Культура Возрождения в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:23, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества феодального—к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в форме мануфактуры; Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда ется современное экспериментальное естествознание.

Содержание

Введение
1. Гуманизм. — ценностная основа
культуры Возрождения
2. Отношение к античной и средневековой культуре
3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.58 Кб (Скачать файл)

Культура Возрождения  в Западной Европе - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.    

Мордовский государственный  педагогический институт 
    имени М. Е. Евсевьева 
    Реферат 
    на тему : Культура Возрождения в Западной Европе 
    Выполнил : 
    студент 301 группы 
    ф-та Истории и права 
    Костин Е. М. 
    Проверил : Житаев В. Л. 
    Саранск 2002 
    План : 
    Введение 
    1. Гуманизм. — ценностная основа 
    культуры Возрождения 
    2. Отношение к античной и средневековой культуре 
    3. Особенности художественной культуры: 
    Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение 
    Список литературы 
    Введение:

Эпоха Возрождения рассматривается  исследователями западно-ев ропейской  культуры как переход от средних  веков к Новому Време ни, от общества феодального—к буржуазному. Наступает  перио первоначального накопления капитала. Появляются первые зачат  ки капиталистической промышленности в форме мануфактуры; Развивается  банковское дело, международная торговля. Зарожда ется современное экспериментальное  естествознание. Формируется научная  картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Га лилей обосновывают гелиоцентрический  взгляд на мир. Ренессанс (возрождение) —это эпоха великих открытий. Цивилизация  средних веков называлась морской, по скольку развивалась вокруг морей—Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и  другие первооткрыватели возвестили эру  оке анической цивилизации, в  которой главными путями мира стали  океанские дороги. Корабль Магеллана  совершил первое кругосвет ное путешествие. Два богатых континента западного  полушария бы ли открыты для освоения“старым  миром”. Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические  границы—в Италии ХIV-ХVI века, в других странах ХV-XVI века. Наивысшей точки  своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением — это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало  позднее Возрождение последних  десятилетий XVI века. 
 
    Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения

В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. Ьитапиз—человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э. '), который  называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит  единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы—в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается но вая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советни ками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде ний, независимость по отношению к авторитетам, смелый критичес кий дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманис тов не существует более иерархического общества, в котором чело век—только выразитель интересов сословия. Они выступают про тив всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гумани сты выражают требование исторической ситуации—формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он“отпущен на свободу” (Н. Бердяев). Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической карти не мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте  Алигьери (1265-1324)— “последний поэт средневековья и вме сте с  тем первый поэт Нового Времени” (Ф. Энгельс). Созданный Дан те в его  “Божественной комедии”великий  синтез поэзии, философии, теологии, науки  является одновременно итогом развития средневе ковой культуры и подступом  к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собствен ными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать“Божественную комедию”первым гимном достоинству  человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него— “величайшее  чудо”.

Эта позиция была развита  Франческо Петраркой (1304-1374), философом  и блестящим лирическим поэтом, который  считается ро доначальником гуманистического движения в Италии. Преклонени ем перед  человеком, его красотой, разумом  наполнена работа Джа ноццо Манетти (1396-1439)“О достоинстве и превосходстве  человека”. Трактат “О наслаждении”Лоренцо  Валла (1407-1457) утверж дает естественность земных радостей и чувственных наслаждений  человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении“О досто инстве человека”  проводит мысль о том, что человек  — творец своей судьбы, себя самого: “мы становимся тем, чем мы желаем быть Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, об ладает свободой действий, он сам  управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Но становление и расцвет  гуманизма глубоко противоречи  вы. Небывалого размаха достигает  наука, расцветает поэзия, ар хитектура, изобразительные искусства. Покровителями  искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отно шений  решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю  семейство Борджиа во главе с  самим папой Александ ром VII—убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим  талантом государственного деятеля. Из вестный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оп равдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь соче тать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем, По свидетельству современников, тиран  Сигизмунд Малатеста“и жестокости превзошёл всех варваров”, собственноручно  закалы вая свои жертвы. Но он же обладал  широкими познаниями в фило софии, среди  его придворных было немало гуманистов, а при об суждении произведений искусства  проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом юве лирного искусства.

Исследователи многократно  отмечали, что добро и зло пере плетались в эпоху Возрождения  самым причудливым образом”. Люди вышли из средневековья, высокий  идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в  свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные  страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не ос танавливаясь ни перед чем и не задумываясь  о последствиях” 
 
    2. Отношение к античной и средневековой культуре

В процессе формирования и  развития культура Возрождения опре деляет отношение к другим типам  культуры, к другим эпохам. Обра щение  к античному наследию выступает  важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление. прекрас-ного, гармонически развитого  человека были особенно близки евро пейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание  красоты как гармонии и меры, реалисти ческий язык пластических видов искусства  в отличие от средневеко вого символизма. Практическое, житейское мировосприятие древ них было более притягательным, разнообразным и доступным, чем  построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и I юэтов  Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и ис тории, древние— греческий  и латинский языки.

Восстановление античного  наследия и началось с изучения древних  языков. С конца XIII века гуманисты  начали активно изу чать греческий  язык, а на латинском языке— классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки —были  написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из первых исследо вателей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт от мечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма. Среди  четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской  речью.

Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли кол лекции древностей. Они стали  восстанавливать забытые труды  греческих и римских авторов, устанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая часть текс тов античных авторов, которыми располагает современная  наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в распростра нении  античного наследия сыграло изобретение  и распростране ние книгопечатания. Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими  открыть самого себя, “это не камни, дерево и бумага, а материал для  возведения памятника собственной  личности” Гуманисты проявляли  большой интерес и к античной филосо фии —натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание Платона было здесь  превращено почти в религиозный  культ. Таким образом, преемственная  связь Возрождения с античностью  очевидна. Каким же было отношение  гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственно предшествовала эпохе Воз рождения?

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее“варварской, грубой манерой”. И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения  формиро валась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отнашение ние  к теологии—теории религии. Лоренцо  Балла противопоставляй ет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, ко торый, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к  церкви и профессией нальным служителям католической церкви. Д. Бокаччо в“Декаме роне” высмеивает монахов, их ханжество, развращенность. У Данте в “Божественной комедии”даже главы католической церкви попа дают в ад. Сатира на служителей церкви, духовных лиц представле на в знаменитой книге Э. Роттердамского“Похвала глупости”. Счи тается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневс ковой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творчес кое развитие человека.

Однако, вся средневековая  культура с ее многолетней исто рией, прочными традициями не могла исчезнуть  бесследно. Она оказывала влияние  на культуру Возрождения, даже когда  это не осознавалось, А Ф. Лосев  справедливо отмечает, что“Возрожде ние, подобно юноше, бунтующему против своих родителей и ищу щему поддержку у дедов, было склонно  забывать обо всем, чем оно было обязано средневековью и преувеличивать значение ан тичности”.

Ренессанс не был полностью  светской культурой. Это эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодей ствия старого и  нового, богатство и разнообразие культурных эле ментов. В чем конкретно  проявлялось влияние средневековья  на культуру Возрождения?

Прежде всего отметим, что отрицание церкви еще не означало отрицание религии. Некоторые из деятелей Ренессанса (например, Э. Роттердамский) хотели примирить христианство с  античностью, призывали вернуться  к идеалам первоначального христианства. Другие (например, М. Фичино) пытались создать  некую новую, еди ную религию, свободную от национальных, этнических, культовых различий. Таким образом, делались попытки переосмыслить  рели гию, но не отказаться от нее. Ренессанс  не был безрелигиозной куль турой. Многие деятели Ренессанса были людьми верующими, и даже духовными лицами католической церкви. В искусстве Возрождения  влияние средневековой культуры обнаруживалось прежде всего в темах, сюжетах. Много произведе ний  было написано на библейские и религиозные  сюжеты. Немалая часть их предназначалась  для церквей, имела культовое  назначе ние. Можно сказать, что  искусство Возрождения было своеобраз  ным синтезом античной физической красоты  и христианской ду ховности. 
 
    3. Особенности художественной культуры: 
    Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение

Искусство в период Возрождения  было главным видом духовной де ятельности. Оно стало для людей Возрождения  тем, чем в средние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаи валась мысль, что  идеальный человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных  к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал  гармонически орга низованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены  все виды искусства.

Основные этапы и жанры  литературы эпохи Возрождения свя  заны с эволюцией гуманистических  концепций в периоды раннего, Высокого и позднего Возрождения. Для  литературы раннего Ренес санса  характерна новелла, особенно комическая (Бокаччо), с антифео дальной направленностью, прославляющей предприимчивую и  сво бодную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено рассветом  героической поэмы: в Италии—  Л. Пульчи, Ф. Берни, в Испании —Л. Камоэнса, авантюрно-рыцарская сюжетика которой по этизирует представление  Возрождения о человеке, рожденном  для великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторон ней  картиной общества и его героических идеалов в народной сказоч ной и философско-комической форме явилось произведение Рабле“Гаргантюа и Пантагрюэль”. В позднее Возрождение, характеризу ющееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивались пастораль ные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения—драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.

Прогрессивное гуманистическое  содержание культуры Воз рождения получило яркое выражение в театральном  искусстве, ис пытавшем значительное воздействие  античной драматургии. Его ха рактеризует  интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особенностя ми театрального искусства эпохи Возрождения  явилось развитие традиций народного  искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и  комических, поэтических и буффонно-пло  щадных элементов. Таков театр Италии, Испании, Англии. Высшим достижением  итальянского театра стала импровизационная коме дия дель арте (XVI в. ). Наибольшего  расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Шекспира.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет ха рактер чисто церковного искусства и испытывает влияние  народной музыки, проникаясь новым  гуманистическим мироощущением. По являются различные жанры светского  музыкального искусства -фроттала и  вилланелла в Италии, вильянсико в  Испании, баллада Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсемес ное распространение. Светские гуманистические устремления пра  никают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инстру ментальной музыки, выдвигаются национальные школы  исполняв ния на лютне, органе. Эпоха  Возрождения завершается появление  новых музыкальных жанров— сольных  песен, ораторий, оперы. Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал  Во рождения выразили архитектура, скульптура, живопись. Отмети что в системе  искусств в этот период происходит перемещение центов. Архитектура  перестала быть“дирижером” оркестра и кусств. На первый план выходит  живопись. И это не случайно. И—кусство  Возрождения стремилось познать  и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плам не было больше возможностей по сравнению с другими искусства  Наш соотечественник, замечательный  знаток итальянского Воз рождения П. Муратов писал об этом так: “Никогда человечество не было так беззаботно по отношению к причине вещей  и никогда оно было так чутко  к их явлениям. Мир дан человеку, и так как это—ма лый мир, то в нем драгоценно все, каждое движение нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчужина в уборе  женщины. Для глаза.... художника не было ничего малого и незначи тельного в зрелище жизни. Все составляло для него предмет позна ния”Другими  словами, жажда познания, которая  так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму  художе ственного познания. Но стремясь наиболее полно отразить все при  родные формы, художник обращается к  научному знанию. Тесная связь науки  и искусства—характерная черта  ренессансной культу ры. Занимаясь  художественным творчеством, художники  выходили через перспективу— в область  оптики и физики, через проблемы пропорций —в анатомию и математику и т. д. Это приводило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки  и искусства. Более того, некоторые  из них, например, Леонардо да Винчи, считали  искусство самой важной наукой, поскольку  искусство дает самое точно г  и безу пречное изображение жизни. Союз науки и искусства помог  искусст ву решить многие, очень  важные изобразительные проблемы. Выра батывается новая система художественного  видения мира, основан ная на доверии  к чувственным восприятиям человека, прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим—вот исходный принцип  художников Ренессанса. А мы видим  вещи не изолированно, а в един стве со средой, где они находятся. Среда пространственна; предметы, располагаясь в пространстве, видятся в сокращениях.

Информация о работе Культура Возрождения в Западной Европе