Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 03:47, курсовая работа
Целью данной работы является проследить, какое же влияние оказала культура Византии на русскую культуру.
Византия занимает особое место в истории европейской культуры. Ее культура возникла в государстве, существовавшем с конца IV века до середины XV века со столицей Константинополем (ныне Стамбул) после раздела Римской империи на две части – восточную и западную. Свое название государство получило позже; сами византийцы гордо называли себя ромеями. Уникальность культуры, сформировавшейся на востоке Римской империи, состоит в том, что она возникла и существовала в своего рода пограничной ситуации.
Введение…………………………………………………………….2
Культура Византии ……………………………………………..5
Культура России. Византийское наследие ……………………12
Заключение …………………………………………………………17
Список используемой литературы ………………………………..19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ.
Целью данной работы является проследить, какое же влияние оказала культура Византии на русскую культуру.
Византия занимает особое место в истории европейской культуры. Ее культура возникла в государстве, существовавшем с конца IV века до середины XV века со столицей Константинополем (ныне Стамбул) после раздела Римской империи на две части – восточную и западную. Свое название государство получило позже; сами византийцы гордо называли себя ромеями. Уникальность культуры, сформировавшейся на востоке Римской империи, состоит в том, что она возникла и существовала в своего рода пограничной ситуации. Византия была частью античного мира, но именно там, в Византии, возникла и достигла наивысшего расцвета православная ветвь средневековой культуры. Для культуры Византии характерны одновременно торжественная пышность и духовность, изящество формы и глубина мысли. К особенностям византийской культуры можно отнести:
В трудах византийских мыслителей раннего периода – Василия Кесарийского и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией. Среди философов развернулись ожесточенные богословские споры. Ставился вопрос о смысле человеческого существования, месте человека во вселенной, о его возможностях. В этих спорах выразилась идейная борьба между антропологическим максимализмом, считавшим возможным растворение человеческой природы в божественной и тем самым поднимавшим человека до невиданных в античном мире высот, и антропологическим минимализмом, всецело подчинявшем человека божеству и низводящим человечество до крайней степени самоуничижения. В мироощущении европейского средневековья укоренилась вторая концепция, для Древней Руси более приемлемой оказалась первая, Византия же продемонстрировала постепенную эволюцию от первой ко второй.
Мыслители Византии энергично выступают за использование всего лучшего, что дано человеку античной культурой. Христианские богословы, писатели, проповедники заимствуют из сокровищницы греко-римской культуры простоту и разнообразие философской мысли, гераклитову диалектику, аристотелевскую логику, умело используя практичность и красноречивость античной риторики. Во всех сферах знания, в литературе, искусстве наблюдается удивительное смешение языческой мифологии и христианской мысли. В художественном творчестве все сильнее заметно соединение мистицизма с жизненностью бытового колорита набожности с деловым практицизмом.
Опираясь на традиции античной эстетики, византийцы видели в искусстве в первую очередь инструмент целенаправленного позитивного воздействия на духовный мир человека. Музыка, живопись, архитектура, словесные искусства выступают в понимании византийских мыслителей посредниками постижения истины, являются источниками нравственного совершенствования человека, способствуют снятию негативных эмоций и ведут в конечном счете к духовному преображению. Музыка для византийских мыслителей была ничем иным, как призывом не допускать в жизни ничего немузыкального, нестройного, несозвучного. Музыка, таким образом, представлялась мыслителям некоторым камертоном, по которому должен быть «настроен» образ человеческой жизни. Искусство осмысливалось как крайне не важный в человеческой жизни нравственно-эстетический феномен. Психологический аспект византийцы усматривали не только в музыке, но практически во всех искусствах. В византийской художественной культуре были слиты два начала – пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Особенно ярко это проявилось в архитектуре церквей и соборов Византии.
Духовное наследие, оставленное Византией, до сих пор поражает разнообразием и богатством. В середине века Византия была «наставницей» славянского мира: южные и восточные славяне ей обязаны появлением письменности, у Византии перенимали они политические и богословные идеи, моральные нормы, у византийских мастеров учились строить храмы и писать иконы.
В эпоху непрекращающихся набегов варваров на Западе, в эпоху раннего средневековья Византийская империя не позволила прерваться культурной традиции и, более того, осуществила синтез античной и христианской традиций. Этот синтез оказал воздействие и на латинский Запад, и на формирующуюся культуру Киевской Руси, которая переняла от Византии, в первую очередь, христианство, которое наделило мир человека новыми, гуманистическими духовными ориентирами, откуда появилось стремление к живописи, иконоборчеству, появилась книжная культура и многое другое.
1. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Архитектурные формы средневековых форм христианских церквей Византии сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую – внутреннее пространство. Внутри, в полумраке, стояла статуя божества, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище Бога, но как место, где собирается община верующих. Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих, а внешний вид здания решается, скорее, как производное, как оболочка. В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. Базилика в Древнем Риме использовалась для создания массивных зданий чисто светского назначения. В Византии – это исключительно храмовые постройки, прямоугольные в плане и вытянутые в длину, разделенные на три, пять, и более продольных нефов; средний неф обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной – вход. Другой тип конструкции храма – крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Эти здания чаще всего квадратные в плане, а четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающий к куполу свода, пересекаясь, образует равноконечный крест.
Примером редкого и блестяще решенного объединения обоих конструктивных принципов представляет собой константинопольский Собор Святой Софии. Этот храм снаружи не кажется слишком большим, но внутри поражает объемом, невесомостью гигантского (30 метров в диаметре), как бы парящего, купола. Беломраморное кружево капителей, инкрустация из цветного мрамора изысканных нежных оттенков, мерцанием многоцветных мозаик, превосходная акустика, лучи солнца, озаряющие подкупольное пространство, оставляя в полумраке боковые пределы, – все это свидетельство удивительного мастерства византийских зодчих и художников. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.
Славилась Византия не только архитектурными шедеврами, но и другими видами изобразительного искусства. Главные формы византийской живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы; книжные миниатюры, которые также весьма почитаемы. Мозаика – вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты; получила особую значимость в художественной культуре Византии. Византийские мастера умели использовать живописные эффекты смальты, очень точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность мозаики несколько шероховатой. Они учитывали также законы оптического слияния цветов при восприятии мозаичных панно с большого расстояния. Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад. Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах Равенны, города на побережье Адриатики, некогда столицы Королевства Остготов, потом крупного культурного центра Византии. Здесь в грубом толстостенном мавзолее покоится прах Теодориха, первого остготского короля. Здесь похоронен Данте. Равенна хранит единственный в своем роде комплекс византийских памятников V-VII вв. того переломного времени, когда на перепутье истории встретились Рим и Византия, античность и средневековье. Мавзолей Галлы Плацидии, византийской царицы V столетия, украшен внутри удивительными мозаиками: из густой мерцающей синевы выступают задрапированные на античный лад фигуры христианских мучеников, расстилаются сказочные ландшафты рая с золотыми оленями и птицами. Здесь же в Равенне, в церкви Сан-Витали, находятся величественные красочные мозаичные изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры со свитами.
В Византии формируется иконопись, христианская станковая культовая живопись, дававшая церкви возможность оказывать мощное идеологическое воздействие на широкие слои населения страны и приносящая немалые доходы. Но именно здесь, в Византии, происходит и первое столкновение государства и церкви, нашедшее отражение в иконоборчестве. Иконоборчество – в широком смысле социально-политическое и культурно-религиозное движение, направленное против культа икон. В более узком и жизненном значении – борьба военной землевладельческой знати и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви. В основу иконоборческой эстетики было положено представление о невозможности отражения единого верховного божества реалистическими средствами, характерное для иудаизма и ислама. Борьба завершилась победой иконопочитателей, однако фактически был достигнут компромисс между государством и церковью: церковные иерархи были подчинены императорской власти. Византийский император стал признанным главой православной церкви.
Иконоборцы причинили заметный вред культурному развитию Византии VIII – IX вв., уничтожив ряд произведений искусства. Но вместе с тем иконоборческое эстетическое мышление внесло новую свежую струю в образное мышление византийцев: изысканную абстрактную символику, декоративную орнаментику. Заметный след оставила и борьба иконоборцев против чувственного, воспевавшего человеческую плоть эллинистического искусства с его реалистичностью и красочностью. Иконоборческие художественные искания предопределили путь дальнейшего развития искусства Византии, путь глубоко спиритуалистический и строгий, подготовили победу отвлеченного символизма во всех сферах общественного сознания последующих веков. Литература и искусство как бы отрывается от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Так один из константинопольских дворцов – Вриас – был построен по плану дворцов Багдада. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. В художественном творчестве получает преобладание традиционализм каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им.
В Византии же был разработан
канон декорирования
Невиданной изощрённости достигали в Византии и художественные ремесла. Процветало искусство эмалей, инкрустаций из драгоценных камней, резьбы по кости. В технике мозаики исполнялись небольшие иконки, причем кубики, из которых они набирались, были размером с булавочную головку. С самой выгодной стороны ювелирность византийского стиля сказалась в искусстве книжной миниатюры, особенно в миниатюрах XI столетия. Связано это было с повышением уровня грамотности и усилением роли литературного творчества и книги как таковой.
Для византийской культуры
характерен интерес к обобщению
накопленных знаний. Были созданы
энциклопедии по истории, сельскому
хозяйству, медицине, осуществлены важные
реформы в сфере права, общественных
отношений и церковной
В XI в. окончательно формируются различия между православной и католической церквями. Эти различия имели не только социально-экономический, политический и религиозно-догматический характер, не только отражали различия в общественной структуре и культуре Византии и Запада, но демонстрировали устойчивые социально-психологические расхождения. Западной религиозности была свойственна глубокая религиозная экзальтация. Для верований греков была характерна отвлеченная философская рассудочность, приверженность к трансцендентным идеям. Православной церкви на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты жизни Христа, его преображения и воскрешение; души верующих устремлялись к божественному свету, к победе добра над злом.
Огромный ущерб нанесли византийской культуре крестовые походы – походы на Восток, организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью. Объявив целью походов на Ближний Восток борьбу с «неверными» и освобождение Гроба Господня и Святой земли (Палестины), крестоносцы свой четвертый поход направили против христианской Византии. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году привел к распаду Византийской империи и образованию недолго просуществовавшей Латинской империи (1204-1261). Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков католического вероучения. Уже в 1205 году была сделана попытка основать в Константинополе католический университет, а 1252 году монах Бартоломей написал полемический трактат «Против ошибок греков». Но одновременно византийская культура стала оказывать влияние на просвещенных людей Запада. Среди средневековых западноевропейских интеллектуалов росли и крепли идеи эллинского самосознания. На Запад перекочевало множество византийских сокровищ и художественных ценностей.