Культура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:37, реферат

Краткое описание

После распада в 395 г. Римской империи Восточная часть—Византия (Балканы, Малая Азия, Ближний Восток, Северная Африка) — избежала нашествия варваров и продолжала существовать в могуществе, славе и роскоши. Византия была не только самым богатым, но и наиболее культурным государством раннего средневековья. В Константинополе действовали юридическая, философская и высшая Патриаршая школы, работали историки и философы.

Содержание

Введение...........................................................................................................................2
План
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………..……….......2
1.1. Социально-политическое устройство Византии……………………….2
1.2. Основные особенности византийской культуры…………………..… ..4
Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭТАПЫ, ХАРАКТЕР,
ДОСТЯЖЕНИЯ……………………………………………………………...7
2.1. Этапы развития византийской культуры……………………………...7
2.2. Культура Византии IV- VII вв…………………………………….........8
2.3. Расцвет культуры в X-XII вв.…………………………………………..9
1.архитектура ………………………………………………………..9
2.искусство………………………………………………………….11
3.книжная миниатюра……………………………………………...14
4.декоративно-прикладное искусство…………………………….15
5.образование……………………………………………………….18
6.литература………………………………………………………...18
2.4.Последний взлет византийской культуры……………………………18
Заключение……………………………………………………………………………19
Источники информации……………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

культура Византии.docx

— 63.67 Кб (Скачать файл)

(отличие православия от католичества проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в догматике,  обрядности православной церкви, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии);

  1. Города как центры ремесла, торговли, искусства;
  2. Языковая общность (основным языком был греческий);
  3. Внешняя помпезность, парадность;
  4. Приверженность к строгой обрядности;
  5. Сознание превосходства над культурой народов остального мира.

 

II. ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭТАПЫ,

ХАРАКТЕР, ДОСТЯЖЕНИЯ

 

2.1.Этапы развития византийской культуры

Эволюция византийской культуры знала  несколько взлетов и падений.

  • Первый расцвет приходится на IV -VII вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане, Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.
  • В VII-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.
  • X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.
  • XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.
  • В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

 

2.2. Культура Византии IV- VII вв.

     Формирование культуры Византии раннего периода опиралось на традиции дохристианской (эллинистической) и христианской культур.

      Культуру Византии характеризуют, прежде всего, как городскую культуру.

     Христианство оформилось как качественно новая структура в системе культуры. Христианство стало основой формирования не только государственности, но и всего комплекса культуры. На принципах христианства сформировались философия, литература, фольклор, система образования. Развитие христианства подтолкнуло формирование новых школ изобразительного искусства и архитектуры. Христианство характеризуется как сложная религиозно-философская система. В Византийской культуре сформировалась собственная музыкальная культура, основанная на религиозной традиции. Основой формирования традиции была литургия и сочетание церковной музыки и народной. Можно выделить специфическую музыку: государственная, народная сельская, городская, театральная, обрядовая церковная и т.п.

     В науке основными сферами были математика, астрономия, астрология, медицина, агрономия, философия (неоплатонизм), история, география, алхимия.

     Философия Византии характеризуется как носящая мистический и теистический характер. В то же время, продолжались традиции, заложенные еще в Др. Греции. Наиболее значительной была школа неоплатоников (Прокл Диадох, Плотин, псевдо-Дионисий Ареопагит).

     Происходит формирование научной мысли, в том числе философской и эстетической, что связано с развитой социальной структурой общества и является в рассматриваемый период прерогативой элитарных слоев; происходит кардинальное изменение представлений о человеке, его месте в мире, космосе, обществе.

     Формируется концепция всемирной истории, основанная на Библии (в церковной историографии).

      Расцвет изобразительного искусства происходит в VI в.

Актуальной была проблема социальной принадлежности искусства.

Изобразительное искусство: развивались  мозаика, скульптура (скульптурные барельефы), резьба (слоновая кость), книжная графика.

Распространение и упрочение христианского  культа способствовало развитию прикладного  искусства (ткачества, ювелирного дела, резьбы, мозаичного искусства).

     Византийская архитектура рассматривается как продолжательница традиций античного мира.    Одной из немногих, перенятых из эллинистической и римской культур, стала конструкция базилики. Базилика в Византии стала не только культовым, но и общественным зданием. Базилики различали по их предназначению: судебные, дворцовые и пр.

    Широко применялась техника строительства, при которой ряды плинфы чередовались с рядами камня на растворе. Техника пришла в Константинополь из Малой Азии.

     Константинополь постепенно превращался в ведущий художественный центр. Кроме базилик, архитектурными памятником этого времени стал городской архитектурный ансамбль с тройными городскими стенами., императорским дворцом, ипподромом и пр. (Дворец Константина)

      В области живописи этот процесс связан с мозаичной техникой, процветавшей в IV—VI вв. вплоть до ХII в. VII в. — это конец позднеантичного периода в культуре Византии и начало Средневековья. Арабы становятся хозяевами Востока, славяне — Балкан, лангобарды — Италии. «Низы» общества усваивают более понятное им искусство ее восточных монахов, массами бегущих от арабов. Борьба императора с церковью, разрыв между угасающим императорским и крестьянско-мещанским искусством в VIII—IX вв. принимает форму иконоборчества. Иконы, запрещенные императором как языческие вдовы, распространялись монахами как святыни. Эта борьба заканчивается в IX в. победой иконопочитания вместе с усилением сирийского и палестинского влияния в искусстве.

     При Василии I (836—886) формируется новый, канонический тип архитектуры и новая иконография. Создаются новые храмы с росписью, по форме и содержанию представляющей значительный шаг вперед.

 

2.3. Расцвет культуры  в X-XII вв.

       а) архитектура

       В церковной  архитектуре этого времени — базилика как форма культурного здания  в  виде удлиненной трехнефной постройки отживает свой век. Ее место занимает крестово-купольный храм, имевший в плане форму креста с равными ветвями и куполом в центре. Становление крестово-купольной архитектуры было подлинным и сложным процессом. Ее начало может быть отнесено еще к VI в., когда был создан шедевр купольной архитектуры — София Константинопольская, а завершение в основном X столетию. В X—XII вв. крестово-купольное зодчество стало развиваться как в самой Византии, так и в сопредельных  с ней странах, но этот вид культурного зодчества был лишь общей канвой, на основе которой развивались его различные варианты. Появление крестово-купольной архитектуры было связано с изменением общественных отношений и эстетических представлений в империи.

       Новые  тенденции появились и в изменении  социального содержания архитектуры.  Прежде всего, происходит сокращение  масштабов храма. Грандиозные  храмы для народа уходят  в прошлое. Распространение получают сравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского квартала, сельского прихода, монастыря или замка. Одновременно храм растет в высоту: изменяются пропорции здания, вертикаль становится преобладающей идеей, устремление ввысь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение культовому зодчеству. Если раньше главную роль в культовом зодчестве играла внутренне пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал Вселенную, то в XI—XII вв. все большее значение  приобретает значение внешний вид храма. Украшение фасада здания теперь входит  в общий архитектурный замысел, в единую композицию. Вместо замкнутых и закрытых фасадов и стен появляются новые архитектурные формы: фасады членятся, украшаются легкими колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных оконных проемов, впервые появляется асимметрия. Вешний декор здания становится самодовлеющим элементом архитектуры, увеличивая его художественную выразительность. 
      В архитектуру экстерьера смело и с большим вкусом вводятся цвет и декоративные украшения. Широко применяются облицовки фасадов разноцветными камнями, кирпичным узорочьем, декоративное чередование слоев красного кирпича (плинфы) и белого раствора, яркие изразцы в виде фризов. Цвет создает новый художественный облик храмов. Окончательно этот новый стиль сложился в XI в., но достиг своего апогея в XII в. В течение двух столетий происходит детальнейшее развитие основных черт нового стиля. Ощутимее становится связь внешнего и внутреннего облика храма, усиливается воздушность, легкость, элегантность архитектурных пропорций, колонны в храме делаются тоньше, удлиняется барабан купола — он становится легким, стройным, со множеством вертикальных членений, с окнами, усиливающими эффект освещения.  
      Во внутреннем пространстве храма прослеживается стремление к достижению большого единства. Наблюдается строгая центричность и повышение подкупольного пространства, красота храма ныне во многом определяется его устремленностью ввысь, в небеса. Во внешнем оформлении храма порой появляются пирамидальный ритм, ажурность и красочность фасадов, светотеневые контрасты. Архитектурные формы храмов второй половины XI—XII в. становится утонченнее, совершеннее, жизнерадостнее, их красочная ажурность и легкость резко контрастируют с глухим, суровым, аскетичным наружным обликом зданий предшествующего времени. Прежняя замкнутость и отрешенность уходят в прошлое, храм теперь следует созерцать не только изнутри, но и снаружи.    Тем не менее, на большой территории империи старые и новые формы культового зодчества долгое время сосуществовали. В отдельных областях преобладание получали те или иные архитектурные тенденции. В Греции с особой силой проявлялись традиции античного и ранневизантийского зодчества. В XI в. здесь строятся монументальные храмы, сохранявшие многое от более ранней архитектуры, но и несущие уже элементы нового стиля. К их числу принадлежат прославленные памятники архитектуры и живописи: Собор монастыря Хосиос-Лукас в Фокиде и монастырь Дафнии близ Афин. Собор монастыря Хосиос-Лукас был воздвигнут императором Василием II в прославление своих военных побед и неоднократно достраивался.  
        О светской архитектуре X—XII вв. можно узнать преимущественно из литературных памятников и описаний современников. В этот период непрерывно шло строительство и украшение императорских дворцов в Константинополе. Комплекс Большого дворца, раскинувшийся на берегу Мраморного моря, постоянно разрастался, отделывался цветными мраморами и мозаиками, что придавало ему все большую парадность и праздничность. В X в. в этом комплексе был заново отстроен дворец Вуколеон, получивший название от украшавшей его скульптурной группы быка и льва. Все торжественные приемы и церемонии X — первой половины XI в. проходили в комплексе зданий Большого дворца.  
      До XIII в. византийскою архитектуру можно считать одной из самых развитых и совершенных в средневековом мире. Она оказала влияние на широкий ареал стран — Болгарию, Сербию, Русь и даже в какой-то мере на романский Запад. Древнерусское государство обязано Византии первыми выдающимися архитектурными достижениями.

 

      б)Искусство

      С X—XI вв. в византийском искусстве господствует  пышная декоративность. Торжественный  монументализм все чаще соединяется  с усложненной символикой. Победа  обобщенно-спиритуалистичекого принципа  в эстетике приводит к растворению  многообразия реального мира  в символах. В живописи и архитектуре  начинает господствовать строгая,  рассудочная симметрия, спокойная,  торжественная уравновешенность  линий и движений человеческих  фигур на фресках и мозаиках  храмов. Стилизованные архитектурные  ассамблеи, фантастические пейзажи  фона делаются все более абстрактными  и зачастую заменяются золотыми  или пурпурными плоскостями. Творчество  художника приобретает отныне  безликий характер, оно скованно  традицией и церковным авторитетом,  а порывы индивидуальных творческих  исканий мастера подчинены нивелирующему  действию канона.

       К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в живописи, окончательно складывается иконографический канон — строгие правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а также устойчивый канон в изображении человека. Если языческий мир воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло его духовное величие и аскетическую чистоту.

      В стенных  росписях, в мозаиках и иконах  и даже в книжной миниатюре  голова как сосредоточение духовной  жизни становится доминантой  человеческой фигуры, тело же  стыдливо скрывается под струящимися  складками одеяний, линейная ритмика  сменяет чувственную экспрессию. В изображении человеческого  лица на первый план выносится  одухотворенность, внутреннее величие,  глубина душевных переживаний.  Огромные глаза с экстатически  расширенными зрачками, высокий  лоб, тонкие, лишенные чувствительности  губы — вот характерные черты  портрета в византийском искусстве  классического средневековья. Отныне  художник должен изображать не  только тело, но и душу, не только  внешний облик, но и внутреннею  духовную жизнь своего героя.  В этом, кстати сказать, важное  отличие византийского искусства  от западноевропейского, где скульптурные  изображения Христа, мадонн, святых  приобрели широчайшее распространение. 
         Впечатление пассивной созерцательности, замкнутости художественных образов достигается в результате строгой фронтальности изображений и особой колористической гаммы. Вместо античного импрессионизма с его тончайшей нюансировкой нежных полутонов, в Византии с Х в. господствуют плотные локальные краски, наложенные декоративными плоскостями, с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и белых тонов. Образ человека как бы окончательно застывает в величественном бесстрастии, лишается динамизма, олицетворяет состояние созерцательного покоя.

   Непревзойденным образцом монументального искусства Византии середины IX в. являются мозаики Софии Константинопольской. Этот шедевр искусства неоклассического стиля был восстановлен в апсиде собора на месте уничтоженных иконоборцами мозаик, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись. Величественная, сидящая в спокойной статуарной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках — воплощение возвышенной одухотворенности в сочетании с чувственной прелестью. Мозаики Софии Константинопольской — высшее воплощение византийского гения.

     Другие мозаики Софии (IX — начало XI в.) несколько уступают по художественному мастерству этому шедевру, но интересны по своему сюжету. Это две сцены, имеющие не только художественное, но и историческое значение. На одной из них, находящийся в люнете над входом из нарфика в храм, изображен император Лев VI (996-912), преклонивший колена перед стоящим Христом, над которым в медальонах расположены образцы Марии и Ангела. Смысл сцены — преклонение власти земной перед властью небесной. На другой мозаике начала XI в. в южном вестибюле храма св. Софии перед сидящей на троне Богоматерью с младенцем стоят по сторонам император Константин I, приносящий в дар модель города Константинополя, и император Юстиниан, подносящий мадонне модель собора св. Софии; византийские императоры просят заступничества у Богоматери за великий град и его главную церковь. Обе мозаики — произведения высокого столичного искусства — привлекают красочным богатством, правильностью пропорций, портретным сходством императоров и роскошью их одежд.

       Вторая  половина XI в. и весь XII в. —  классическая эпоха в истории  византийского искусства, его  высочайший расцвет. Обобщенный  спиритуалистический стиль получает  законченность, единство формы  и иконографии, четкое выражение  эстетических идеалов. Вместе  с тем в нем появляются новые  черты. Стилизованная линия делается  тонкой, абстрактной, контуры фигур  становятся легкими, воздушными, движения выглядят более естественными,  в колористической гамме наряду  с плотными, определенными красками, близкими к эмалям, появляются  переливчатые тона, сообщающие изображениями  ирреальность, сияние; цвет и свет  сливается в общей гармонии. Шедевром  монументальной живописи второй  половины XI в. являются замечательные  мозаики и фрески уже упоминавшегося  монастыря Дафнии близ Афин. Рисунок  мозаик и фресок отличается  совершенством, для достижения  большей выразительности лиц  применяется объемная лепка, удлиненные  пропорции  придают изображению изящество и стройность, движения фигур естественны и принужденны. Поражает богатство чистых, сочных и вместе с тем нежных красок, что в соединении с золотом и серебром составляет изысканную цветовую палитру. Надо сказать, росписи монастыря Дафнии напоминают фрески Рафаэля.

Информация о работе Культура Византии