Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:37, реферат
После распада в 395 г. Римской империи Восточная часть—Византия (Балканы, Малая Азия, Ближний Восток, Северная Африка) — избежала нашествия варваров и продолжала существовать в могуществе, славе и роскоши. Византия была не только самым богатым, но и наиболее культурным государством раннего средневековья. В Константинополе действовали юридическая, философская и высшая Патриаршая школы, работали историки и философы.
Введение...........................................................................................................................2
План
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………..……….......2
1.1. Социально-политическое устройство Византии……………………….2
1.2. Основные особенности византийской культуры…………………..… ..4
Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭТАПЫ, ХАРАКТЕР,
ДОСТЯЖЕНИЯ……………………………………………………………...7
2.1. Этапы развития византийской культуры……………………………...7
2.2. Культура Византии IV- VII вв…………………………………….........8
2.3. Расцвет культуры в X-XII вв.…………………………………………..9
1.архитектура ………………………………………………………..9
2.искусство………………………………………………………….11
3.книжная миниатюра……………………………………………...14
4.декоративно-прикладное искусство…………………………….15
5.образование……………………………………………………….18
6.литература………………………………………………………...18
2.4.Последний взлет византийской культуры……………………………18
Заключение……………………………………………………………………………19
Источники информации……………………………………………………………..20
(отличие православия от католичества проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в догматике, обрядности православной церкви, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии);
II. ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭТАПЫ,
ХАРАКТЕР, ДОСТЯЖЕНИЯ
2.1.Этапы развития византийской культуры
Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений.
2.2. Культура Византии IV- VII вв.
Формирование культуры Византии раннего периода опиралось на традиции дохристианской (эллинистической) и христианской культур.
Культуру Византии характеризуют, прежде всего, как городскую культуру.
Христианство оформилось как качественно новая структура в системе культуры. Христианство стало основой формирования не только государственности, но и всего комплекса культуры. На принципах христианства сформировались философия, литература, фольклор, система образования. Развитие христианства подтолкнуло формирование новых школ изобразительного искусства и архитектуры. Христианство характеризуется как сложная религиозно-философская система. В Византийской культуре сформировалась собственная музыкальная культура, основанная на религиозной традиции. Основой формирования традиции была литургия и сочетание церковной музыки и народной. Можно выделить специфическую музыку: государственная, народная сельская, городская, театральная, обрядовая церковная и т.п.
В науке основными сферами были математика, астрономия, астрология, медицина, агрономия, философия (неоплатонизм), история, география, алхимия.
Философия Византии характеризуется как носящая мистический и теистический характер. В то же время, продолжались традиции, заложенные еще в Др. Греции. Наиболее значительной была школа неоплатоников (Прокл Диадох, Плотин, псевдо-Дионисий Ареопагит).
Происходит формирование научной мысли, в том числе философской и эстетической, что связано с развитой социальной структурой общества и является в рассматриваемый период прерогативой элитарных слоев; происходит кардинальное изменение представлений о человеке, его месте в мире, космосе, обществе.
Формируется концепция всемирной истории, основанная на Библии (в церковной историографии).
Расцвет изобразительного искусства происходит в VI в.
Актуальной была проблема социальной принадлежности искусства.
Изобразительное искусство: развивались мозаика, скульптура (скульптурные барельефы), резьба (слоновая кость), книжная графика.
Распространение и упрочение христианского культа способствовало развитию прикладного искусства (ткачества, ювелирного дела, резьбы, мозаичного искусства).
Византийская архитектура рассматривается как продолжательница традиций античного мира. Одной из немногих, перенятых из эллинистической и римской культур, стала конструкция базилики. Базилика в Византии стала не только культовым, но и общественным зданием. Базилики различали по их предназначению: судебные, дворцовые и пр.
Широко применялась техника строительства, при которой ряды плинфы чередовались с рядами камня на растворе. Техника пришла в Константинополь из Малой Азии.
Константинополь постепенно превращался в ведущий художественный центр. Кроме базилик, архитектурными памятником этого времени стал городской архитектурный ансамбль с тройными городскими стенами., императорским дворцом, ипподромом и пр. (Дворец Константина)
В области живописи этот процесс связан с мозаичной техникой, процветавшей в IV—VI вв. вплоть до ХII в. VII в. — это конец позднеантичного периода в культуре Византии и начало Средневековья. Арабы становятся хозяевами Востока, славяне — Балкан, лангобарды — Италии. «Низы» общества усваивают более понятное им искусство ее восточных монахов, массами бегущих от арабов. Борьба императора с церковью, разрыв между угасающим императорским и крестьянско-мещанским искусством в VIII—IX вв. принимает форму иконоборчества. Иконы, запрещенные императором как языческие вдовы, распространялись монахами как святыни. Эта борьба заканчивается в IX в. победой иконопочитания вместе с усилением сирийского и палестинского влияния в искусстве.
При Василии I (836—886) формируется новый, канонический тип архитектуры и новая иконография. Создаются новые храмы с росписью, по форме и содержанию представляющей значительный шаг вперед.
2.3. Расцвет культуры в X-XII вв.
а) архитектура
В церковной архитектуре этого времени — базилика как форма культурного здания в виде удлиненной трехнефной постройки отживает свой век. Ее место занимает крестово-купольный храм, имевший в плане форму креста с равными ветвями и куполом в центре. Становление крестово-купольной архитектуры было подлинным и сложным процессом. Ее начало может быть отнесено еще к VI в., когда был создан шедевр купольной архитектуры — София Константинопольская, а завершение в основном X столетию. В X—XII вв. крестово-купольное зодчество стало развиваться как в самой Византии, так и в сопредельных с ней странах, но этот вид культурного зодчества был лишь общей канвой, на основе которой развивались его различные варианты. Появление крестово-купольной архитектуры было связано с изменением общественных отношений и эстетических представлений в империи.
Новые
тенденции появились и в
В архитектуру экстерьера
смело и с большим вкусом вводятся цвет
и декоративные украшения. Широко применяются
облицовки фасадов разноцветными камнями,
кирпичным узорочьем, декоративное чередование
слоев красного кирпича (плинфы) и белого
раствора, яркие изразцы в виде фризов.
Цвет создает новый художественный облик
храмов. Окончательно этот новый стиль
сложился в XI в., но достиг своего апогея
в XII в. В течение двух столетий происходит
детальнейшее развитие основных черт
нового стиля. Ощутимее становится связь
внешнего и внутреннего облика храма,
усиливается воздушность, легкость, элегантность
архитектурных пропорций, колонны в храме
делаются тоньше, удлиняется барабан купола
— он становится легким, стройным, со множеством
вертикальных членений, с окнами, усиливающими
эффект освещения.
Во внутреннем пространстве
храма прослеживается стремление к достижению
большого единства. Наблюдается строгая
центричность и повышение подкупольного
пространства, красота храма ныне во многом
определяется его устремленностью ввысь,
в небеса. Во внешнем оформлении храма
порой появляются пирамидальный ритм,
ажурность и красочность фасадов, светотеневые
контрасты. Архитектурные формы храмов
второй половины XI—XII в. становится утонченнее,
совершеннее, жизнерадостнее, их красочная
ажурность и легкость резко контрастируют
с глухим, суровым, аскетичным наружным
обликом зданий предшествующего времени.
Прежняя замкнутость и отрешенность уходят
в прошлое, храм теперь следует созерцать
не только изнутри, но и снаружи.
Тем не менее, на большой территории империи
старые и новые формы культового зодчества
долгое время сосуществовали. В отдельных
областях преобладание получали те или
иные архитектурные тенденции. В Греции
с особой силой проявлялись традиции античного
и ранневизантийского зодчества. В XI в.
здесь строятся монументальные храмы,
сохранявшие многое от более ранней архитектуры,
но и несущие уже элементы нового стиля.
К их числу принадлежат прославленные
памятники архитектуры и живописи: Собор
монастыря Хосиос-Лукас в Фокиде и монастырь
Дафнии близ Афин. Собор монастыря Хосиос-Лукас
был воздвигнут императором Василием
II в прославление своих военных побед
и неоднократно достраивался.
О светской архитектуре
X—XII вв. можно узнать преимущественно
из литературных памятников и описаний
современников. В этот период непрерывно
шло строительство и украшение императорских
дворцов в Константинополе. Комплекс Большого
дворца, раскинувшийся на берегу Мраморного
моря, постоянно разрастался, отделывался
цветными мраморами и мозаиками, что придавало
ему все большую парадность и праздничность.
В X в. в этом комплексе был заново отстроен
дворец Вуколеон, получивший название
от украшавшей его скульптурной группы
быка и льва. Все торжественные приемы
и церемонии X — первой половины XI в. проходили
в комплексе зданий Большого дворца.
До XIII
в. византийскою архитектуру можно считать
одной из самых развитых и совершенных
в средневековом мире. Она оказала влияние
на широкий ареал стран — Болгарию, Сербию,
Русь и даже в какой-то мере на романский
Запад. Древнерусское государство обязано
Византии первыми выдающимися архитектурными
достижениями.
б)Искусство
С X—XI вв.
в византийском искусстве
К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в живописи, окончательно складывается иконографический канон — строгие правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а также устойчивый канон в изображении человека. Если языческий мир воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло его духовное величие и аскетическую чистоту.
В стенных
росписях, в мозаиках и иконах
и даже в книжной миниатюре
голова как сосредоточение
Впечатление
пассивной созерцательности, замкнутости
художественных образов достигается в
результате строгой фронтальности изображений
и особой колористической гаммы. Вместо
античного импрессионизма с его тончайшей
нюансировкой нежных полутонов, в Византии
с Х в. господствуют плотные локальные
краски, наложенные декоративными плоскостями,
с преобладанием пурпурных, лиловых, синих,
оливково-зеленых и белых тонов. Образ
человека как бы окончательно застывает
в величественном бесстрастии, лишается
динамизма, олицетворяет состояние созерцательного
покоя.
Непревзойденным образцом монументального искусства Византии середины IX в. являются мозаики Софии Константинопольской. Этот шедевр искусства неоклассического стиля был восстановлен в апсиде собора на месте уничтоженных иконоборцами мозаик, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись. Величественная, сидящая в спокойной статуарной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках — воплощение возвышенной одухотворенности в сочетании с чувственной прелестью. Мозаики Софии Константинопольской — высшее воплощение византийского гения.
Другие мозаики Софии (IX — начало XI в.) несколько уступают по художественному мастерству этому шедевру, но интересны по своему сюжету. Это две сцены, имеющие не только художественное, но и историческое значение. На одной из них, находящийся в люнете над входом из нарфика в храм, изображен император Лев VI (996-912), преклонивший колена перед стоящим Христом, над которым в медальонах расположены образцы Марии и Ангела. Смысл сцены — преклонение власти земной перед властью небесной. На другой мозаике начала XI в. в южном вестибюле храма св. Софии перед сидящей на троне Богоматерью с младенцем стоят по сторонам император Константин I, приносящий в дар модель города Константинополя, и император Юстиниан, подносящий мадонне модель собора св. Софии; византийские императоры просят заступничества у Богоматери за великий град и его главную церковь. Обе мозаики — произведения высокого столичного искусства — привлекают красочным богатством, правильностью пропорций, портретным сходством императоров и роскошью их одежд.
Вторая
половина XI в. и весь XII в. —
классическая эпоха в истории
византийского искусства, его
высочайший расцвет.