Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 23:27, реферат
Культура народа неразрывно связано с его историей. Ее становление,
последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами,
которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее
государственности, политической и духовной жизни общества.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. История возникновения древней Руси………………………………….7
ГЛАВА II. Фольклор……………………………………………………………..…10
ГЛАВА III.Письменность, литература………..…………………………………..12
ГЛАВА IV. Архитектура…………………………………………………..……..…17
ГЛАВА V. Живопись………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………..…24
Список использованной литературы………………………………….………..….26
Вполне
устойчивый характер имело на Руси
земледелие. Охота, рыболовство, бортничество
играли подчиненную роль в хозяйстве,
развивались в основном под воздействием
торговых отношений с другими народами.
Благодаря быстрому росту городов развивалось
ремесло. К концу периода древности на
Руси было около 300 городов. Расцветало
металлургическое производство, более
всего направленное на изготовление оружия
и военных доспехов. Распространялось
и ювелирное ремесло. Была освоена различная
техника изготовлении ювелирных изделий:
ковка, чеканка, в том числе и рельефная,
позолота, инкрустация, зернь, скань, эмаль.
Широкое развитие получили обработка
дерева, строительное дело. Мастера на
Руси были знакомы и с иконописным делом,
были среди них книжные писцы, косторезы.
В связи с тем что на Руси важнейшими путями
сообщения являлись реки и озера, осваивалось
производство легких речных судов с низкой
осадкой ладей, челнов, стругов. Истинного
мастерства русские люди добивались, когда
делали что-нибудь для других, а не для
себя, когда работали "на показ", стремясь
кого-нибудь превзойти, перещеголять.
ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОР
Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы.
Обрядовый фольклор,
в котором отражаются языческие
представления древних славян о природе,
был тесно связан с календарными и некалендарными
праздниками. Праздновали встречу зимы
- коляду и проводы зимы - масленицу.
Праздник красной горки и радуницы означал
встречу весны, которую провожали на семик.
Были летние праздники - русалии и Купала,
осенние - обжинок и др. Кроме того, определенным
обрядом обставлялись свадьбы, похороны.
Эти и
другие события сопровождались специально
к тому приуроченными песнями и плясками,
гаданиями и заклинаниями. Существовали
на Руси сказки, предания, легенды. В сказках
о вещей деве, о бабе-яге, видно стремление
людей силой слова, заговора, заклинаний
повлиять на стихийные, враждебные людям
силы природы. В то же время в них выражалась
мечта о хорошей, счастливой жизни. Отсюда
сказки о ковре-самолете, скатерти-самобранке,
о чудесной прялке и др. Сказочные мотивы
нашли свое отражение и в летописном материале,
в памятниках житийной литературы, в различных
литературных сочинениях.Большинство
легенд имеет религиозный характер и трактует
вопросы о сотворении мира, крещении Руси.
Однако есть и легенды другого, светского
содержания. К числу таких относятся предания
о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди
и основании Киева, сказания об Олеге и
его смерти, о мести Ольги древлянам, о
призвании варягов на Русь и др.Среди памятников
устного творчества особое место занимают
былины, известные в народе под названием
<старинок>. К числу былин, возникших
в Древней Руси можно отнести былины о
борьбе Добрыни со змеем, о Добрыне-свате,
об Алеше Поповиче и Тугарине, о Соловье-разбойнике,
целый цикл былин об Илье Муромце, Микуле
Селяниновиче и др.Наиболее ранние былины
о князе Вольге Святославиче во многом
переплетались с языческим мировоззрением.
Это образ князя-кудесника, искусного
охотника, хитреца и оборотня.
Большинство
же былинных сюжетов связано со временем
Владимира Святославича как времени единства
Русской земли, времени успешной борьбы
Руси со своими врагами. Владимир в народных
представлениях как бы олицетворял собой
образ <хорошего> князя, окруженного
богатырями, готовыми постоять за обиженных
людей и за всю Русскую землю против ее
врагов. Есть версия, что прототипом для
былинного Добрыни был дядя Владимира
Святославича - воевода Добрыня, имя которого
упоминается в связи с женитьбой князя
на полоцкой княжне Рогнеде.Этот сюжет
воплотился в былинный рассказ о Добрыне-свате,
добывающем для князя прекрасную Апраксию-королевичну.
В былине о борьбе Добрыни со змеем отразилась
борьба Руси с внешними врагами. В сознании
людей змей был воплощением злой силы,
и победа над ним символизировала победу
Руси над еенедругами.Одним из самых любимых
народом былинных героев был Илья Муромец,
<сын крестьянский>. В нем - все лучшие
черты русских богатырей. Наряду с образом
богатыря-воина русская былина воспевает
и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.
В нем воплощены мечты народа о мирном,
радостном и благодатном труде. Не ратными
подвигами прославил он себя, а трудом
на земле русской.Несколько позже, в начале
XIII в., оформляются былинные сюжеты об
Алеше Поповиче. В них отразились события
разных времен, объединенные общей идеей
борьбы Руси с иноземными захватчиками.Возникновение
былинного эпоса в Древнерусском государстве
было не случайным явлением. Если Былины
создавались как историческиепроизведения.
В них в синтезированном виде отражалось
представление народа о князе и его власти,
о дружине и ее ратных делах, о богатырях-героях,отвечавших
идеалам народа. Характерно, что одно из
главных мест в былинах занимает идея
борьбы народа за свою независимость.
Былины проникнуты духом патриотизма
и гордостью за свою родину.Устное, фольклорное
творчество Руси, сформировавшееся задолго
до появления письменности, оказало большое
влияние на развитие древнерусской литературы.Литературные
письменные памятники не просто использовали
богатейший материал народного творчества,
но и восприняли в определенной степени
его формы, поэтический стиль, языковую
традицию.
ГЛАВА
III. ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА
Долгое время существовало мнение, что
письмо на Русь пришло вместе с
христианством, с церковными книгами и
молитвами. Однако это не совсем верное
утверждение. Есть свидетельство о существовании
славянской письменности задолго до христианизации
Руси. В 1949 г. советский археолог Д. В. Авдусин
во время раскопок под Смоленском нашел
глиняный сосуд, относящийся к началу
X в., на котором было написано <горушна>
(пряность). Это означало, что уже в это
время в восточнославянской среде бытовало
письмо, существовал
алфавит. Об этом же говорит и свидетельство
византийского дипломата и
славянского просветителя Кирилла. Во
время отбывания в Херсонесе в 60-е годы
IX в. он познакомился с Евангелием, написанным
славянскими буквами. В
дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий
стали основоположниками славянской
азбуки, кириллицы, которая, видимо, в какой-то
части основывалась на
принципах славянского письма, существовавшего
у восточных, южных и западных славян задолго
до их христианизации.
Все рукописи до середины XIV в. писались
на пергаменте - телячьей коже
особой выделки. Писали чернилами и киноварью,
используя гусиные перья. Текст подавался
в одну строку без слогораздела, часто
встречавшиеся слова
сокращались под так называемыми титлами.
Почерк ХI - ХIII вв. в науке носит
название устава в силу своего четкого,
торжественного характера. Тип
древнерусской книги - объемная рукопись,
составленная из тетрадей, сшитых в
деревянный переплет, обтянутый тисненой
кожей. Уже в ХI веке на Руси
появляются роскошные книги с киноварными
буквами и художественными
миниатюрами. Переплет их оковывался золотом
или серебром, украшался жемчугом, драгоценными
камнями, финифтью.
Древнейшей русской рукописью, сохранившейся
до наших дней, считается
Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по
заказу новгородского боярина
Остромира. Настоящим шедевром является
Изборник Святослава 1073 г. Это
сборник переводных нравоучительных рассуждений,
написанный на больших листах пергамента
и богато украшенный. Производство книг
в те времена было очень трудоемко, книги
считались большой ценностью.
Вся древнерусская литература делится
на две части: переводную и
оригинальную. Переводная литература
появилась на Руси с принятием
христианства и оказала определенное
влияние на развитие всей древнерусской
литературы. Первоначально, в своей основе,
переводная литература была тесным образом
связана с чисто церковными интересами.
Это вызывалось практическими задачами
отправления служб в русских церквах и
монастырях. Переводили, как правило, церковную
классику - Священное Писание и произведения
раннехристианских отцов Церкви IV - VI вв.:
Иоанна Златоуста, Василия
Великого, Григория Нисского, Кирилла
Иерусалимского. Русские переводчики
творчески подходили к созданию своего
текста, делали вставки в текст,
приспосабливая произведения к потребностям
русской действительности.
Знакома была Русь и с переводными
произведениями житийной литературы.
Жития появились как форма прославления
различных деяний святых. В них ставились
и разрешались вопросы христианской морали,
монашеской жизни, борьбы с ересями, подробно
разбиралось учение о конце мира, описывались
жизнь и подвиги деятелей церкви.
Известное распространение на Руси наряду с каноническими, так называемыми <истинными> книгами, получили апокрифические, т.е. <ложные>, <отреченные>, <тайные> сочинения, не признававшиеся христианской церковью. Апокрифы, корнями своими восходящие к античной мифологии, дохристианской и восточной
религиям,
фольклору и эллинистической философии,
как бы дополняли
канонические христианские книги своей
трактовкой вопроса о происхождении
мира, об истории человечества, о жизни,
природе, о загробном мире. Среди
апокрифов этого времени большое распространение
имел отрывок из <Деяний
апостолов> (Петра, Андрея и др.), рассказывающий
о сказочных путешествиях, а также <Хождение
богородицы по мукам> - о конце мира и
о загробной жизни.
Апокрифическая литература на Руси получала
дальнейшее развитие, в сочинения добавлялись
примеры, взятые из русской истории, памятников
устного творчества, главным образом легенд
и преданий.
Долгое время господствовало мнение, что
письменность на Руси была уделом церковников
и представителей высшей феодальной знати.
Однако в 1951 году новгородские раскопки
А.В. Арциховского дали ценнейший материал
по истории русской письменности. Были
найдены берестяные грамоты, часть которых
относится к XI - XII вв. Раскопки последующих
лет показали, что ученые
столкнулись со своеобразным <архивом>
частных писем, бесхитростно
повествующих о повседневной жизни новгородских
людей. Не имея возможности писать на пергаменте,
который был сравнительно редок и дорог,
простые люди использовали для письма
бересту, на внутренней, мягкой стороне
которой
острым предметом (костяным или металлическим)
писался текст. Найденные
берестяные грамоты свидетельствовали
о широком распространении грамотности
среди простых людей: крестьян, ремесленников,
мелких торговцев.
О развитии письменности
говорят и эпиграфические памятники, т.е.
надписи,
сделанные на камне, дереве, металле и
других твердых материалах, а также так
называемые надписи граффити, сделанные
на штукатурке соборов в Новгороде, Киеве,
Галиче и других городах.
Все это говорит о широком распространении письменности на Руси. Грамотные люди не были редким исключением. Существовали специальные школы, учрежденные для распространения грамотности. Школы были двух видов. В одних, при монастырях, готовили церковнослужителей. В них преподавали чтение, письмо, счет, пение, богословие. Школы высшего типа давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике. Но, очевидно, самым распространенным было индивидуальное обучение. Распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек.
Первые оригинальные древнерусские сочинения относятся к концу XI - началу XII века. Среди них такие выдающиеся памятники, как <Повесть временных лет>, <Сказание о Борисе и Глебе>, <Житие Феодосия Печорского>, <Слово о законе и благодати>. Жанровое разнообразие древнерусской литературы невелико: летописание, житие и слово.
Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение многих веков. Под летописями, как отмечал М.Н. Тихомиров, <понимается особый вид исторического повествования, разделенного по годам>.
Преимущественно летописанием на Руси
занимались монахи, прошедшие
специальную подготовку. Летописи составлялись
по поручению князя, игумена
или епископа, иногда по личной инициативе.
О времени возникновения
летописания в науке нет единого мнения,
хотя все исследователи признают, что
дошедшие до нас летописи являются сводами,
в состав которых вошли более
ранние летописные своды. Самая известная
древнерусская летопись носит
название <Повесть временных лет>. Она
подводит итог историческим,
политическим, религиозным воззрениям,
сложившимся к концу XI - началу XII
века. Этот летописный свод отличает сочетание
собственно погодных записей с
памятниками иных жанров и даже документами.
В <Повесть временных лет>
вставлены тексты договоров с Византией,
предания о возникновении
Киево-Печерского монастыря, изложение
священной истории в форме рассказа
<философа>, побуждавшего князя Владимира
к принятию христианского
вероисповедания, и т. д. Автором повести
считается монах Киево-Печерского
монастыря Нестор. Написана повесть около
1113 г. Поставив перед собой задачу
выяснить, <откуда есть пошла Руская
земля>, Нестор показал русскую историю
на фоне мировой истории, дал широкую и
полную картину жизни Древней Руси. Не
ограничивая себя узкими рамками киевской
истории, он включает в летопись
известия новгородские, суздальские, черниговские,
переяславские и других
русских земель. Это придает <Повести
временных лет> характер общерусского
свода. По словам академика Д.С. Лихачева,
эта летопись является не просто
собранием фактов русской истории, а цельной
литературно изложенной историей Руси.
Другой распространенный жанр древнерусской
литературы - житие,
представляющее жизнеописания знаменитых
епископов, патриархов, монахов - основателей
монастырей, реже биографии светских,
но только тех, которые
считались Церковью святыми. Составление
житий требовало соблюдения
определенных правил и стиля изложения.
К ним относятся неторопливое
повествование в третьем лице, композиционное
соблюдение трех частей:
вступления, собственно жития и заключения.
Первые жития посвящены
христианским мученикам - князьям братьям
Борису и Глебу и игуменье Феодосии.
К жанру красноречия, расцвет
которого приходится на XII век, относятся
речи,
называвшиеся в старину поучениями и словами.
Термином <слово> писатели
называли и торжественную речь митрополита
Иллариона, и воинскую повесть.
Поучения преследовали практические цели
назидания, информации, полемики.
Ярким образцом этого жанра является <Поучение
Владимира Мономаха> (1096),
где автор дает своим сыновьям ряд моральных
наставлений, в назидание, выписав
для них цитаты из Священного Писания.
Однако очень скоро эта морализирующая
тема, заданная церковной традицией, перерастает
в политическое завещание, в урок сыновьям,
как княжить, управлять государством.
Кончается <Поучение> автобиографией
князя.