Культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 23:27, реферат

Краткое описание

Культура народа неразрывно связано с его историей. Ее становление,
последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами,
которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее
государственности, политической и духовной жизни общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. История возникновения древней Руси………………………………….7
ГЛАВА II. Фольклор……………………………………………………………..…10

ГЛАВА III.Письменность, литература………..…………………………………..12

ГЛАВА IV. Архитектура…………………………………………………..……..…17

ГЛАВА V. Живопись………………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………..…24

Список использованной литературы………………………………….………..….26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории культуры.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

     Широкое распространение в Древней Руси имели произведения станковой 
живописи - иконы. И хотя до нашего времени сохранилось их немного, они дают представление, как о сюжетах, так и о характере живописи.

     Иконы писались на дереве (сухих, в течение нескольких лет выдержанных 
досках). На деревянную основу наклеивалась поволока (холст), на нее 
накладывался левкас (слой мела), по которому писали красками. Древние, 
особенно большие иконы, обычно были украшены золотым фоном, на котором 
выступали немногие крупные фигуры. Линейная перспектива отсутствовала, и это указывало на то, что образ существовал вне суетной, временной реальности. В русской иконописи важное место занимают образы Святых воинов – мучеников, в том числе и русских князей Бориса и Глеба.

     Среди древнейших икон выделяется икона <Владимирская Богоматерь> 
византийского происхождения. Она многократно подновлялась и реставрировалась и практически от живописи XII в. сохранились только лица богоматери и 
младенца. Икона эта была широко известна на Руси. Она полна нежной лирики, 
мягкости и глубины чувств. Образ <Владимирской Богоматери> послужил основой для возникновения на Руси целого ряда икон на эту же тему, получивших название <Умиление>. Так, самая ранняя из сохранившихся икон Владимиро – Суздальской земли - <Боголюбская Богоматерь> (XII в.) очень близка стилистически к иконе <Владимирской Богоматери>.

     Памятником большого художественного значения является икона, известная под именем <Богоматерь Великая Панагия>, иногда называемая Орантой, создание, которой приписывается русскому мастеру Алимпию.

     Уже в XI веке строгая аскетическая манера византийской иконописи 
превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, 
хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. 
     Таким образом, в живописи Древней Руси многое было заимствовано из 
византийской художественной традиции, но, по сравнению с византийским, 
русское искусство гораздо демократичнее. В нем настойчивее пробивается 
народная струя, его формы менее отвлеченны и более полнокровны, воплощаемые им идеалы утратили византийскую строгость и суровость. Ослабление 
аскетического начала выразилось в усилении яркости радостных, звонких 
красок, в смягчении ритма линий, в умиленности добрых ликов, в интимизации образа божества.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
     Высокий уровень культуры, достигнутый в Древнерусском государстве, опирался на длительный предшествующий процесс развития культуры восточных славян. 
     Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, 
архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием 
языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и 
представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. 
    Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, 
особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, 
школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом, 
связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных 
истоков русской культуры. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

     Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и 
народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют 
феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к 
монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, 
цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало 
в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение 
пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим 
господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже 
облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие 
черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря 
на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая 
русская культура X - начала XIII в. Монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам надолго прервали это единство. Именно свободное личное чувство является залогом дальнейшего существования русской культуры. Для подлинного освобождения чувства должна умереть идея абсолютной зависимости культуры от государства и его учреждений. Лишь с отказом от этой идеи может наступить, образно, говоря, воскресение культуры России, а значит, и самой России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Алешковский М.Х. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в древней Руси. – М., 1971.
  2. Афанасьева Ю.Н. Феномен советской историографии. – М., 1996.
  3. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов. – М., 2004.
  4. Выжлецова Н.Е. Проблема первоначала русской культуры в советской историографии. – СПб., 2000
  5. Данилов В.П. Современная российская историография: в чём выход из кризиса? // Новая и новейшая история. – 1993.
  6. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д., 2004.
  7. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001.
  8. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. – М., 1977.
  9. Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 1977.
  10. Лихачёв Д.С. Повесть временных лет (историко-литературный очерк). – СПб., 1996.
  11. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1979.
  12. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974.
  13. Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. – М., 1984.
  14. Приселков М.Д. История русского летописания XI-XV вв. – М., 1998.
  15. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. – М., 1984.
  16. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. – М., 1993.
  17. Рябова З.А. Культура Киевской Руси. – М., 1993.
  18. Сапунов Б.В. Книга в России XI – XIII вв. – М.-Л., 1978.
  19. Советская историография / Под ред. Ю.Н. Афанасьева. – М., 1996.
  20. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. – М., 1972.
  21. Тихомиров М.Н. Русское летописание. – М., 1979.
  22. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – М., 1995.
  23. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времён до 1917 года. – М., 1993.
  24. Шаповалова А.И. Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.
  25. Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV – XVI вв. – М.-Л., 1938.
 
 

 
 

Информация о работе Культура Древней Руси