Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, контрольная работа
Особое место эпохи, охватывающей конец 17-18 вв., отразилось в полученных ею эпитетах <<Век разума>>,<<Эпоха просвещения>>. Просвещение- необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью ,осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.
Введение……………………………………………………………………………………………..2
1.Отличительные черты эпохи просвещения…………………………………….3
2.Искусство в XVIII веке Рококо и сентиментализм……………………………11
3.Тестовое задание…………………………………………………………………………….19
4.Заключение………………………………………………………………………………………20
5.Список используемой литературы…………………………………………………..21
выдвинул ультиматум принцу-архиепископу Трирскому, заявляя что Франция объявит ему войну, если в его владениях не будет запрещена
деятельность эмигрантов. Четырнадцатого декабря 1791г. король объявил
об этом ультиматуме Законодательному собранию и был встречен аплодисментами. Принц-архиепископ подчинился.
В этом ультиматуме не было ничего революционного, так как в XVIII в. было
само собой разумеется, что война, то есть организованное использование
вооруженных сил одного государства против другого, оправдана с точки
зрения государственных интересов. Тем не менее, когда граф де Верженн,
последний предреволюционный
министр иностранных дел
подписал в 1786г. торговый договор с Британией, а в 1787г. договор с Россией, он категорично заявил: <<Время завоеваний прошло>> .,а в августе
1791 г. Национальное собрание приняло <<Декларацию мира всему миру>>-
в то время, когда некоторые иностранные враги Революции, например шведский король Густав II, уже проповедовали крестовый поход.
Революция привела
к краху старого порядка и
утверждению во Франции нового, более
«демократичного и
Революция привела к огромным жертвам. По оценкам, с 1789 по 1815 гг. только от революционного террора во Франции погибло до 2 миллиона гражданских лиц, и ещё в войнах погибло до 2 миллиона солдат и офицеров. Таким образом, только в революционных битвах и войнах погибло 7,5 % населения Франции (в 1790 г. население составляло 27 282 000), не считая умерших за эти годы от голода и эпидемий. К концу эпохи Наполеона во Франции почти не осталось взрослых мужчин, способных воевать.
В то же время ряд авторов указывает, что революция принесла народу Франции освобождение от тяжёлого гнёта, чего невозможно было достичь иным путем. Сбалансированный» взгляд на революцию рассматривает её как большую трагедию в истории Франции, но вместе с тем неизбежную, вытекавшую из остроты классовых противоречий и накопившихся экономических и политических проблем.
<<Просвещение и его основополагающие идеи>>.
Просвещение - идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма.
В узком смысле слова термин <<просвещение >> понимается как
такая антифеодальная и объективно-буржуазная идеология, которая
доказывает, что преобразование феодализма и основание нового общества
возможно лишь мирным путем, с помощью реформ и просвещения, откуда
и происходит сам термин. В широком смысле слова термин понимается
как синоним антифеодальной, прогрессивной идеологии периода
становления капитализма и в нем выделяются революционное и
мирное направление.
Крупнейшие представители Просвещения в конце 17-начала 18в.
Англия |
Франция |
Германия |
Иеремия Бентам |
Жан-Жак Руссо |
Христиан Вольф |
Томас Гоббс |
Вольтер |
Г. Лейбниц |
Бернард Мандевиль |
Дени Дидро |
И. Кант |
Дж . Толанд |
Шарль Луи Монтескье |
Г. Э. Лессинг |
Джон Локк |
П.А. Гольбах |
Ф. Шиллер |
На протяжении всего развития просвещения в центре рассуждений его
идеологов находилось понятие <<разум>>. Разум, в представлении
просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства,
так и самого себя. И то, и другое можно изменить к лучшему, можно
усовершенствовать. В Философии просвещения разум обрел исключительно
динамический характер, он воплотил в себе принцип и саму способность
к безостановочному движению познания. В его образе делался
акцент на на бесконечность движения и неугасающее стремление
к истине.
Честь одному из вдохновителей в эпоху Просвещения по праву принадлежит
Вольтеру- великому французскому мыслителю и литератору. Определяя
политическую свободу он писал, что <<свобода состоит в том, чтобы
зависеть только от законов>>. И именно существование свободы обеспечивается наличием в стране <<хороших законов>>. Подчеркивая
важность свободы, мыслитель отстаивал принципы веротерпимости и свободы слова, отмечая что <<нет у людей никакой свободы, без свободы
высказывать свои мысли.>>
П. Гольбах считал что сущность гражданского общества состоит в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их
стремлению к счастью. Необходимость удовлетворять свои потребности
заставляет людей объединяться, заключая договор с обществом. Сами же
условия общественного договора учитывают интересы как гражданина, так
и общества в целом. Долг общества состоит в том, чтобы обеспечить своим
членам счастливую жизнь, но при этом сами граждане должны служить
общественным интересам, отдавать обществу все свои способности.
Искусство в XVIII в. Рококо и сентиментализм.
Художественное искусство XVIII в. кажется странно не соответствующим
Идеологии Просвещения. Развитие философских идей шло по пути революционного пересмотра основных ценностей, а искусство было
мирным, уютным, гедонистическим. Расхождение между философией и
искусством на первый взгляд нарушает целостность эпохи. Кажется,
Просвещение шло своим путем, а искусство-своим. Но искусство нельзя
Рассматривать как прямую иллюстрацию господствующих в обществе идей.
У искусства свои способы взаимодействия с новыми формами мировоззрения. Иллюстрирование просветительских идей создавало
не самое ценное в художественном отношении искусство. Да и те немногие
художники, драматурги, архитекторы, которые непосредственно откликались
на революционные идеи Просвещения и создавали <<революционные
формы>> в искусстве, появились в самый канун Великой Французской
революции. В общем комплексе настроений эпохи Просвещения ощущалось
гуманистическое начало. Искусство тоже включилось в общие мечтания о
естественном состоянии человека в естественной среде. В противовес
господству застывших классических форм оно искало живые формы. В
живописи видно стремление к непринужденности. На смену величественным музыкальным произведениям, рассчитанным на слушание
в церкви, пришло камерное музицирование, живые интонации и мелодии.
Развивалось садово-парковое искусство естественных английских парков.
Архитектура XVIII в. Более чем когда-либо сосредоточилась на соединении
с природной ландшафтной средой и в загородных дворцовых ансамблях, и
в градостроительных новациях, примеры которых хорошо известны по площадям городов Франции, Англии, Италии и России. На сцене произошел
постепенный переход от условностей и патетики классицистического театра
к естественной игре актеров. Стремление к радости, ощущение прозрения и
освобождения, чувство неиисчерпаемости человеческого духа, стихии жизни
заметны в лучших произведениях искусства XVIII в., принадлежащих к самым
разным стилевым направлениям.
Кроме общепринятых в Европе стилей- барокко и классицизма- в XVIII в.
появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличии
от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного
языка. Во Франции ярче и последовательнее, чем где-либо, развивался
стиль Рококо-от французского слова <<Рокайль>> - раковина, прихотливость
и причудливость форм которой и дала название стилю. Рококо- стилевая
система исключительно
светской культуры, оставившая свой след
в искусстве. Рококо зародилось в
сфере французской
Рокайльная живопись и скульптура сохраняла тесную связь с архитектурным
оформлением интерьера и поэтому имела декоративный характер. Это
интимное искусство, рассчитанное на украшение досуга частного человека,
избегало
обращения к драматическим
угла. Искусство Рококо строилось на асимметрии.
Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков ,инкрустациями , узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии,
выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами,
внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной.
Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто
(1684-1721) –
придворного живописца,
вкусы эпохи. Он изображал искусственный прелестный мир театра и
любовных похождений в сказочной обстановке. Герои Ватто –хорошенькие
живые актрисы в широких шелковых платьях, франты с томными движениями, амуры, резвящиеся в воздухе. Искусство Ватто открывало мир
человеческих чувств. Оно освободилось от напыщенности барокко и отчасти
реабилитировало естественные чувства, что было в духе времени.
Искусство Рококо принесло с собой не только жеманство, оно освободилось
от риторической напыщенности классицизма и обратилось к естественным
чувствам человека. Сила Ватто в том, что и в царстве мечты он изображал
реальные
переживания и чувства
Не все художники, называвшие себя его учениками, обладали этой
глубиной чувств. После смерти Ватто его место при дворе занял Франсуа Буше(1704-1770). Очень искусный мастер, он много работал в области
декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по
фарфору. Слава его быстро росла, произведения усердно раскупались.
Его мифологические и пасторальные сюжеты очень подходили к убранству
рокайльных апартаментов. Буше первый ввел в моду небольшие рисунки
и эскизы, которые раньше художники хранили только для себя. В
произведениях Буше манерность и эротизм эпохи Рококо выразились
с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-материалисты.
Его упрекали за недостаток того, что он не пытался изображать,- за недостаток правды жизни.
Просветители призывали художников заняться изображением быта
третьего сословия. Выразителями этого жанра стали Жан Батист Симеон
Шарден и Жан Батист Грез. Это мирные по своему складу художники,
изображающие натюрморты, уютные жанровые сцены, добронравных
матерей семейств. С трудом верится, что шарденовские женщины
(<<Молитва перед обедом>>,<<Прачка>>,<<Женщина, моющая кастрюли>>)-
Современницы моделей Буше, но именно они представляли подлинную
Францию тех лет. Шардена никогда не тянуло к мифологическим и историческим сюжетам. Художника занимают окружающие его обыкновенные сцены. В его произведениях выступает домашняя сторона
XVIII века. Шарден открыл незнакомую прежде область натюрморта-мир
домашних вещей, окружающих человека. Он пишет медные баки и глиняные
миски с такой же тщательностью и любовью, как придворные портретисты
кружева на камзолах аристократов. И в жанровой живописи Шарден
прославляет уют домашнего быта без патетики и ненужных эффектов,
руководствуясь в своем мастерстве тем же чувством меры и порядка,
которые были жизненным кредо буржуазии.
Выразителем классицизма в живописи стал Жан Луи Давид(1748-1825).
Его картина << Клятва Горациев>>, стала боевым знаменем новых эстетических взглядов. Сюжет из истории Рима (братья Горации дают отцу
клятву верности долгу и готовности сражаться с врагами) стал выражением
республиканских взглядов в революционной Франции. Популярность Давида
была необыкновенной. С 1792 г. он-депутат, а потом и президент Конвента.
Давид пишет воззвания, всюду твердит о том, что искусство рука об руку
должно идти с народным просвещением, должно возбуждать патриотизм,
возвышать и очищать человеческую душу. Он занимался национализацией
произведений искусств и превращения Лувра в национальный музей. Конвент заказывал ему картины, сюжеты которых могли бы поднять патриотический дух Республики. Давид не брал за них денег, как например
за изображение смерти депутата Лепеллетье де Сен-Фаржо. К разряду
подобных композиций принадлежит, может быть, лучшая его картина
<<Убийство Марата Шарлоттой Корде>>. Художник точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке зажато письмо-прошение,
с которым к нему и проникла Шарлотта Корде. Линейная графика и скульптурная трактовка форм делает картину Давида чисто классицистическим произведением. Логические, ясные композиции, резкий