза («яблонь цвет, как метелица, над станицею кружит и стелется», «невесты-акации», «много ярких красот», «солнце жаркое», «как ковер, зеленеют поля», «песни звонкие кружатся птицею», «встают хлеба в разливе величавом», «мой взгляд сады ласкают», «край наш кубанский ...крылья все шире  расправляй», «родимый простор, залитый солнцем», «степь разбужена», «тополя, шелестят не умолкая», «морями разлились хлеба»).

Приведенные примеры отражают лишь часть лексики художественного языка песен кубанского края. Во многом именно посредством их, умело помещенных авторами в структуру описания, создается изобразительная семантика, которая и выделяет пейзажную единицу в ряду других текстовых единиц.

Также обращает на себя ещё одна особенность — двуплановость пейзажа. Выделяется собственно природный пейзаж, т. е. описание природы в том виде, в котором она появилась первоначально на земле (нерукотворный пейзаж), и рукотворный пейзаж (это та часть кубанской природы, которая появилась благодаря стараниям человека («все здесь, на что ты ни глянь: мы создали сами —  своими руками...», «поля желтое литье», «морем пшеница кругом колосится», «морями разлились хлеба», «радостно дышат поля». Но пейзаж рукотворный и нерукотворный очень гармонично сливаются — и воссоздаётся величественный в своей неповторимости образ Природы Кубани.

Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает природу, ее “язык”.

Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие — поэты, композиторы.

Вы, конечно, любите путешествовать, открывать для себя все новые и новые горизонты. Слова  песни «Степь» помогают совершить необычное путешествие в удивительный мир природы, в эту «даль без края, ширь степную».

Даль без края, ширь степная, 
У криницы тополя,

Шелестят не умолкая,

В небе тучи шевеля.

Степь да степь, камыш да плавни,

Поля желтое литье —

Зоревого Прикубанья,

Зоревого Прикубанья

Удалое забытье.

 

То не здесь ли граф Суворов

По копылу проезжал

Так, что злобный лютый ворог

Где-то за морем дрожал?

Становили черноморцы

У таманской крутизны

Под казачьим лютым солнцем,

Под казачьем лютым солнцем

Запорожские челны...

 

Молчал курган высокий,

Близкий сердцу моему,

В зеленеющей осоке,

Подступающей к нему.

И таинственно, и звонко,

Информация о работе Концепт «природа» в кубанской лирической песне