Культура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:37, реферат

Краткое описание

После распада в 395 г. Римской империи Восточная часть—Византия (Балканы, Малая Азия, Ближний Восток, Северная Африка) — избежала нашествия варваров и продолжала существовать в могуществе, славе и роскоши. Византия была не только самым богатым, но и наиболее культурным государством раннего средневековья. В Константинополе действовали юридическая, философская и высшая Патриаршая школы, работали историки и философы.

Содержание

Введение...........................................................................................................................2
План
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………..……….......2
1.1. Социально-политическое устройство Византии……………………….2
1.2. Основные особенности византийской культуры…………………..… ..4
Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭТАПЫ, ХАРАКТЕР,
ДОСТЯЖЕНИЯ……………………………………………………………...7
2.1. Этапы развития византийской культуры……………………………...7
2.2. Культура Византии IV- VII вв…………………………………….........8
2.3. Расцвет культуры в X-XII вв.…………………………………………..9
1.архитектура ………………………………………………………..9
2.искусство………………………………………………………….11
3.книжная миниатюра……………………………………………...14
4.декоративно-прикладное искусство…………………………….15
5.образование……………………………………………………….18
6.литература………………………………………………………...18
2.4.Последний взлет византийской культуры……………………………18
Заключение……………………………………………………………………………19
Источники информации……………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

культура Византии.docx

— 63.67 Кб (Скачать файл)

       Еще  одним шедевром византийского  классического стиля являются  сравнительно недавно открытые  мозаики южной галереи храма  св. Софии в Константинополе (XII в.) Это, прежде всего великолепный  Иисус. В центре расположен  Христос — величественный, мудрый, суровый; по одну его сторону  стоит Мария с необычайно красивым, нежным, скорбным лицом, по другую  — Иоанн Креститель, его мощная  фигура дышит трагической силой  и напряженностью. Одухотворенные  лица, исполненные возвышенной духовности, сохраняют объемность и рельефность.  Впечатление усиливает красочная  лепка, богатство цветовых оттенков, почти акварельная изысканность  колорита.        

       В XI—XII вв. наблюдается подъем и в искусстве иконописи. От этого периода сохранилось несколько прекрасных образцов византийских икон, преимущественно столичной школы живописи. Своеобразна и по сюжету, и по исполнению константинопольская икона XI в. из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. Представление о высоком уровне византийской иконописи дает икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Это необычайно человечный образ матери, предчувствующей будущую трагическую судьбу своего сына, что достигается скупыми и чрезвычайно точно найденными средствами, среди которых главную роль играет тонкая одухотворенная линия и мягкий приглушенный колорит. Владимирская икона — один из шедевров мировой живописи.

     Впечатляет и другая византийская икона XII в. — Григорий Чудотворец — хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Суровое, аскетическое лицо Григория мужественно и спокойно, его взгляд глубок и сосредоточен.

      Невозможно  перечислить в данном разделе  все иконописные памятники Византии  той эпохи. Отметим только, что  при Комнинах в связи с постоянными  войнами и усилением военной  знати сильно поднялась популярность  святых — защитников и покровителей  военного сословия. На мозаиках, фресках, иконах, эмалях, на изделиях  из слоновой кости и небольших  походных иконах из стеатита  все чаще появляются изображения  святых-воинов: Дмитрия Солунского, Феодора Стратилата («полководца»), Федора Тирона («новобранца») и особенно  св. Георгия. Образ Георгия-воина  приобрел огромную популярность  в странах Юго-Восточной и Восточной  Европы, особенно на Руси.

 

   в) Книжная миниатюра

    Изумительного блеска и совершенства достигает константинопольская книжная миниатюра в XI и особенно в XII в. Тонкий, каллиграфически четкий орнамент, теплый, желтоватый фон пергамента, коричневые чернила, обилие золота в декоре, мягкая колористическая гамма миниатюр, классические пропорции фигур, легкость и непринужденность их поз — все это создает чарующее впечатление. Разумеется, в книжной миниатюре происходили те же сдвиги в стиле и интерпретации изображения, что и  в монументальной живописи.   В XII в. миниатюры книжных кодексов становятся особенно красочными, их декор дополняется введением архитектурных пейзажей, сложной орнаментикой, движения фигур становятся более порывистыми и экспрессивными, широко применяется золотой фон.

      XI век был  периодом необычайного взлета  книжной иллюстрации. Центром  создания поистине великолепных  кодексов стал императорский  скрипторий в Константинополе.  Здесь по заказу императоров  создавались настоящие шедевры  книжной миниатюры. К их числу  относятся рукопись «Слов» Иоанна  Златоуста, выполненная для императора  Никифора Вотаниата (1078-1081). Рукопись  хранится в Парижской Национальной  библиотеке. Другой жемчужиной искусства  столичных мастеров миниатюристов  является датируемая 1072 г. рукопись  Нового Завета, созданная для  императора Михаила II Дуки (Библиотека  Московского университета). Крохотный по размерам кодекс, украшенный изысканной живописью, изящными заставками и инициалами, — подлинный шедевр книжного искусства. Колорит миниатюр обоих рукописей отличается мягкостью и теплотой, преобладают светлые тона, рисунок тонок и динамичен. В ряд с этими шедеврами можно поставить Псалтирь XI в. из Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, созданную между 1074-1081 гг. для одного из византийских императоров.

       От XII в. сохранилось также достаточно большое число памятников византийской миниатюры, ныне они хранятся в библиотеках многих европейских стран, в том числе и в России. Среди них выделяется рукопись сочинений Монаха Якова (XII в.) с прекрасными миниатюрами. Особенно впечатляет многофигурная миниатюра «Вознесение Христа». Сцена Вознесения развертывается в колоннаде огромного византийского храма, увенчанного пятью куполами и отделанной мозаикой и разным камнем. Фигуры Марии и апостолов изображены в живых смятенных позах, фигура Христа помещены в медальон, уносимый в небеса ангелами. Высокое художественные качества и исключительное мастерство создателей этих памятников выдвигают их на видное место среди произведений книжной миниатюры средневековья.

 

     г)  Декоративно-прикладное искусство Византии     

    X-XII века — период нового подъема византийского монументального искусства и архитектуры — были ознаменованы также расцветом прикладного искусства: ювелирного дела, резьбы по кости и камню, производства изделий из стекла, керамики и художественных тканей. Художественное творчество в Византии было  подчинено единой системе миропонимания, философско-религиозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все виды искусств были тесно связаны между собой единой системой художественных ценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов. Книжная миниатюра и прикладное искусство так же подчинялись этим общим законам, хотя в разной степени. Их эволюция шла в русле качественных изменений всей художественной системы византийского общества.  
    Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций, имело часто сакральное, репрезентативное, символическое назначение. Отсюда высочайшие эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм. Церковная утварь, императорские регалии, одежда  церковных иерархов и придворной знати, реликварии и ларцы императоров и императриц, роскошные ювелирные украшения, которые носили не только василиссы и придворные дамы, но и императоры, высшие чиновники, духовенство, — все эти украшения часто становились недосягаемым образцом для художников других стран. 
          В X-XII вв. центром производства драгоценных изделий прикладного искусства по-прежнему оставался Константинополь. Изделия столичных мастеров славились рафинированностью вкуса и техническим совершенством. Предметы роскоши украшали дворцы василевсов, особняки и имения знати, интерьеры храмов. В это время начинается рост провинциальных городов, где не только подражают столичным образцам, но и создают свои художественные ценности (Фессалоника, Эфес, Коринф, Афины). Произведения византийского прикладного искусства высоко ценятся далеко за пределами империи. Высочайшего уровня развития достигла византийская торевтика — изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзы и других металлов. Предметы культа — реликварии, лампады, паникадила, кованные с рельефами врата храмов, складни с образцами святых, оклады икон и книг и множество видов церковной утвари были истинными произведениями искусства. Огромное распространение имели изделия из металла в быту императоров и высшей византийской аристократии. Музыкальные инструменты, ларцы, разнообразная посуда, блюда, чаши, кубки из золота и серебра составляли необходимую часть придворной жизни империи и императорского дворца.

       Рассвет прикладного искусства в X—XII вв. был связан с торжеством внешнего блеска, церемониала, парадности, культа императора. Пышность церемоний, утонченный придворный этикет, праздничное великолепие, блеск и элегантность придворной жизни, ритуал процессий, культовая обрядность — происходившие в атмосфере торжественности и блеска, несомненно, подогревали особую любовь византийской аристократии к изделиям из драгоценных материалов, камням, блестящей утвари, златотканым одеждам и роскошному убранству дворцов и храмов. Чудесные произведения прикладного искусства были в то же время орудием политики и дипломатии — раздача наград, дары храмам и монастырям, подкуп правителей иностранных государств и их послов, содействовали распространению драгоценных произведений искусства византийских мастеров далеко за границами империи. Превосходным образцом византийской торевтики является реликварий «Явление Ангела женам-мироносицам» (XI-XII вв.) (Париж, Сен-Шапель). Сложные орнаментальные мотивы в соединении с христианскими сюжетами проникают в украшение окладов икон и богослужебных книг. Ковровые узоры лиственного орнамента, пальметты, виноградные лозы часто сходны с узором заставок иллюминованных рукописей. На светских предметах — чашах, блюдах, кубках — соседствуют библейские и античные мотивы, сцены мифов и охоты, богатый орнамент.  
Разумеется, была распространена и массовая продукция из металла для широких слоев населения Византийского государства. Наряду с мозаиками, торевтикой и ювелирными изделиями наиболее ярким проявления византийского художественного гения были перегородчатые эмали на золоте. Утонченная линейная стилизация, полихромия, блестящий золотой фон, чистота и яркость локальных цветов, благородство колористических сочетаний, одухотворенность образов — вот характерные признаки византийских эмалей, роднящие их с лучшими произведениями монументальной живописи и книжной миниатюре. Сохранилось немало шедевров   высокого искусства византийских эмальеров. Одно из первых мест среди них принадлежит знаменитой Пала д’Оро в ризнице собора св. Марка в Венеции. Пала д’Оро представляет собой запрестольный образ, состоящий из 83 эмалевых золотых пластин византийского происхождения. В центре находится изображение Христа, на других эмалях имеются воспроизведения библейских сюжетов, в частности портрет василиссы Ирины, уже знакомой по мозаикам Софии Константинопольской. Создавалось это знаменитое произведение в разное время, но лучшие эмали относятся к XII в. Не меньшей известностью пользуются две короны венгерских королей, подаренные им византийскими императорами. Первая из них — подарок императора Константина IX Мономаха венгерскому королю Андрею I (1047-1061). Корона состоит из семи золотых с перегородчатой эмалью створок, на них изображен Константин IX Мономах, стоящий между своей супругой Зоей и ее сестрой Феодорой. Форма короны совпадает с изображение корон на головах императриц Зои и Ирины на мозаиках Константинопольской Софии. Фигуры танцовщиц и орнамент из стилизованных птиц и растений, расположенные по сторонам византийских правителей, свидетельствует об устойчивом влиянии арабского искусства на византийское художественное творчество XI—XII вв. Другая корона создавалась в несколько приемов. Первоначально это была диадема с изображением Императора Михаила II Дуки — дар жене венгерского короля Гейзы — византийской процессе Синадене. Во второй половине XII в. при венгерском короле Беле III диадема была переделана в корону со сферическим верхом. На византийских золотых пластинах запечатлены Христос Пантократор, император Михаил II Дука, его сын Константин и венгерский король Гейза I (1074-1077). Обе короны символизируют важную политическую доктрину — византийский император предстает здесь как сюзерен венгерских королей. 
       Прикладное искусство Византии, подарившее миру столько прекрасных шедевров, отражало вкусы, эстетические представления и интересы различных социальных слоев византийского общества. В своей основе оно было более тесно связано с народной культурой, зачастую питалось образами и представлениями, порожденными социальной психологией и широких кругов населения империи. В месте с тем оно одновременно подчинялась общим мировоззренческим установкам и художественным канонам, господствующим в византийском обществе. Ремесленники, естественно, должны считаться со  вкусами знатных заказчиков, императорского дворца, церкви. И все же прикладное искусство смелее отходило от тематических и стилистических штампов, черпая новые импульсы из народного общественного сознания, из творчества народных масс.

 

    д)Образование

     В IX по конец  XII вв. В Византии подавляющее  большинство населения не только  умеет читать и писать. Почти  все закончили начальную школу.  Это два или три года. В эту  программу, помимо Гомера, входил  Эсхил, Софокл, Еврипид, Плутарх,  один из диалогов Платона, начальные  знания Аристотеля. Это для всех  слоев населения. Для людей,  которые были не ремесленниками, а, например, чиновниками, существовала  следующая ступень образования,  где изучался весь корпус математики, в которую входила и арифметика, и геометрия, и музыка, и астрономия. Профессор Михаил Итал, в начале XII века назначенный императором  профессором Евангелия преподавал  эту математику из четырех  наук, а кроме того, вел занятия  по оптике и другим прикладным  дисциплинам. Это на фоне того, что в то же самое время  подавляющее большинство населения  Западной Европы было элементарно  неграмотно.

 

    е)Литература

     Литература Византии долго сохраняла мифологические сюжеты, образы и имена богов греко-римского пантеона, вплетаемых в канву христианских сюжетов.

    По мере усиления религиозного содержания литература к XII в. становится все более рассудочной, создается литературный канон, художник живет в выдуманном мире. Приключенческий жанр ("Исминий и Исмина") наполнен любовными историями, продажами в рабство, встречами с пиратами, коварными властителями заморских стран, благополучными соединениями любящих, сохранивших во всех перипетиях верность, любовь и невинность. В народе пользовались любовью басни и военные песни.

2.4.Последний взлет  византийской культуры

    Последний расцвет византийского искусства приходится на XIII—XIV вв., время правления династии Палеологов.

   Новый стиль, сформировавшийся в ХIII— XIV вв., проявился в том, что художники стали стремиться к оптическому единству образа. Они пытаются дать целостное пространственное построение, фигуры и архитектура у них неразрывно связаны. Изображаются драматические эпизоды и чисто жанровые детали. Это особенно характерно для изображений святых с клеймами. В клеймах (на полях иконы) размещаются сцены из жизни подвижников.

         Усиливается внимание к греческой учености. В XIV-XV вв. появляется плеяда ученых-гуманистов, идет сближение с итальянскими городами. Натиск турок-османов приводит к волнам греческой эмиграции в византийские города, а затем и города Италии. Среди беженцев много было преподавателей греческого языка, переводчиков, литераторов, юристов они стремились в итальянские земли, где усилилась тяга к греческой духовности.

     ХV век стал временем заката византийской культуры. Искусство Византии перестает существовать с гибелью византийской государственности, но остаются жить его художественные традиции. В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIX в.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Византийская культура - это один из этапов развития мировой культуры со своей спецификой и типологией. Определяющими факторами развития, которой были:

  • единство языка, этноса и религии (греческое этническое ядро, православие);
  • устойчивая государственность;
  • положение "моста" между Западом и Востоком;
  • наличие элементов восточных цивилизаций;
  • взаимопроникновение культур;
  • культурные контакты с Италией, особенно в XIII-XIV вв., зарождение Проторенессанса и создание предпосылок для развития гуманизма как общеевропейского явления;
  • доминанта греко-римской культурной основы;
  • различие между европейской и византийской культурами как результат обрядовых различий между католицизмом и православием.

 

        Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать “вторым Римом”, т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

 

 

 

Источники информации:

 

 

 

 

  1. Культурология. Учебник для вузов. /под ред. Н. Г. Багдасарьян. -М.: Высшая школа, 1998.
  2. Мамонтов С. П. Основы культурологии. -М. : ПРИОР, 2003
  3. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира. //Вопросы философии. -1983. -№7.
  4. Розин В. М. Культурология. Учебное пособие. -М.: ВЛАДОС, 2001 
    Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. Очерки. - М., 1976.
  5. Геруман Е. Византийское музыкознание. - Л., 1988.
  6. Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). - М., 1997.
  7. Культура Византии. В 3-х т. - М., 1984-1991.
  8. Удальцова З.В. Византийская культура. - М., 1988.
  9. Лихачев В.Д. Искусство Византии, М., 1981.

Информация о работе Культура Византии