Культура России 20-начала 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

В ХХ столетии Россия прошла сложный путь исторического развития, который всецело отразился на состоянии отечественной культуры. Особого осмысления в этой связи требует вопрос о предпосылках и качестве коренных изменений, происходивших в общественном сознании минимум дважды: в 1917 г. и в период перестройки. Неоднозначно прочитываются в истории отечественной культуры 20-е и 60-е годы. Это было время перемен, общественного подъема, ожидания, новизны во всем.

Вложенные файлы: 1 файл

К У Л Ь Т У Р А Р О С С И И 1.docx

— 30.60 Кб (Скачать файл)

К У Л Ь Т  У Р А  Р О С С И И 

ХХ – начала ХХI века

      В  ХХ столетии Россия прошла сложный путь исторического развития, который всецело отразился на состоянии отечественной культуры. Особого осмысления  в этой связи требует вопрос о предпосылках и качестве коренных изменений, происходивших в общественном сознании минимум дважды: в 1917 г. и в период перестройки. Неоднозначно прочитываются в истории отечественной культуры 20-е и 60-е годы. Это было время перемен, общественного подъема, ожидания, новизны во всем.

      В динамике  культурного процесса мы сталкиваемся  со своеобразным колебательным  движением. Точками высшего напряжения  творческих усилий народа были  революционные эпохи, безжалостно  уничтожавшие старый порядок,  отжившие стереотипы культуры. Более  спокойные фазы культурного развития, годы созидательного труда –  30, 50, 70-е годы. Культурное брожение  в годы нэпа и «оттепели»  являлось преддверием перемен  либо их отголоском. Постсоветскую  фазу культурной эволюции общества вполне можно квалифицировать как кризис.

      Прежде  всего, об этом свидетельствует  сфера искусства, наиболее чутко  реагирующая на едва заметные  изменения в жизни. именно современный  кризис искусства демонстрирует  разрушение чувственной формы  нашей живописи, скульптуры, музыки, литературы, драматургии и архитектуры.  Он проявляется в дезинтеграции,  хаотичности, эклектичности, примитивизации  и иррационализации различных  видов искусства.

      Нельзя  не видеть многочисленных фактов, подтверждающих тезис о примитивизации  эстетических вкусов, сопровождающейся  иррационализацией мышления.

      Актуальность  данной темы определяется продолжающимся  кризисом российской культуры, необходимостью  её тщательного анализа и поиска  путей выхода из кризисного  состояния.

      Целью моей  работы является исследование  и сопоставление русской культуры  начала ХХ века, советской культуры  и современного этапа развития  российской культуры. В связи  с этим мне представляется  необходимым рассмотреть: 

- достижения русской культуры  начала ХХ века;

- характерные черты и  особенности развития культуры  в СССР;

- специфику развития российской  культуры конца ХХ- начала ХХI веков.

      ХХ век  ни в одной национальной культуре  не дал такого взлета, как в  России.  А.Ахматова, А.Блок, А.Белый,  Н.Гумилев, О.Мандельштам, Б.Пастернак,  В.Маяковский, М.Цветаева. Все они  взращены серебряным веком русской  культуры.

      Лидером  старшего поколения символизма  был Д.Мережковский. Его символизм окрашен в цвета единства интеллигенции, разрыва её с народом и появлением грядущего хама.

      Прорыв  к реальности совершили младосимволисты  А.Блок, А.Белый. на неантичной  акмеической почве возникло целое  соцветие талантов и прежде  всего А.Ахматова, Н.Гумилев. Особое  место занимает русский авангард. Это прежде всего В.Кандинский, К.Малевич, П.Филонов, М.Шагал. 

      Особую  роль в развитии русской культуры  сыграл «Мир искусства» - организация,  возникшая в 1898 г. И объединившая  мастеров самой высокой художественной  культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники – А.Бенуа, К.Сомов, М.Врубель, В.Серов, К.Коровин, И.Левитан, Н.Рерих, Б.Кустодиев, К. Петров-Водкин и др. Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С.Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии – импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов».

      Благодаря  деятельности Дягилева русское  искусство получает широкое международное  признание. Организованные им  «Русские сезоны» в Париже  относятся к числу этапных  событий в истории отечественной  музыки, живописи, оперного и балетного  искусства. В 1906 г. парижанам  была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания, настоящий триумф русского искусства. В следующем году Париж мог познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1906 г. здесь с исключительным успехом выступал наш гениальный певец Ф.Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». С 1909 г. В Париже начались «Русские сезоны» балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912г.).

      С «Русскими  сезонами» связан расцвет творчества  многих деятелей в области  музыки, живописи и танца. Одним  из крупнейших новаторов русского  балета начала ХХ в. Был М.Фокин,  который утверждал драматургию  как идейную основу балетного  спектакля и стремился путем  «содружества танца, музыки и  живописи» к созданию психологически содержательного и правдивого образа.

      Я убежден,  что этот период справедливо  называют «Серебряным веком»  русской культуры, который предвосхитил  многие  культурные искания ХХ  века. Серебряный век – это  сложный, противоречивый взлет,  каких очень мало в мировой  культуре.

      Главной  социокультурной  составляющей  эпохи 1917 – 1927 годов стала культурная революция. Это процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей. Это была государственная политика, направленная на разрыв с традициями культурного прошлого. Основным ее достижением стала ликвидация безграмотности среди населения РСФСР.

      После событий  октября 1917 года советская культура  уничтожила культуру дворянства  в результате революции и гражданской  войны и культуру крестьянства  в результате политики раскулачивания  деревни. Культура пролетариата  к моменту уничтожения этих  двух культур еще не сложилась.

      Культура 20-х  годов отличалась плюрализмом.  Н.Бухарин и А.Луначарский были склонны к диалогу культур. В полном расцвете находилась культура инакомыслия: А.Блок, А.Белый, И.Бунин, А.Ахматова, Н.Гумилев, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин и др. Иное дело 30-50-е годы. Именно в этот период складывается культура тоталитаризма. Всякое инакомыслие подавлялось.

      Для достижения  главной цели построения социализма  были поставлены следующие задачи:

  1. Культурная революция, включающая ликвидацию безграмотности, создание системы высших учебных заведений, НИИ, библиотек, театров, подготовку кадров, обеспечивающих потребности системы управления и производства.
  2. Создание мощного корпуса отечественных ученых, инженеров, специалистов, обеспечивающих стране научно-технический и интеллектуальный потенциал, сопоставимый с потенциалом самых развитых индустриальных стран.
  3. Технологическая модернизация, обеспечивающая возможность быстрого переоснащения вооруженных сил и создание материально-технической базы молодой советской республики.

        В результате культурной революции и урбанизации, совершенных в рекордно короткие сроки, и мощной перекачки населения из деревни в город возникла неустойчивая, динамически неравновесная гибридная культура. Её основными признаками являлись черты фабричной системы: 1) стандартизация, 2) планомерность, 3) массовость, 4) широкая регламентация деятельности, 5) трудовая дисциплина, 6) организация по военному образцу.

       Эта  система превращала человека  в механизм, подлежащий дроблению,  манипуляции, была подкреплена  преклонением перед государственностью  и нетребовательностью к жестким  правовым ограничениям деятельности  общественных институтов.

       30 –  е годы – время трагических  противоречий и величайших достижений  советской культуры одновременно. В этот период был основан  и новый механизм советского  искусства – социалистический  реализм, который требовал от  художника правдивого, исторически  конкретного изображения действительности  в сочетании воспитания трудящихся  в духе социализма. Все другие  направления были объявлены вне  закона, независимые группировки  художников были упразднены. Год спустя в Ленинграде умер Казимир Малевич, - глава и идейный вдохновитель авангарда. Картины авангардистской живописи больше не выставлялись, имена художников не упоминались. То, что к тому времени попало в музеи, было спрятано в хранилища, куда был закрыт доступ не только публике, но и большинству музейных работников. К творческому наследию авангардистов установилось официальное отношение не как к искусству, а как к хламу, не достойному внимания.

      По моему  мнению, именно тоталитаризм в культуре породил социокультурную мифологию. Она стала базой советской массовой культуры. Её черты – доступность, вульгаризация любого явления истории или современности, двухмерность и двухцветность взгляда на мир, обожествление вождя, героизация населения, псевдооптимизм, упрощенная форма для полуграмотной массы.

         Вместе с тем в рамках социалистического  реализма создали свои произведения  М.Горький, М.Шолохов, А.Фадеев, А.Толстой,  Н.Островский и др. Широкую известность  получило музыкальное творчество  Д.Шостаковича и Н.Мясковского,  братьев Покрасс. Подлинными шедеврами  киноискусства стали фильмы Эйзенштейна,  Пудовкина, Довженко.

       Культура 60-х годов получила название  оттепели. К этому времени фабричная  система достигла своего предельного  расширения и начала модифицировать. С другой стороны, социальное  неравенство не стало нормой жизни. Все это создало советский либерализм. Начало оттепели связывают с появлением в 1954 году повести И.Эренбурга, а окончание – с политическими процессами над С.Синявским и Ю.Даниэлем (февраль 1966г.)

       Пьесы  Розова, книги В.Аксенова и А.Гладина,  стихи Е.Евтушенко и А.Вознесенского,  кинофильмы М.Хуциева стали нравственно-политической  позицией «шестидесятников», отвергших  Сталина и человека-винтика. Началом  переворота в сознании стали  рассказы А.Солженицына «Один  день Ивана Денисовича», «Матренин  двор» и др. Они стали набатом,  обращенным к народной совести.  Центрами инакомыслия стали театральные  коллективы «Современника» и  «Таганки».

       Культура 70 -80 годов ХХ века в СССР  сохранила многие черты, свойственные  культуре предшествующего периода, но приобрела и свои собственные, вытекающие из особенностей времени. Пережив хрущевскую оттепель, получив возможность ближе знакомиться с мировой культурой, многие в СССР стали задумываться над путями дальнейшего развития культуры. Реально стало существование официальной и неофициальной, диссидентской культуры. Это находило выражение в двух противоречивых тенденциях в литературе и искусстве. С одной стороны, обращение к революционной романтике, попытки найти там моральную опору; с другой, - все больше появлялись настроения безысходности, безнадежности, попытки найти идеал в экзотических вероучениях, увлечение христианством. Официальная культура становилась более догматичной, утрачивала стремление к поиску, обновлению. Особенно это нашло отражение в борьбе чиновников от культуры с теми произведениями, которые по их мнению не соответствовали эталонам.

       Вместе  с тем и 70 – 80 гг. обогатили  русскую культуру. Так называемые  «деревенщики» В.Распутин, В.Астафьев, Б.Носов талантливо осмыслили  проблемы русского народа.

       Современная  российская культура переживает  сложный период. Снова сталкиваются  две полярные точки зрения. Первая  исходит из принципа – нечего  изобретать уже открытое, нужно  учиться у Запада. Согласно второй, - россияне должны идти по особому  пути, опыт Запада для нас чужероден.

      С начала 90-х годов в обществе возникли  и новые реалии культурной  жизни. В условиях свободно  формирующегося рынка зарубежная  культурная продукция значительно  потеснила отечественную. Следствием  стало резкое снижение качества  и количества российской продукции.  Исчезла целая отрасль культуры  – кинотеатр. Это определило  перенастройку общественного сознания  на индивидуальный лад. Глубоко  развившаяся социальная апатия  сказалась на падении посещаемости  и других традиционных зрелищных  мест: театров, концертных залов,  художественных выставок. Молодое  поколение, поставленное иностранной  кинопродукцией вне традиционных  духовно-нравственных ориентиров, все глубже впитывает чужие образцы. Насаждаемый с экранов идеал сильной, удачливой, всепобеждающей личности, идущей напролом во имя своих целей, глубоко чужероден национальному сознанию с его сострадательностью,  всетерпимостью, отзывчивостью, добротой. Это углубляет пропасть между поколениями, делает невозможным понимание молодежи и стариков.  Большую и серьезную проблему представляет стихийное массовое распространение в стране религиозных сектантских группировок, которые затягивают в свои сети подрастающее поколение, вырывая его с корнями из родной почвы. Все это дополняется резким усилением неравномерности доступа к потреблению культурных благ, особенно отрицательно сказывающейся на процессе образования подрастающего поколения.

Информация о работе Культура России 20-начала 21 века