Концепт «природа» в кубанской лирической песне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 16:56, научная работа

Краткое описание

Природа была первым, что человек видел вокруг себя. Она присутствовала как фон. Обращаясь к природе, человек не просто ее копировал, а создавал свой поэтический мир, где тесно переплетались сказка и быль, вымысел и реальность. Способность поэтизировать жизнь природы, наделять ее чертами прекрасного и возвышенного выразилось в образном и эмоциональном строе художественного творчества.
Объектом нашего исследования послужили лирические песни Кубани, написанные на слова известных кубанских поэтов — И. Вараввы, В. Попова, В. Подкопаева кубанскими композиторами Г. М. Плотниченко, Г. Ф. Пономаренко, Г. А. Селезнёвым, А. С. Клименко, для которых неисчерпаемым источником вдохновения стала красота природы.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Основная часть.............................................................................................................6
Заключение.................................................................................................................13
Список использованных источников и литературы...............................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ кубанских песен-1.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Словно речка воды льет, —

О степной моей сторонке,

О степной моей сторонке

Что-то иволга поет.

Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе. Она являлась источником вдохновения многих  поэтов, в том числе и Ивана Вараввы. Безгранично любя свою Родину — Кубань, он  воплотил  в стихотворении «Степь» ее образ через образ природы. Это бескрайняя степь, «камыш да плавни», высокий курган, уснувший в «зеленеющей осоке», голубое небо с плывущими по нему облаками. Природа в  этом стихотворении, положенном на музыку талантливым композитором Г. Пономаренко,  одухотворена. Она и   печальна,  задумчива и величава, она поражает нас насыщенностью колорита.

Начинается она с особенной степной тишины. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко и справляет свой тихий праздник. Но  тишину нарушает  тополиная музыка, на смену которой приходит таинственная и звонкая песнь иволги.

Песня полна философии. Бесконечной чередой над Кубанью проплывают годы. Шумят и колосятся хлебные нивы. Люди радуются мирному небу, солнцу, ласковым южным зорям. И над всем этим великолепием разливается песня.

Какие песни поют у нас на Кубани?

Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения. И действительно, песня может многому научить. В песнях — душа народа,  в ней сочетается сила музыки и слова,

В кубанских песнях — душа кубанского народа. Стоит всмотреться внимательнее, внимательнее вслушаться  в песню, вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова — и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно те образы, которые запечатлеваются в песнях,  помогут  погрузиться в мир живой истории, научат понимать людей вокруг и самих себя.

Давно доказано, что явления и предметы внешнего мира представлены в человеческом сознании в форме внутреннего образа. По мнению А.Н. Леонтьева, существует особое «пятое квазиизмерение», в котором представлена человеку окружающая его действительность: это – «смысловое поле», система значений. Тогда картина мира – это система образов.

М. Хайдеггер писал, что при слове «картина» мы думаем, прежде всего, об отображении чего-либо, «картина мира, сущностно понятая, означает не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина». Между картиной мира как отражением реального мира и языковой картиной мира как фиксацией этого отражения существуют сложные отношения. Картина мира может быть представлена с помощью пространственных (верх-низ, правый-левый, восток-запад, далекий-близкий), временных (день-ночь, зима-лето), количественных, этических и других параметров. На ее формирование влияют язык, традиции, природа и ландшафт, воспитание, обучение и другие социальные факторы.

Языковая картина мира не стоит в ряду со специальными картинами мира (химической, физической и др.), она им предшествует и формирует их, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку, в котором закрепляется общественно-исторический опыт – как общечеловеческий, так и национальный. Последний и определяет специфические особенности языка на всех его уровнях. В силу специфики языка в сознании его носителей возникает определенная картина мира, сквозь призму которой человек видит мир.

 

 

 

Заключение

 

Природа была первым, что человек видел вокруг себя. Она присутствовала как фон. Обращаясь к природе, человек не просто ее копировал, а создавал свой поэтический мир, где тесно переплетались сказка и быль, вымысел и реальность. Способность поэтизировать жизнь природы, наделять ее чертами прекрасного и возвышенного выразилось в образном и эмоциональном строе художественного творчества.

Несомненна значимость образа природы в художественной литературе различных исторических периодов. Разные литературные жанры содержат немного разные по стилю, но подробные и интересные описания природы. Со временем авторы стали использовать сцены погоды, природы как способ отражения или усиления мыслей и чувств героев произведения.

Кто-то сказал “Там, где ступает нога человека - кончается природа”. Мне хочется, чтобы эта фраза  не относилась к нам, жителям Кубани. Ведь именно человек должен сберечь, сохранить и преумножить природные богатства.

Каждый выбирает для себя -

Мирно ли в соседстве жить с природой:

Не губить её, не истреблять,

А заботиться с любовью и надёжно.

 

Каждый выбирает для себя,

Как природа будет продолжаться,

Будут ли костры гореть кругом,

Птицы, звери ль будут вырождаться.

 

Иль в туманной завтрашней дали

Наконец-то человек очнётся:

И начнёт природу он любить,

Ту, что Матерью для нас зовётся.

 

Перестанет полыхать пожар

И губить животных и растенья.

Их природа породила людям в дар,

А не для бездумного лишь истребленья.

 

Перестанет реки загрязнять,

Голубые и прекрасные озёра.

Рыба в них появится опять,

И плескаться будет в чистых водах.

 

И деревья, травы и цветы

Зацветут с такою буйной силой,

Что невольно затаишь дыханье ты -

Как же всё-таки в природе всё красиво!

 

На просторах земли огромной

Сможешь мирно с природой жить.

От тебя, человек, зависит -

Губить природу или любить!

 

А она ведь такая хрупкая,

Её некому защитить.

Выбирай же, мой друг разумный,

Погубить её иль защитить?

 

Пусть не будет в природе пожаров,

Реки пусть будут чисты и моря.

Во имя жизни будущих поколений

Давайте природу хранить, друзья!

 

Каждый выбирает для себя...

Только этот выбор ведь особый.

Без природы, люди, нам нельзя

Человечество погибнет без природы!

(Стихи автора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Петрусенко И. Кубань  в песне: страницы музыкальной  летописи трёх веков. — Краснодар: «Сов. Кубань», 1999. — 346 с.

2. Материалы сайта http://knowledge.allbest.ru, 2014.

3. Материалы сайта http://text.tr200.biz, 2014.

4. Потебня А.А. Слово  и миф. — М.: Издат. «Правда», 1989. — С. 624.

5. Литус Е.В. Фольклорное  слово Кубани: Конкорданс народных  песен линейных казаков Кубани. — Курск : Изд-во КГУ, 2007. — 320 с.

8. Ожегов С. И. Словарь  русского языка: Ок. 53000 слов. — М., 2010. — 345 с.

9.  Литус Е.В. Материалы словаря народных песен Кубани: Любовь и любовные отношения. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2006. — 64 с.

10. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь. — М.: ООО "Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС", 2005. — 543 с.

11. «Учебный словарь  русского языка» под редакцией  Репкина В. В. — М.: Педагогика, 1986. — 178 с.

 

 

 

 


Информация о работе Концепт «природа» в кубанской лирической песне