Культура Эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Особое место эпохи, охватывающей конец 17-18 вв., отразилось в полученных ею эпитетах <<Век разума>>,<<Эпоха просвещения>>. Просвещение- необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью ,осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..2
1.Отличительные черты эпохи просвещения…………………………………….3
2.Искусство в XVIII веке Рококо и сентиментализм……………………………11
3.Тестовое задание…………………………………………………………………………….19
4.Заключение………………………………………………………………………………………20
5.Список используемой литературы…………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 63.20 Кб (Скачать файл)

 выдвинул  ультиматум принцу-архиепископу Трирскому, заявляя что Франция объявит ему войну, если в его владениях не будет запрещена

деятельность  эмигрантов. Четырнадцатого декабря 1791г. король объявил

об этом ультиматуме  Законодательному собранию и был  встречен аплодисментами. Принц-архиепископ  подчинился.

В этом ультиматуме  не было ничего революционного, так  как в XVIII в. было

само собой  разумеется, что война, то есть организованное использование

вооруженных сил одного государства против другого, оправдана с точки

зрения государственных  интересов. Тем не менее, когда граф де Верженн,

последний предреволюционный  министр иностранных дел Людовика XVI,

подписал  в 1786г. торговый договор с Британией, а в 1787г. договор с Россией, он категорично заявил: <<Время завоеваний прошло>> .,а в августе

1791 г. Национальное  собрание приняло <<Декларацию мира всему миру>>-

в то время, когда некоторые иностранные  враги Революции, например шведский король Густав II, уже проповедовали крестовый поход.

 

Революция привела  к краху старого порядка и  утверждению во Франции нового, более  «демократичного и прогрессивного»  общества. Однако говоря о достигнутых  целях и жертвах революции, многие историки склоняются к выводу, что  те же цели могли быть достигнуты и  без такого огромного количества жертв. Как указывает американский историк Р. Палмер, распространённой является точка зрения о том, что «спустя полвека после 1789 г. … условия во Франции были бы такими же и в том случае, если бы никакой революции не произошло». Алексис Токвиль писал, что крах Старого порядка произошёл бы и без всякой революции, но только постепенно. Пьер Губер отмечал, что многие пережитки Старого порядка остались и после революции и вновь расцвели под властью Бурбонов, установившейся начиная с 1815 г.

 

Революция привела  к огромным жертвам. По оценкам, с 1789 по 1815 гг. только от революционного террора во Франции погибло до 2 миллиона гражданских лиц, и ещё в войнах погибло до 2 миллиона солдат и офицеров. Таким образом, только в революционных битвах и войнах погибло 7,5 % населения Франции (в 1790 г. население составляло 27 282 000), не считая умерших за эти годы от голода и эпидемий. К концу эпохи Наполеона во Франции почти не осталось взрослых мужчин, способных воевать.

 

В то же время  ряд авторов указывает, что революция  принесла народу Франции освобождение от тяжёлого гнёта, чего невозможно было достичь иным путем. Сбалансированный» взгляд на революцию рассматривает её как большую трагедию в истории Франции, но вместе с тем неизбежную, вытекавшую из остроты классовых противоречий и накопившихся экономических и политических проблем.

 

<<Просвещение  и его основополагающие идеи>>.

 

Просвещение - идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма.

В узком смысле слова термин <<просвещение >> понимается как

такая антифеодальная и объективно-буржуазная идеология, которая

доказывает, что преобразование феодализма и  основание нового общества

возможно  лишь мирным путем, с помощью реформ и просвещения, откуда

и происходит сам термин. В широком смысле слова  термин понимается

как синоним  антифеодальной, прогрессивной идеологии  периода

становления капитализма и в нем выделяются революционное и

мирное направление.

 

Крупнейшие  представители Просвещения в  конце 17-начала 18в.

Англия

Франция

Германия

 Иеремия Бентам

Жан-Жак Руссо

Христиан Вольф

 Томас Гоббс

Вольтер

Г. Лейбниц

 Бернард Мандевиль

Дени Дидро

И. Кант

Дж . Толанд

Шарль Луи Монтескье 

Г. Э. Лессинг

 Джон Локк

П.А. Гольбах

Ф. Шиллер


 

На протяжении всего развития просвещения в центре рассуждений его

идеологов находилось понятие <<разум>>. Разум, в представлении

просветителей, дает человеку понимание как общественного  устройства,

так и самого себя. И то, и другое можно изменить к лучшему, можно

усовершенствовать. В Философии просвещения разум обрел исключительно

динамический  характер, он воплотил в себе принцип  и саму способность

к безостановочному движению познания. В его образе делался

акцент на на бесконечность движения и неугасающее стремление

к истине.

Честь одному из вдохновителей в эпоху Просвещения по праву принадлежит

Вольтеру- великому французскому мыслителю и литератору. Определяя

политическую  свободу он писал, что  <<свобода состоит  в том, чтобы

зависеть  только от законов>>. И именно существование свободы обеспечивается наличием в стране <<хороших законов>>. Подчеркивая

важность  свободы, мыслитель отстаивал принципы веротерпимости и свободы слова, отмечая что <<нет у людей никакой свободы, без свободы

высказывать свои мысли.>>

П. Гольбах  считал что сущность гражданского общества состоит в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их

стремлению  к счастью. Необходимость удовлетворять  свои потребности

заставляет  людей объединяться, заключая договор  с обществом. Сами же

условия общественного  договора учитывают интересы  как  гражданина, так

и общества в целом. Долг общества состоит в  том, чтобы обеспечить своим 

членам счастливую жизнь, но при этом сами граждане должны служить 

общественным  интересам, отдавать обществу все свои способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство в  XVIII в. Рококо и сентиментализм.

Художественное  искусство XVIII в. кажется странно не соответствующим

Идеологии Просвещения. Развитие философских  идей  шло  по пути революционного пересмотра основных ценностей, а искусство было

мирным, уютным, гедонистическим. Расхождение между  философией и

искусством  на первый взгляд нарушает целостность  эпохи. Кажется,

Просвещение шло своим путем, а искусство-своим. Но искусство нельзя

Рассматривать как прямую иллюстрацию господствующих в обществе идей.

У искусства  свои способы взаимодействия с новыми формами мировоззрения. Иллюстрирование  просветительских идей создавало

не самое  ценное в художественном отношении  искусство. Да и те немногие

художники, драматурги, архитекторы, которые непосредственно  откликались

на революционные  идеи Просвещения и создавали  <<революционные

формы>> в искусстве, появились в самый канун Великой Французской

революции. В общем комплексе  настроений эпохи Просвещения ощущалось

гуманистическое начало. Искусство тоже включилось в общие мечтания о 

естественном  состоянии человека в естественной среде. В противовес

господству  застывших классических форм оно  искало живые формы. В

живописи  видно стремление к непринужденности. На смену величественным музыкальным  произведениям, рассчитанным на слушание

в церкви, пришло камерное музицирование, живые интонации и мелодии.

Развивалось садово-парковое искусство естественных английских парков.

Архитектура XVIII в. Более чем когда-либо сосредоточилась на соединении

с природной  ландшафтной средой и в загородных дворцовых ансамблях, и

в градостроительных  новациях, примеры которых хорошо известны по площадям городов Франции, Англии, Италии и России. На сцене  произошел

постепенный переход от условностей и патетики классицистического театра

к естественной игре актеров. Стремление к радости, ощущение прозрения и

освобождения, чувство неиисчерпаемости человеческого духа, стихии жизни

заметны в  лучших произведениях искусства  XVIII в., принадлежащих к самым

разным стилевым направлениям.

Кроме общепринятых в Европе стилей- барокко и классицизма- в XVIII в.

появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличии 

от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного

языка. Во Франции ярче и последовательнее, чем где-либо, развивался

стиль Рококо-от французского слова  <<Рокайль>> - раковина, прихотливость

и причудливость  форм которой и дала название стилю. Рококо- стилевая

система исключительно  светской культуры, оставившая свой след в искусстве. Рококо зародилось в  сфере французской аристократии.

Рокайльная живопись и скульптура сохраняла тесную связь с архитектурным

оформлением интерьера и поэтому имела  декоративный характер. Это 

интимное  искусство, рассчитанное на украшение  досуга частного человека,

избегало  обращения к драматическим сюжетам, носило откровенно гедонистический  характер. Плоскость стены разбивалась  зеркалами и декоративным панно  в асимметричном причудливом  обрамлении, состоящем из завитков- ни одной прямой линии, ни одного прямого

угла. Искусство  Рококо строилось на асимметрии.

Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков ,инкрустациями , узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии,

выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами,

внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной.

Основоположником  рококо в живописи можно считать  Антуана Ватто

(1684-1721) –  придворного живописца, любимца  короля и маркизы Помпадур. Ватто наполовину создал, наполовину блестяще истолковал

вкусы эпохи. Он изображал искусственный прелестный мир театра и

любовных  похождений в сказочной обстановке. Герои Ватто –хорошенькие

живые актрисы  в широких шелковых платьях, франты с томными движениями, амуры, резвящиеся в воздухе. Искусство Ватто открывало мир

человеческих  чувств. Оно освободилось от напыщенности барокко и отчасти

реабилитировало естественные чувства, что было в  духе времени.

Искусство Рококо принесло с собой не только жеманство, оно освободилось

от риторической напыщенности классицизма и обратилось к естественным

чувствам  человека. Сила Ватто в том, что  и в царстве мечты он изображал 

реальные  переживания и чувства человека.

Не все  художники, называвшие себя его учениками, обладали этой

глубиной  чувств. После смерти Ватто его  место при дворе занял Франсуа  Буше(1704-1770). Очень искусный мастер, он много работал в области

декоративной  живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по

фарфору. Слава  его быстро росла, произведения усердно  раскупались.

Его мифологические и пасторальные сюжеты очень подходили  к убранству

рокайльных апартаментов. Буше первый ввел в моду небольшие рисунки

и эскизы, которые  раньше художники хранили только для себя. В 

произведениях Буше манерность и эротизм эпохи Рококо выразились

с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-материалисты.

Его упрекали за недостаток того, что он не пытался  изображать,- за недостаток правды жизни.

Просветители  призывали художников заняться изображением быта

третьего  сословия. Выразителями этого жанра  стали Жан Батист Симеон

Шарден и  Жан Батист Грез. Это мирные по своему складу художники,

изображающие  натюрморты, уютные жанровые сцены, добронравных

матерей семейств. С трудом верится, что шарденовские женщины

(<<Молитва перед обедом>>,<<Прачка>>,<<Женщина, моющая кастрюли>>)-

Современницы  моделей Буше, но именно они представляли подлинную

Францию тех  лет. Шардена никогда не тянуло к  мифологическим и историческим сюжетам. Художника занимают окружающие его  обыкновенные сцены. В его произведениях  выступает домашняя сторона

XVIII века. Шарден открыл незнакомую прежде область натюрморта-мир

домашних  вещей, окружающих человека. Он пишет  медные баки и глиняные

миски с такой  же тщательностью и любовью, как  придворные портретисты

кружева на камзолах аристократов. И в жанровой живописи Шарден

прославляет уют домашнего быта без патетики и ненужных эффектов,

руководствуясь  в своем мастерстве тем же чувством меры и порядка,

которые были жизненным кредо буржуазии.

Выразителем классицизма в живописи стал Жан  Луи Давид(1748-1825).

Его картина  << Клятва Горациев>>, стала боевым знаменем новых эстетических взглядов. Сюжет из истории Рима (братья Горации дают отцу

клятву верности долгу и готовности сражаться  с врагами) стал выражением

республиканских взглядов в революционной Франции. Популярность Давида

была необыкновенной. С 1792 г. он-депутат, а потом и президент Конвента.

Давид пишет  воззвания, всюду твердит о том, что искусство рука об руку

должно идти с народным просвещением, должно возбуждать патриотизм,

возвышать и  очищать человеческую душу. Он занимался национализацией

произведений  искусств и превращения Лувра  в национальный музей. Конвент заказывал  ему картины, сюжеты которых могли  бы поднять патриотический дух Республики. Давид не брал за них денег, как  например

за изображение  смерти депутата Лепеллетье де Сен-Фаржо. К разряду

подобных  композиций принадлежит, может быть, лучшая его картина

<<Убийство Марата Шарлоттой Корде>>. Художник точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке зажато письмо-прошение,

с которым к нему и проникла Шарлотта Корде. Линейная графика и скульптурная трактовка форм делает картину Давида чисто классицистическим произведением. Логические, ясные композиции, резкий

Информация о работе Культура Эпохи Просвещения