Культура Возрождения в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:23, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества феодального—к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в форме мануфактуры; Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда ется современное экспериментальное естествознание.

Содержание

Введение
1. Гуманизм. — ценностная основа
культуры Возрождения
2. Отношение к античной и средневековой культуре
3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.58 Кб (Скачать файл)

Художники Возрождения разрабатывают  принципы, откры вают законы прямой линейной перспективы. Создателями  теории перспективы были Брунеллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся  картина превращается как бы в  окно, через которое мы глядим в  мир. Пространство развива ется в  глубину плавно, неощутимо перетекая  из одного плана в дру гой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись про  странство, пейзаж, архитектуру. Соединение ученого и художника в одном  лице, в одной твор ческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невоз можным позднее. Мастеров Возрождения часто называют“титана  ми” , имея в виду их универсальность, “Это была эпоха, которая нуж далась в титанах и породила по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености”, —писал Ф. Энгельс (Маркс  К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 346). Леонарбо да Винчи (1452-1519) был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, мате матиком, анатомом, ботаником. Он наследовал почти все  сферы есте ствознания, предугадал многое, о чем в то время еще  не помышляли. Когда стали разбирать  его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX века. С восхищением писал о  Леонардо да Винчи Вазари: “.... Таланта.... было в нем столько и талант этот был таков, что к каким  бы трудностям его дух не обращался, он разрешал их с легкостью.... Его  помыслы и дерзания были всегда цар  ственны и великодушны, а слава  его имени так разрослась, что  ценим он был не только в свое время, но и после своей смерти”. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) —другой  великий ма стер эпохи Ренессанса, человек разносторонний, универсальный: скульптор, архитектор, художник, поэт. Поэзия была младшей из ми келанджеловских  муз. До нас дошло свыше 200 его  стихотворений. Рафаэль Санти (1483-1520) —не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) —  основатель и крупнейший пред ставитель  немецкого Возрождения, “северный  Леонардо да Винчи”, со здал несколько  десятков картин, более ста резцовых гравюр, около 250 гравюр на дереве, много  сотен рисунков, акварелей. Дюрер  был и теоре тиком искусства, первым в Германии создав труд о  перспективе и напи сав“Четыре книги  о пропорциях”. Эти примеры можно  было бы про должить. Таким образом, универсальность, разносторонность, творче ская одаренность была характерной  чертой мастеров Ренессанса.

Культура Возрождения  зародилась в Италии. Хронологически ита льянское Возрождение принято  делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение)—  вторая половина ХIII-ХIV вв. ; раннее Воз  рождение — XV в. ; Высокое Возрождение  — конец XV в. первая треть XVI в. ; позднее  Возрождение — конец XVI в. Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, визан  тийскими традициями. И даже в творчестве художников-новаторов нелегко провести четкую границу, отделяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают  с именем Джотто ди Боидоне (1266—1337). Художники Возрождения считали  его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло  ее развитие:

нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный  переход от плоскостных изображений  к объемным и рельефным.

Крупнейшие мастера Раннего  Возрождения —Ф. Брунеллес ки (1377-1446), Донателло (1386-2466), Вероккио (1436-1488), Мазач  чо (1401-1428), Мантенья (1431-1506), С. Боттичелли (1444-1510). Живопись этого периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. И это  не слу чайно. Мастера Раннего  Ренессанса стремились восстановить пред метность мира, который почти исчез  в средневековой живописи, подчеркивая  объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и строят сложные  многофигурные композиции. Однако они  ограничиваются главным образом  линейной перспекти, вой и почти  не замечают воздушной среды. И архитектурные  фоны в их картинах несколько похожи на чертеж. В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Воз  рождению, не кончается, а даже углубляется. Но к нему прибавляется нечто новое: . одухотворенность, психологизм, стремление к пере даче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается  воздушная перспекти ва, материальность форм достигается не только объемностью  и пла стикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения  полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Ми келанджело. Они олицетворяют главные, ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь. Понятие поздний  Ренессанс обычно применяется к  венециан скому Возрождению. Только Венеция в этот период (вторая полови на XVI в. ) оставалась самостоятельной, остальные итальянские кня жества утратили свою политическую независимость. Возрождение к Венеции имело  свои особенности. Она мало интересовалась учеными

изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс  имел другие истоки. Венеция издавна  поддерживала тесные торго вые связи  с Византией, арабским Востоком, торговала  с Индией. Пе реработав и готику, и восточная традиции, Венеция  выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая  живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера  Высокого и позднего Возрожде ния—это  Джорджоне (1477-1510), Тициан (1477-1576), Веронезе (1528-1588), Тинторетто(1518-1594).

Своеобразный характер имело  северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает  по отно шению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве се верного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религи озного чувства, символики, оно более условно  по форме, более арха ично, менее  знакомо с античностью.

Философской основой северного  Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существование  Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Поскольку пантеисты  считали, что в каждой частице  мира есть частица Бога, то делали вы вод: каждый кусочек природы достоин  изображения. Такие пред ставления  приводят к появлению пейзажа  как самостоятельного жанра. Немецкие художники—мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альт дорфер, Л. Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность. Второй жанр, который  получил развитие в искусстве  север ного Возрождения —это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный  с религиозным культом, возник в  Германии в последней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490-1530) стала временем его замечательного расцвета. Следует  зам -тить, что немецкий порт рет  отличался от портретной живописи итальянского Возрожде ния. Итальянские художники  в своем преклонении перед  челове ком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безраз личны  к красоте, для них главное— передать характер, добиться эмоциональной выразительности  образа, иногда —в ущерб идеа лу, в  ущерб красоте. Быть может в этом проявляются отголоски типичной для средневековья“эстетики безобразного”, где красота духовная могла таиться в безобразной внешности. В итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, в се верном— этическая. Крупнейшие мастера портретной живописи в Германии — А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший, в Нидерландах — Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции — Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ. Третий жанр, который возник и получил развитие прежде всего в Нидерландах — это бытовая картина. Крупнейший мастер жанровой живописи —Питер Брейгель-старший. Он писал досто верные сцены из крестьянской жизни и даже библейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Ни дерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрителя: чем больше ее разглядываешь, тем больше находишь там интерес ных вещей. Давая сравнительную характеристику итальянского и север ного Возрождения, следует выделить еще одно существенное разли чие между ними. Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепоще нию, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозно го совершенствования, обновления католической церкви и ее уче ния. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму. 
 
    ЛИТЕРАТУРА :

1. А. А. Радугин Философия  : курс лекций Изд-во Центр М. 1999 год

2. Баткин Л. М. Итальянское  Возрождение в поисках индивидуальности. М. , 1989.

3. Брагина Л. М. Итальянский  гуманизм. Этические учения ХIV-ХV  веков. М. , 1977.

4. Лазарев В. Н. Начало  раннего Возрождения в итальянском  искусстве. М. ,1979.

5. Эразм Роттердамский.  Философские произведения; М. , 1986. Эстетика  Ренессанса. В 2-х гг. М. , 1981.


Информация о работе Культура Возрождения в Западной Европе