Культура Греции классического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:14, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ культуры Древней Греции классического периода.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры — от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние греческой культуры по-прежнему сильно.

Содержание

Введение ..3

Особенности формирования греческой культуры классического периода ..4

Философия и наука ..8

Греческий театр и литература 13

Архитектура и искусство 17

Заключение 21

Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ..3 

Особенности формирования греческой культуры классического периода ..4

Философия и наука ..8

Греческий театр и литература 13

Архитектура и искусство 17

Заключение 21

Список  литературы 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Целью данного реферата является анализ культуры Древней Греции классического периода.

     Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  корни европейской культуры находятся  в Греции. Творческие достижения и  открытия греков наложили свой отпечаток  на все направления и формы  европейской культуры — от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние греческой культуры по-прежнему сильно.

     Во  всех сферах жизнедеятельности греческий  народ проявил свой творческий гений. Древние греки были глубокими  мыслителями и великолепными  спортсменами, отличными кулачными бойцами и воинами. Все черты творческого духа эллинов наложили отпечаток на все — архитектуру, живопись и литературу, философию и эстетику, этику и мифологию.

     В греческой культуре на первый план выходит личность. Такого взгляда  на человека мы не встречали ни в  одной из культур. Лишь греки осмыслили  эту категорию и тем самым  поставили перед человечеством  целый ряд важнейших проблем: личность и общество, добро и зло, любовь и ненависть, великодушие и месть, радость земного бытия и мрак царства теней, человек как равный среди богов.

     Еще в одной области культурной и  социальной жизни греки выступили  зачинателями, первопроходцами. Их города-полисы породили и передали следующим поколениям практический опыт демократии. Ни о  чем подобном в более ранних обществах  не могло быть и речи.  
 
 
 
 
 

Особенности формирования греческой  культуры.

     В V-IV вв. до н. э. греческая культура стала  одной из самых развитых систем древнего мира. Три важнейшие особенности  придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная  законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии); ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов Средиземноморья  и Европы. Можно указать на несколько  условий такого невиданного подъема.

     Культура  греков, прежде всего, создавалась на базе более динамичного способа  производства, рационально организованного  хозяйства. Греческая экономика  с товарным производством, построенная  на началах частной собственности, обеспечивала получение прибавочного продукта за счет более организованной и эффективной эксплуатации работников, создавала достаточные материальные возможности для культурного  творчества. Господствующий класс, состоящий  из собственников относительно небольших  поместий, мастерских, кораблей, должен был принимать деятельное участие  в организации производства, был  заинтересован в общем культурном прогрессе. Социальную основу полисной организации составляло среднее  гражданство, прежде всего зажиточные землевладельцы, которые вместе с  тем были полноправными гражданами и воинами. Эта активная в социально-политическом отношении категория гражданства  была больше готова к восприятию культурных ценностей, чем, например, бесправные общинники  в странах Древнего Востока.

     Процесс культурного творчества в разных полисах Греции имел свою степень  интенсивности, причем был более  плодотворным в государствах с демократическим  устройством. Отсутствие замкнутого слоя правящей, отделенной от основной массы гражданства бюрократии и наемной армии, концентрация власти в руках Народного собрания, ежегодно сменяемый и контролируемый аппарат управления, ополчение как основа военной организации порождали близость государственных институтов и основной массы гражданства, предполагали активное участие граждан в государственных делах, воспитание культурной и политически мыслящей личности. Постоянное участие в прениях, обсуждение законопроектов и решений в Народном собрании формировало политическое мышление гражданина, с одной стороны, а с другой - способствовало расцвету ораторского искусства. Не случайно именно в Греции V-IV вв. до н. э. появляются прославленные ораторы: Перикл, Клеон, знаменитый Демосфен.

     Развитию  греческой культуры способствовало отсутствие в стране могущественной жреческой организации, такой, например, как в странах Древнего Востока, где процесс культурного творчества был взят ею под контроль. Характер греческой религии, простота культовых  обрядов, проведение главных религиозных  церемоний выборными магистратами исключали возможность складывания  разветвленной и влиятельной  жреческой корпорации. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения  и всей культуры. В этом же направлении  действовал и еще один важный фактор: довольно широкое распространение  грамотности, т. е. умения писать и читать, грекам были доступны замечательные  произведения историков, философов, драматургов, писателей. Широкое распространение  грамотности характерно для демократических  государств, предполагающих политическую активность рядовых граждан, их участие  в выборах, голосованиях, составлении  решений, знакомстве с документами  государственной важности. Именно возможность  чтения и компетентного суждения о прочитанном была важным стимулом для творчества греческих мыслителей.

     Одним из непременных условий формирования греческой культуры являются особенности  ее природного окружения. В целом  природные условия оказались  на том этапе исторической жизни  довольно благоприятными для расцвета греческой культуры. И дело не в  том, что греческая природа очень щедра к человеку и легко предоставляет ему все блага, а в том, что она побуждала людей к труду, требовала от них трудолюбия как необходимого условия существования. Холмистый рельеф, среднего плодородия земля, поросшая цепким кустарником, в классический период греческой истории стала приносить щедрые урожаи винограда, маслин, фруктов, овощей, а в ряде областей - и зерновых потому, что грекам пришлось расчистить от деревьев и кустарников посевные площади, взрыхлить и удобрить каменистую землю, ввести новые агротехнические приемы, вывести новые сорта. На территории Балканской Греции много полезных ископаемых: железной и медной руды, высококачественной глины, строительного известняка и мрамора, серебра и золота. Однако они лежат глубоко в земле и, чтобы добыть их и использовать в производстве, нужно было прорубить глубокие шахты, провести от них разветвленные штреки, а все это требовало знаний, сметливости, трудолюбия, веры в созидательные силы человека.

     Невозможно  представить себе греческую природу  без моря. Море играло огромную роль в жизни и отдельных людей, и почти всех греческих полисов. Береговая линия южной части  Балканского полуострова изрезана многочисленными бухтами, заливами, гаванями. Эгейское море усеяно сотней крупных и мелких островов. В море греки ловили рыбу и моллюсков  для употребления в пищу, по морским  путям устанавливали связи между  разными, даже дальними полисами, с  прибрежными местными племенами. Море защищало от противника, и море сближало народы, морские связи не только обеспечивали получение продовольствия и сырья, но и способствовали взаимообогащению, обмену культурными достижениями. Греки  овладели морем, оно стало частью их жизни, быта, культуры. Но чтобы овладеть капризной и могучей стихией, нужно было проявить отвагу, иметь  специальные знания, приноровиться  к капризам морских течений и  ветров, разработать приемы кораблевождения, нужны были новые типы судов, которые  могли бы пуститься в далекое  плавание.

     Глубокий  эстетизм греческой культуры в значительной степени был порожден красотой окружающей природы. В Балканской Греции, этой небольшой стране с невысокими горами, расчленяющими территорию на множество  маленьких долин, покрытых зеленью  спускающихся с гор лесных массивов, и бесконечным морем, можно видеть уравновешенное сочетание разных типов  ландшафта и разнообразных природных  красок горных вершин, зеленых долин, синего моря, голубого неба. Для мировоззрения  древнего грека классического времени, для всей греческой культуры характерно тонкое чувство природы, заложенной в ней соразмерности и естественной гармонии, которое по-разному было реализовано в музыке, философии, архитектуре, скульптуре, литературе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Философия и наука

  V в. до н.э. был временем дальнейшего  развития греческой науки и  философии, которые по-прежнему  оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические теории и публицистика.

  В V в. до н.э. материалистическая философия  в Древней Греции развивалась  исключительно плодотворно.

  Наиболее  выдающийся философ классического  этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н.э. ) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет случайность пересекает дороги жизней Платона и Сократа. Таким образом Сократ становится учителем Аристотеля. После того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару, после чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые создает академию.

  До  нашего времени дошла информация о 35 философских трудах 
Платона, большинство из которых были изложены в форме диалога.

  Вершиной  и основой всего он считал идеи. Материальный мир - лишь производная, тень мира идей. Лишь идеи могут быть вечными. Идеи - есть истинное бытие, а реальные вещи - это бытие кажущиеся.Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и материи.

  Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает у Платона  как вторичное, несущественное. Истинное познание - это познание, проникающее в мир идей - познание разумное.

  Душа  вспоминает идеи, с которыми она  встречалась и которые она  познала в то время, когда еще  не соединилась с телом, душа бессмертна.

  Другой  выдающийся ученый этого периода - Аристотель (384-322 гг. до н.э.).Он оставил после себя 150 трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные группы:

  1. Онтология (наука о сущем): " Метафизика "

  2. Труды по общей философии, проблемах природы и естествознания:

  " Физика ", " О небе ", " Метеорология "

  3. Политические, эстетические трактаты: " Политика ", " Риторика ", "Поэтика "

  4. Работы по логике и методологии: " Органон "

  Основой всякого бытия Аристотель считает  первую материю. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она основа бытия, ее нельзя отождествлять с бытием или считать его основной частью. Далее следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень между первой материей и миром, который мы чувственно воспринимаем. Все реальные вещи являются соединением материи и образов или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и формы. По Аристотелю - движение - это переход от возможного к действительности т.е. движение универсально. Основа всякого явления - некая причина.

  Аристотель  также затрагивал темы логики, противоречия, космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также очень высоко ценил искусство.

  Представитель рабовладельческой демократии философ  Эмпедокл 
(ок.483-423 гг. до н.э.) из сицилийского города Акраганта выдвинул положение о том, что все состоит из качественно различных и количественно делимых элементов или, как он их называет "корней". Этими "корнями" являются: огонь, воздух, вода и земля. Его современник Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен, долгое время живший в Афинах и друг Перикла, считал, что все существующие тела состоят из мельчайших, подобных им частиц.

  Таким образом, Эмпедокл, а в особенности  Анаксагор, пытались изучить структуру  материи.

  Наивысшего  развития механистический материализм  в классический период достиг в учении Левкиппа (ок. 500-440 гг. до н.э.) из Милета и 
Демокрита (460-370 гг. до н.э.) из Адберы. Оба философа были идеологами рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своего времени.

  Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в дальнейшем успешно  разрабатывал Демокрит. По этой теории все состоит из пустоты и движущихся атомов, бесконечно малых, неделимых материальных частиц, различных по форме и размерам. Земля представлялась Демокриту плоским диском, носящимся в воздухе, вокруг которого вращаются светила. Вся органическая и психическая жизнь объясняется им чисто материальными процессами.

  Атомистический  материализм Левкиппа и Демокрита  оказал огромное и плодотворное влияние  на научно-философскую мысль последующих  времен.

  Усложнение  общественных отношений в связи  с быстрым развитием рабовладения и социальным расслоением свободных  заставило значительную часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание на изучение деятельности человека. Накопление разнообразных знаний, с другой стороны, требовало их систематизации. Вплотную этими вопросами занялись философы-софисты ( так назывались странствующие учителя, обучавшие за плату красноречию и другим наукам). Появление их в значительной мере было связано с политическим развитием демократических полисов, с тем, чтобы граждане должны были владеть ораторским искусством.

Информация о работе Культура Греции классического периода