Культура России 20-начала 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

В ХХ столетии Россия прошла сложный путь исторического развития, который всецело отразился на состоянии отечественной культуры. Особого осмысления в этой связи требует вопрос о предпосылках и качестве коренных изменений, происходивших в общественном сознании минимум дважды: в 1917 г. и в период перестройки. Неоднозначно прочитываются в истории отечественной культуры 20-е и 60-е годы. Это было время перемен, общественного подъема, ожидания, новизны во всем.

Вложенные файлы: 1 файл

К У Л Ь Т У Р А Р О С С И И 1.docx

— 30.60 Кб (Скачать файл)

       Каждая  эпоха имеет свою культуру. ХХ  век войдет в историю как  век постмодернистской культуры. В ХХ веке изменились люди, вернее их мировосприятие. Известный  философ Ортега-и-Гассет попытался выделить основные параметры искусства ХХ века. Он пришел к выводу, что таковыми являются дегуманизация, отказ от изображения «живых форм», превращение творчества в игру, тяготение к иронии, отказ признать существование чего-то, лежащего за пределами нашего опыта.

       Негативное  отношение к прошлому, к классике, к традициям – норма для  культуры постмодерна. Поэтому  не случайно создаваемая столетиями  гуманистическая и рационалистическая  культура оказалась вдруг ненужной; она стала восприниматься как бунт против существовавших традиций. Отказавшись от традиций, постмодерн пошел на крайности: стёр имена и даты, смешал стили и времена, превратил текст в шизофреническое произведение, начал играть с языком вне правил грамматики и стилистики, смешал и уровнял святое и греховное, высокое и низкое.

     Для культуры  постмодернизма характерно отсутствие  каких бы то ни было единых, объединяющих всё человечество  принципов. Вместо ищущего истину, добро и красоту человека приходит индивид, ни к чему не стремящийся, не ищущий, со слепой и случайной судьбой. В искусстве постмодернизма делается попытка связать элементы элитарной и массовой культуры в новый тип культуры конца 2-го – начала 3-го тысячелетия. Появляется массовое коммерческое кино и телепродукция, детективная литература и любовные романы.

     К концу  ХХ века постмодернизм вошёл  в сферы бытия. Это, например, индустрия моды, темпы изменения  которой часто превосходят разум;  спорт. Где результаты давно  уже перестали быть «человекоразмерными»; музыкальные ритмы, темпоральная  частота которых, помноженная  на невероятно высокий уровень  децибел, делает их несоизмеримыми  с ритмами не только человеческого  тела, но и Космоса в целом.  Особые изменения происходят  в культурном пространстве, связанном с телом и его потребностями. Появляется технология «body building”: культуристика, пластическая хирургия, с помощью которой изменяют фигуру, цвет глаз, кожу и даже пол.

     Стремительный  рост средств массовой коммуникации  способствовал развитию так называемой  «массовой культуры». В отличие  от официальной культуры, подчиненной государству, «массовая культура» свободно и осознанно пропагандирует нейтральность, натуральное насилие, секс и развлекательность.

     Неоязычество, по другому я назвать это  не могу, конца ХХ века воспроизвело  весь набор ритуальных действий, придав им современную форму:  кровавые жертвоприношения, физическое  насилие, освещение эротики и  секса. Можно утверждать, что «язычество»  знает человека в той его  части, что «ниже сердца». Сердце, дух, душа, интеллект – эти  атрибуты христианской культуры  ныне воспринимаются как что-то  далёкое и странное. Ночные эротические,  порнографические телепрограммы  взяли на себя функцию организаторов  массовых оргий, восхваляющих  случайные интимные связи.  Неоязыческий характер культуры ХХ – начала ХХІ вв. проявляется во всех видах искусства.

     В то же время нельзя не видеть огромного вклада русской культуры ХХ – начала ХХІ вв. в мировую культуру. Во всем мире известны имена выдающихся деятелей советского и постсоветского периодов кинорежиссера А.Тарковского, режиссера Ю.Любимова, писателей В.Распутина, А.Солженицына, В.Астафьева, поэта И.Бродского, музыканта В.Растроповича, композитора А.Шнитке, певца Д.Хворостовского и певицы Г.Вишневской, артистов балета Г.Улановой, М.Плисецкой, Е.Максимовой, В.Васильева и М.Лиепы. Мировое признание получили балетмейстер Ю.Григорович, скрипачи Д.Ойстрах и Л.Коган, пианисты С.Рихтер и Э.Гилельс. И этот список можно было бы продолжать и продолжать.

     Многие политологи, социологи, культурологи отмечают  противоречия, связанные с формированием  новой глобально (планетарной)  цивилизации. В 20-х годах ХХ века Питирим Сорокин дав великолепную характеристику противоречивости этого процесса, представляющего собою смену типов культуры: «Все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис… Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань… Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живём, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца всё ещё освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – людей будущего. Самобытная, сложная противоречивая культура России в этих условиях дает надежду на духовное возрождение нашего общества, возрождение, основанное на традиционно русских культурных корнях.


Информация о работе Культура России 20-начала 21 века