Концепция исторического прогресса «Формационный подход» Карл Маркс, Фридрих Энгельс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:52, реферат

Краткое описание

Формационный подход предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории.

Содержание

Введение 3

Методология вопроса 4

Социальная статика 5

Социальная динамика 9

Теория капитализма 9

Историческое значение 11

Заключение 12

Список литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 40.77 Кб (Скачать файл)

Производственные отношения, образующие экономическую структуру  общества, определяют поведение и  действия людей, как мирное сосуществование, так и конфликты между классами, возникновение социальных движений и революции.

Производительные силы формируют, выражаясь современным языком, социо-техническую систему производства, а производственные отношения - социально-экономическую.

Производительные силы играют в развитии общества наиболее подвижную, активную, определяющую роль. По отношению  к обществу и господствующим в  них в этот момент времени производственным отношениям они выполняют такую  же функцию, какую выполняют природные  условия в развитии биологических  организмов.

Производительные силы являются той внешней средой для производственных отношений, изменение которых приводит либо к их модификации (частичному изменению), либо к полному уничтожению (замене старых на новые, что всегда сопровождается социальной революцией).

Производственные отношения  Маркс называет также формой общения. К производительным силам этот термин не подходит. Действительно, ни здания и станки, ни живых людей, рабочих  или инженеров, формой общения не назовешь. Правда, общение Маркс  понимает весьма своеобразно. Это не коммуникативный процесс, не разговор двух соседей, а способ, уклад или  тип социально-экономических отношений. Если рабочий вынужден идти на рынок  труда и продавать свою рабочую  силу, торгуясь за более высокую  цену, то он вступает в общение-отношение. Аренда и обмен - это производственные отношения и одновременно форма  общения их субъектов.

Производительные силы влияют и определяют развитие производственных отношений, а вместе они определяют характер, направление и динамику развития всех институтов надстройки. Если базис материален, то надстройка - духовная основа общества. Понятие "производительные силы" впервые было введено в  науку классиками английской политической экономии, которые применяли его  для характеристики сочетания рабочей  силы и орудий труда.

Марксизм отличается от других форм современной социологии не столько  своими теоретическими предпосылками, сколько своей идеологией. Речь идет о роли, которую играет эта идеология. Марксизм - единственная форма социологической  теории, моральные установки которой  сразу же бросаются в глаза.Дж. Александер, американский социолог

Маркс не ограничился экономическим  пониманием производительных сил, включив  сюда многообразие способностей, квалификацию и профессиональный опыт человека. В соответствии с этим расширилось  и представление о производственных отношениях, которые он отличал от тех отношений между работниками, которые складываются вследствие технического, технологического и профессионального  разделения труда. Он сделал еще один шаг по сравнению с А.Смитом. Маркс добавил третий компонент: кто что получает, кто чем владеет, кто что присваивает. Иными словами, отношения собственности, которые лежат в основе производственными отношениями. При феодальном способе производства крепостные производили собственные средства существования, а прибавочный продукт (ренту) отдавали своему господину. При капитализме рабочие уже не производят средств своего существования, но продают свою рабочую силу капиталисту, дающему им работу и возвращающему им их труд в виде заработной платы - меньшей, чем стоимость рабочего. Здесь прибавочный продукт реализуется в форме прибыли.

Общественно-экономическая  формация - это совокупность всех стран  на планете, которые в данный момент находятся на одной и той же ступени исторического развития, имеют сходные механизмы, институты  и учреждения, определяющие базис  и надстройку общества.

Социальная динамика

Каждая формация составляет ступень в прогрессе человечества от первобытного общества через антагонистически классовые формации к коммунизму. Маркс выделил пять формаций, представляющих поступательные ступени в развитии человеческого общества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Но не все они одинаково ценны для судьбы человечества. Три формации - рабовладельческая, феодальная и капиталистическая - базируются на частной собственности и носят антагонистический характер. Три антагонистических формации представляют, по Марксу, не историю, а лишь предысторию человечества. "...Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества". Но к предыстории надо отнести и первобытно-общинную формацию, ибо она предшествовала трем последующим.

Теория капитализма

Начало капиталистической  эры Маркс относил к XYI столетию. Именно в эту эпоху экспроприация  части сельского населения приводит к уничтожению мелких промыслов, составлявших неотъемлемый элемент  натурального хозяйства при феодализме. Генезис капитализма Маркс исследовал на примере Англия, являвшейся родиной  промышленной революции и получившей в 19 в. звание мастерской мира. Здесь  лучше всего развивалась крупная  промышленность, основанная на развитом машинном производстве. Среди основных характеристик капитализма можно назвать:

(1) частную собственность  на средства производства (она  есть у предпринимателей, но ее  нет у рабочих);

(2) превращение формально  свободной рабочей силы, через  механизм рынка труда, в товар,  который находится в свободном  обращении и оплачивается через  механизм заработной платы в  денежной форме;

(3) возможность для собственника  извлекать прибыль из вложенного  в производства капитала, безвозмездно  присваивать ее на личное потребление  или дальнейшее развитие производства;

(4) возможность продавать  и покупать товары по свободным  рыночным ценам, в том числе  рабочую силу.

Капитал, по Марксу, это частным  образом присваиваемое богатство (или стоимость), используемое для  производства прибавочной стоимости. В результате капитал можно определить еще и как самовозрастающую стоимость. Это центральная экономическая  категория капитализма, представляющая собою накапливаемое богатство, и находящая свое воплощение, прежде всего в средствах производства, используемых для производства или  покупки новых средств производства.

Капиталистическое общество, по К. Марксу, безнадежно больное. Оно  неспособно справиться с противоречиями, которое само же и породило. Буржуазия, заинтересованная в постоянном обновлении производства, взвинчивает научно-технический  прогресс и до максимальных размеров развивает производительные силы. Но производственные отношения стоят  на месте, они не способны трансформироваться в столь же быстром темпе. И  вот расплата - социалистическая революция. Может быть все и обошлось бы, но тут подоспело другое противоречие. Капитализм создает невиданные богатства на одном полюсе - у кучки миллионеров, и безобразную нищету на другом - у подавляющей части населения, заполнившей кварталы бедноты. Тут уже революционный взрыв неизбежен.

Капитализм, разумеется, классический, поскольку другого во времена  Маркса еще не было, означает торжество  машинного производства, а он исподволь  готовит производительные силы, которые  вполне созрели для пролетарской революции. Капитализм, иными словами, готовит своего могильщика - организованный, дисциплинированный, квалифицированный  и политически дееспособный рабочий  класс.

Гибель капитализма от самого себя, по Марксу, неизбежна. Так  как с прогрессом техники и  развитием производительных сил  постоянный капитал стремится к  бесконечности, а переменный - к нулю. А это означает, что живого труда относительно масштабов средств производства должна сокращаться. Иначе говоря: численность персонала должна приближаться к нулю, а размеры и эффективность средств труда - зданий, технологии, станков и т.п. - будут стремиться к бесконечности. Таким образом, капитализм - это саморазрушающееся общество. Оно стоит последним в ряду антагонистических формаций. После нее наступает эра совсем другого уклада - коммунистического. Он, как и первобытнообщинный, лишен классов, эксплуатации, социального неравенства, угнетения человека, антагонистических отношений. Мировая история как бы завершает свой ход, вернувшись к своим истокам, но на качественно более высоком уровне. В обществе будущего, полагал Энгельс, государственный строй предполагает прежде всего самоопределение народа, его трудовой основой станет всеобщая ассоциация производителей.

Историческое значение

Методология К. Маркса оказалась  крайне эвристичной. Диалектическая логика, доставшаяся марксизму от Гегеля, была очищена от многих схоластических напластований и настолько сильно переориентировала позитивистские установки, что свела их, по сути, к общенаучным требованиям проверять  теорию практикой и опираться  на силу фактов. Диалектический метод  придал особую стройность теоретическим  построениям Маркса. Учение об отчуждении труда, формальном и реальном подчинении труда капитализму, абстрактном и конкретном труде, социальных превращенных формах трудовой деятельности, трудовая теория стоимости, которые имеют для социологии первостепенное значение, появились благодаря не индуктивному обобщению фактов, а теоретическому методу анализа, объединившему в себе диалектическую логику, методологию "идеальных типов" и мысленного эксперимента (элементов сравнительно-исторического исследования), причинно-следственное объяснение. Именно теоретический метод Маркса послужил стимулирующим началом для возникновения в 30-е гг. ХХ в. Франкфуртской школы социологии труда (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), представители которой внесли значительный вклад в разработку концепции "индустриального общества" и отчуждения труда.

Основным вкладом марксистской школы в мировую социологию считают  теорию социального конфликта (посему марксизм как направление в социальной мысли именуют еще конфликтной  перспективой). Гораздо меньшее влияние  на современную науку оказала  экономическая теория Маркса, которая  большинством западных экономистов, при  разработке собственных моделей, явным  образом не учитывалась. Иными словами, в ряду чистых экономистов Маркс  не числится. Серьезной критике, в  частности со стороны Г. Зиммеля и М. Шелера, подверглась его трудовая теория стоимости и концепция редукции труда (сведения сложного труда к простому). Не выдержало испытания временем его теория относительного и абсолютного обнищания пролетариата, как не подтвердились и некоторые другие положения. Во многом это можно объяснить тем, что вопреки своим же методологическим установкам идти вслед за фактами Маркс больше придерживался абстрактных формул английских политэкономов и философских схем Гегеля.

На протяжении долгого  времени формационная теория Маркса считалась одним из высших достижений мировой социологии. Однако сегодня  число недостатков, кажется, превысило  количество ее достоинств. Большинством историков оспаривается положение  о существовании и последовательной смене пяти общественно-экономических  формаций, в особенности, на Востоке.

 

Заключение

К.Маркс (1798-1883) - считается творцом концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более справедливым. Маркс выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по Марксу происходит путем качественных скачков от одной общественно-экономической формации к другой (Первобытнообщинное общество, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм). Развитие общества - объективно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми (создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменой частной собственности и заменой классового общества бесклассовым.

Список литературы

1.  Макаренко В.П. «Главные идеологии современности» Ростов-на-Дону, 2000 год. 
2.  «Антропология мировой политической мысли» Т. IV. Политическая мысль в России вторая половина XIX-XX век. М. 1997 год. 
3.  Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 
4.  Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 
5.  «История политических учений» учебник для вузов под. Ред. Профессора О.В. Мартышина М.2002 год. 

 

 

 

 


Информация о работе Концепция исторического прогресса «Формационный подход» Карл Маркс, Фридрих Энгельс