Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:37, реферат
После распада в 395 г. Римской империи Восточная часть—Византия (Балканы, Малая Азия, Ближний Восток, Северная Африка) — избежала нашествия варваров и продолжала существовать в могуществе, славе и роскоши. Византия была не только самым богатым, но и наиболее культурным государством раннего средневековья. В Константинополе действовали юридическая, философская и высшая Патриаршая школы, работали историки и философы.
Введение...........................................................................................................................2
План
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………..……….......2
1.1. Социально-политическое устройство Византии……………………….2
1.2. Основные особенности византийской культуры…………………..… ..4
Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭТАПЫ, ХАРАКТЕР,
ДОСТЯЖЕНИЯ……………………………………………………………...7
2.1. Этапы развития византийской культуры……………………………...7
2.2. Культура Византии IV- VII вв…………………………………….........8
2.3. Расцвет культуры в X-XII вв.…………………………………………..9
1.архитектура ………………………………………………………..9
2.искусство………………………………………………………….11
3.книжная миниатюра……………………………………………...14
4.декоративно-прикладное искусство…………………………….15
5.образование……………………………………………………….18
6.литература………………………………………………………...18
2.4.Последний взлет византийской культуры……………………………18
Заключение……………………………………………………………………………19
Источники информации……………………………………………………………..20
Еще
одним шедевром византийского
классического стиля являются
сравнительно недавно открытые
мозаики южной галереи храма
св. Софии в Константинополе (XII
в.) Это, прежде всего
В XI—XII вв. наблюдается подъем и в искусстве иконописи. От этого периода сохранилось несколько прекрасных образцов византийских икон, преимущественно столичной школы живописи. Своеобразна и по сюжету, и по исполнению константинопольская икона XI в. из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. Представление о высоком уровне византийской иконописи дает икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Это необычайно человечный образ матери, предчувствующей будущую трагическую судьбу своего сына, что достигается скупыми и чрезвычайно точно найденными средствами, среди которых главную роль играет тонкая одухотворенная линия и мягкий приглушенный колорит. Владимирская икона — один из шедевров мировой живописи.
Впечатляет и другая византийская икона XII в. — Григорий Чудотворец — хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Суровое, аскетическое лицо Григория мужественно и спокойно, его взгляд глубок и сосредоточен.
Невозможно
перечислить в данном разделе
все иконописные памятники
в) Книжная миниатюра
Изумительного блеска и совершенства достигает константинопольская книжная миниатюра в XI и особенно в XII в. Тонкий, каллиграфически четкий орнамент, теплый, желтоватый фон пергамента, коричневые чернила, обилие золота в декоре, мягкая колористическая гамма миниатюр, классические пропорции фигур, легкость и непринужденность их поз — все это создает чарующее впечатление. Разумеется, в книжной миниатюре происходили те же сдвиги в стиле и интерпретации изображения, что и в монументальной живописи. В XII в. миниатюры книжных кодексов становятся особенно красочными, их декор дополняется введением архитектурных пейзажей, сложной орнаментикой, движения фигур становятся более порывистыми и экспрессивными, широко применяется золотой фон.
XI век был
периодом необычайного взлета
книжной иллюстрации. Центром
создания поистине
От XII в. сохранилось также достаточно большое число памятников византийской миниатюры, ныне они хранятся в библиотеках многих европейских стран, в том числе и в России. Среди них выделяется рукопись сочинений Монаха Якова (XII в.) с прекрасными миниатюрами. Особенно впечатляет многофигурная миниатюра «Вознесение Христа». Сцена Вознесения развертывается в колоннаде огромного византийского храма, увенчанного пятью куполами и отделанной мозаикой и разным камнем. Фигуры Марии и апостолов изображены в живых смятенных позах, фигура Христа помещены в медальон, уносимый в небеса ангелами. Высокое художественные качества и исключительное мастерство создателей этих памятников выдвигают их на видное место среди произведений книжной миниатюры средневековья.
г) Декоративно-прикладное искусство Византии
X-XII века — период
нового подъема византийского монументального
искусства и архитектуры — были ознаменованы
также расцветом прикладного искусства:
ювелирного дела, резьбы по кости и камню,
производства изделий из стекла, керамики
и художественных тканей. Художественное
творчество в Византии было подчинено
единой системе миропонимания, философско-религиозного
мировоззрения, единым эстетическим принципам.
Поэтому все виды искусств были тесно
связаны между собой единой системой художественных
ценностей, общностью сюжетов, стилистических
и композиционных принципов. Книжная миниатюра
и прикладное искусство так же подчинялись
этим общим законам, хотя в разной степени.
Их эволюция шла в русле качественных
изменений всей художественной системы
византийского общества.
Прикладное искусство в Византии,
помимо практических функций, имело часто
сакральное, репрезентативное, символическое
назначение. Отсюда высочайшие эстетические
требования, предъявляемые к искусству
малых форм. Церковная утварь, императорские
регалии, одежда церковных иерархов и
придворной знати, реликварии и ларцы
императоров и императриц, роскошные ювелирные
украшения, которые носили не только василиссы
и придворные дамы, но и императоры, высшие
чиновники, духовенство, — все эти украшения
часто становились недосягаемым образцом
для художников других стран.
В X-XII вв.
центром производства драгоценных изделий
прикладного искусства по-прежнему оставался
Константинополь. Изделия столичных мастеров
славились рафинированностью вкуса и
техническим совершенством. Предметы
роскоши украшали дворцы василевсов, особняки
и имения знати, интерьеры храмов. В это
время начинается рост провинциальных
городов, где не только подражают столичным
образцам, но и создают свои художественные
ценности (Фессалоника, Эфес, Коринф, Афины).
Произведения византийского прикладного
искусства высоко ценятся далеко за пределами
империи. Высочайшего уровня развития
достигла византийская торевтика — изготовление
художественных изделий из золота, серебра,
бронзы и других металлов. Предметы культа
— реликварии, лампады, паникадила, кованные
с рельефами врата храмов, складни с образцами
святых, оклады икон и книг и множество
видов церковной утвари были истинными
произведениями искусства. Огромное распространение
имели изделия из металла в быту императоров
и высшей византийской аристократии. Музыкальные
инструменты, ларцы, разнообразная посуда,
блюда, чаши, кубки из золота и серебра
составляли необходимую часть придворной
жизни империи и императорского дворца.
Рассвет
прикладного искусства в X—XII вв. был связан
с торжеством внешнего блеска, церемониала,
парадности, культа императора. Пышность
церемоний, утонченный придворный этикет,
праздничное великолепие, блеск и элегантность
придворной жизни, ритуал процессий, культовая
обрядность — происходившие в атмосфере
торжественности и блеска, несомненно,
подогревали особую любовь византийской
аристократии к изделиям из драгоценных
материалов, камням, блестящей утвари,
златотканым одеждам и роскошному убранству
дворцов и храмов. Чудесные произведения
прикладного искусства были в то же время
орудием политики и дипломатии — раздача
наград, дары храмам и монастырям, подкуп
правителей иностранных государств и
их послов, содействовали распространению
драгоценных произведений искусства византийских
мастеров далеко за границами империи.
Превосходным образцом византийской торевтики
является реликварий «Явление Ангела
женам-мироносицам» (XI-XII вв.) (Париж, Сен-Шапель).
Сложные орнаментальные мотивы в соединении
с христианскими сюжетами проникают в
украшение окладов икон и богослужебных
книг. Ковровые узоры лиственного орнамента,
пальметты, виноградные лозы часто сходны
с узором заставок иллюминованных рукописей.
На светских предметах — чашах, блюдах,
кубках — соседствуют библейские и античные
мотивы, сцены мифов и охоты, богатый орнамент.
Разумеется, была распространена и массовая
продукция из металла для широких слоев
населения Византийского государства.
Наряду с мозаиками, торевтикой и ювелирными
изделиями наиболее ярким проявления
византийского художественного гения
были перегородчатые эмали на золоте.
Утонченная линейная стилизация, полихромия,
блестящий золотой фон, чистота и яркость
локальных цветов, благородство колористических
сочетаний, одухотворенность образов
— вот характерные признаки византийских
эмалей, роднящие их с лучшими произведениями
монументальной живописи и книжной миниатюре.
Сохранилось немало шедевров высокого
искусства византийских эмальеров. Одно
из первых мест среди них принадлежит
знаменитой Пала д’Оро в ризнице собора
св. Марка в Венеции. Пала д’Оро представляет
собой запрестольный образ, состоящий
из 83 эмалевых золотых пластин византийского
происхождения. В центре находится изображение
Христа, на других эмалях имеются воспроизведения
библейских сюжетов, в частности портрет
василиссы Ирины, уже знакомой по мозаикам
Софии Константинопольской. Создавалось
это знаменитое произведение в разное
время, но лучшие эмали относятся к XII в.
Не меньшей известностью пользуются две
короны венгерских королей, подаренные
им византийскими императорами. Первая
из них — подарок императора Константина
IX Мономаха венгерскому королю Андрею
I (1047-1061). Корона состоит из семи золотых
с перегородчатой эмалью створок, на них
изображен Константин IX Мономах, стоящий
между своей супругой Зоей и ее сестрой
Феодорой. Форма короны совпадает с изображение
корон на головах императриц Зои и Ирины
на мозаиках Константинопольской Софии.
Фигуры танцовщиц и орнамент из стилизованных
птиц и растений, расположенные по сторонам
византийских правителей, свидетельствует
об устойчивом влиянии арабского искусства
на византийское художественное творчество
XI—XII вв. Другая корона создавалась в несколько
приемов. Первоначально это была диадема
с изображением Императора Михаила II Дуки
— дар жене венгерского короля Гейзы —
византийской процессе Синадене. Во второй
половине XII в. при венгерском короле Беле
III диадема была переделана в корону со
сферическим верхом. На византийских золотых
пластинах запечатлены Христос Пантократор,
император Михаил II Дука, его сын Константин
и венгерский король Гейза I (1074-1077). Обе
короны символизируют важную политическую
доктрину — византийский император предстает
здесь как сюзерен венгерских королей.
Прикладное искусство
Византии, подарившее миру столько прекрасных
шедевров, отражало вкусы, эстетические
представления и интересы различных социальных
слоев византийского общества. В своей
основе оно было более тесно связано с
народной культурой, зачастую питалось
образами и представлениями, порожденными
социальной психологией и широких кругов
населения империи. В месте с тем оно одновременно
подчинялась общим мировоззренческим
установкам и художественным канонам,
господствующим в византийском обществе.
Ремесленники, естественно, должны считаться
со вкусами знатных заказчиков, императорского
дворца, церкви. И все же прикладное искусство
смелее отходило от тематических и стилистических
штампов, черпая новые импульсы из народного
общественного сознания, из творчества
народных масс.
д)Образование
В IX по конец
XII вв. В Византии подавляющее
большинство населения не
е)Литература
Литература Византии долго сохраняла мифологические сюжеты, образы и имена богов греко-римского пантеона, вплетаемых в канву христианских сюжетов.
По мере усиления религиозного содержания литература к XII в. становится все более рассудочной, создается литературный канон, художник живет в выдуманном мире. Приключенческий жанр ("Исминий и Исмина") наполнен любовными историями, продажами в рабство, встречами с пиратами, коварными властителями заморских стран, благополучными соединениями любящих, сохранивших во всех перипетиях верность, любовь и невинность. В народе пользовались любовью басни и военные песни.
2.4.Последний взлет византийской культуры
Последний расцвет византийского искусства приходится на XIII—XIV вв., время правления династии Палеологов.
Новый стиль, сформировавшийся в ХIII— XIV вв., проявился в том, что художники стали стремиться к оптическому единству образа. Они пытаются дать целостное пространственное построение, фигуры и архитектура у них неразрывно связаны. Изображаются драматические эпизоды и чисто жанровые детали. Это особенно характерно для изображений святых с клеймами. В клеймах (на полях иконы) размещаются сцены из жизни подвижников.
Усиливается внимание к греческой учености. В XIV-XV вв. появляется плеяда ученых-гуманистов, идет сближение с итальянскими городами. Натиск турок-османов приводит к волнам греческой эмиграции в византийские города, а затем и города Италии. Среди беженцев много было преподавателей греческого языка, переводчиков, литераторов, юристов они стремились в итальянские земли, где усилилась тяга к греческой духовности.
ХV век стал временем заката византийской культуры. Искусство Византии перестает существовать с гибелью византийской государственности, но остаются жить его художественные традиции. В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIX в.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Византийская культура - это один из этапов развития мировой культуры со своей спецификой и типологией. Определяющими факторами развития, которой были:
Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать “вторым Римом”, т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.
Источники информации: