Концепция исторического прогресса «Формационный подход» Карл Маркс, Фридрих Энгельс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:52, реферат

Краткое описание

Формационный подход предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории.

Содержание

Введение 3

Методология вопроса 4

Социальная статика 5

Социальная динамика 9

Теория капитализма 9

Историческое значение 11

Заключение 12

Список литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 40.77 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Братский государственный  университет»

 

 

 

                                                              Кафедра «Правоведения

                                              и философии»

 

                                                                      Дисциплина «Культурология

                                                                      и политология»

 

 

 

Реферат

 

Концепция исторического  прогресса «Формационный подход»

Карл Маркс, Фридрих Энгельс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                                                  Литвин Дмитрий Олегович     

Студент группы ЭП-13                                            

 

Проверила                                                                  Ольга Валентиновна Тищенко                                                             

 

 

Братск 2013

Содержание

 

Введение                                                                                                           3

 

Методология вопроса                                                                                      4

 

Социальная статика                                                                                         5

 

Социальная динамика                                                                                      9

 

Теория капитализма                                                                                         9

 

Историческое значение                                                                                    11

 

Заключение                                                                                                       12

 

Список литературы                                                                                          12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формационный подход предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории.

 

Актуальность  темы:

Я считаю тему моего реферата актуальной, так как формационный подход позволяет изучить общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования.

 

Цель реферата:

В своей работе я хочу рассмотреть формационный подход, его суть, структуру, задачи, основные концепции марксизма и ученых которые занимались данной проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методология вопроса

Теоретическое учение Карла  Маркса (1818-1883), выдвинувшего и обосновавшего  формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической  мысли. Одним из первых в истории  социологии Маркс разрабатывает  весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая  формация (Okonomische Gesellschaftsformation; Socio-economic formation; Formation socio-economique; от лат. formatio- образование, вид) - исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. В своих исследованиях К. Маркс пытался обнаружить исторические закономерности в смене типов социальной системы. Благодаря материалистическому пониманию истории, социологическому учению, созданному им в соавторстве с Ф. Энгельсом, Марксу удалось раскрыть всеобщее, закономерное, необходимое в эволюции человеческого общества. Формация - это развивающийся социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм. Каждый из них имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда (а в антагонистических формациях особые классы и формы эксплуатации), исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.

В теоретико-методологическом плане понятие общественной формации Маркса является абстрактной конструкцией, которую еще можно именовать  как идеальный тип. В связи  с этим М.Вебер считал марксистские категории, в том числе категорию общественной формации, "мысленными конструкциями". Это прием теоретического мышления, который позволяет на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. В этом случае мы создаем мысленный портрет обобщенного целого, вначале очень абстрактный, а затем наделяем его несколькими важными чертами, которые, как нам кажется, позволят отличить его от других типов. К.Маркс называл такие конструкции "чистым" типом, М.Вебер - идеальным типом. Суть их в одном - выделить в эмпирической реальности главное, повторяющееся, а затем это главное увязать в непротиворечивую логическую модель.

Экономическая формация у  Маркса будто бы ограничена рамками  антагонистических обществ, а таковыми, как известно, выступают рабовладение, феодализм и капитализм. В итоге получается пять формационных укладов.

Социальная статика

В формационной теории К.Маркса можно выделить две составные части - статику и динамику. Социальная статика описывает то, из чего состоит общественная формация, что входит в способ производства, в экономический базис и идеологическую надстройку, а социальная динамика раскрывает механизм смены способов производства (общественных формаций) мирным или революционным путем.

Общественно-экономическая  формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического  развития. В основе формации лежит  известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и  надстройки (политики, идеологии, науки  и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической  и коммунистической формаций.

В данном определении зафиксированы  следующие структурные и динамические элементы:

1. Никакая отдельно взятая  страна, культура или общество  не может составлять общественную  формацию, но только совокупность  многих стран;

2. Тип формации определяется  не религией, искусством, идеологией  и даже не политическим режимом,  а ее фундаментом - экономикой;

3. В самой экономике  надо выделить центральный элемент,  чтобы догадаться, к какой формации  принадлежит ваша или соседняя  страна;

4. Таким элементом выступают  производственные отношения, а  в них - отношения собственности;

5. Надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика  всегда будет только продолжением  экономических интересов страны (а внутри нее - экономических  интересов господствующего класса);

6. Все общественные формации, выстроенные в последовательную  цепочку, выражают прогрессивное  восхождение человечества от  низших ступеней развития к  высшим;

7. Если в жизнь страны  не вмешиваются чужеродные факторы,  то она, или представляемое  ею общество, в своем развитии  должны пройти все ступени,  не перепрыгивая и не пропуская  ни одной формации.

Позже русские марксисты  внесли коррективы в эволюционную часть  теории Маркса таким образом, чтобы  оправдать социалистическую революцию  и необязательность прохождения  всех этапов. Согласно модернизированной  версии теории формаций, отдельные  страны могут двигаться коротким путем, минуя некоторые фазы развития либо проходя их в ускоренном режиме. Существование определенных формаций, последовательно сменяющих друг друга в истории человечества, не означает, что каждый народ должен пройти их в своем развитии. Некоторые  народы (славяне, германцы и другие) миновали рабство и от первобытнообщинного  строя перешли к феодализму. В  результате отдельные звенья исторической цепи развития - рабство, феодализм, капитализм, а иногда все они вместе, могут  не получить полного развития. Страны могут миновать их, переходя, например, непосредственно от родового строя к социализму, опираясь на поддержку и помощь более развитых, построивших социализм, стран.

Согласно социальной статике  К.Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

Надстройка у Маркса представляет собой совокупность всех остальных  общественных отношений, "остающихся за вычетом производственных", и  содержит самые разнообразные институты, такие как государство, право, семья, религия, наука, искусство и т.п.

Марксизм исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Это значит, что  экономические отношения в значительной степени определяют возвышающуюся  над ними надстройку, то есть совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Поскольку сменяется природа  базиса, постольку меняется и природа  надстройки. Поэтому можно, например, ожидать, что феодальная политическая структура будет существенно  отличаться от капиталистической - прежде всего, в силу того, что способы  организации хозяйственной жизни  в этих двух формациях существенно  отличаются друг от друга.

Отношения между базисом  и надстройкой разворачиваются  так. Базис обладает абсолютной автономией и независимостью от надстройки. Надстройка по отношению к базису обладает лишь относительной автономией. Отсюда следует, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти - политика. То есть она реальна - с точки зрения влияния на общественную формацию - лишь во вторую очередь. Что касается идеологии, то она реальна уже как бы в третью очередь. Она важнее искусства, но менее ценна, чем экономика или политика. А о религии Маркс вспоминал только со знаком минус.

Так и выстраивается незримая (ибо явно Маркс нигде этот момент не прописывал) иерархия важности подсистем  общества. В самом верху, почти  за облаками, скрывается религия. За ней  вниз шкалы спускается искусство, которому у Маркса отводится незаслуженно мало места. Чуть ближе к базису располагается  идеология, совсем близко размещается  политика. Чем ближе к базису, тем выше ценность этой сферы общества с позиций марксизма, и наоборот.

Маркс первым раскрыл истину, какой руководствует на практике большинство правительств мира. Или  руководствовалось до недавнего  времени. У них искусство финансируется  по остаточному признаку, международная  политика служит лишь иной формой выражения  экономических интересов либо господствующего  класса в целом, либо крупных монополий  в стране. Только в последней четверти развитые страны отошли от прежних  воззрений, осознав, что на дворе  век информационной революции и  интеллектуального капитала. В школах и вузах мгновенно увеличились  часы, отводимые на гуманитарное знание, вслед за тем потянулась цепочка  микрореволюций в других сферах общества. Сегодня интеллект, талант и квалификация ценятся превыше финансового капитала. Но на часах российского правительства все еще век минувший, для него политика суть продолжение интересов олигархов и мафиозных кругов, культура, образование и наука в загоне, а идеологии вообще нет никакой.

В «Капитале» Маркс доказывает, что производственные отношения  определяются в конечном счете уровнем и характером развития производительных сил, а то, насколько и как используются возможности, таящиеся в производительных силах, зависит от производственных отношений.

Под производительными силами он понимал: 1) людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду ;2) землю, недра и полезные ископаемые, 3) здания и помещения, где осуществляется процесс производства, 4) орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков, 5) технологию и оборудование, 6) конечную продукцию и сырье. Все они подразделяются на две категории - личные и вещественные факторы производства.

Производственные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил. Они возникают между большими группами людей, занятыми в общественном производстве. Люди вступают в подобные отношения не как личности, а как исполнители наперед заданных социально-экономических ролей: работодатель и работник, помещик и крестьянин, заимодавец и кредитор, арендатор или рантье. Фундаментом производственных отношений выступают отношения собственности.

Информация о работе Концепция исторического прогресса «Формационный подход» Карл Маркс, Фридрих Энгельс