Культура Эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Особое место эпохи, охватывающей конец 17-18 вв., отразилось в полученных ею эпитетах <<Век разума>>,<<Эпоха просвещения>>. Просвещение- необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью ,осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..2
1.Отличительные черты эпохи просвещения…………………………………….3
2.Искусство в XVIII веке Рококо и сентиментализм……………………………11
3.Тестовое задание…………………………………………………………………………….19
4.Заключение………………………………………………………………………………………20
5.Список используемой литературы…………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 63.20 Кб (Скачать файл)

рисунок, отказ  от сложных полутонов делал фигуры Давида похожими на

античные  статуи. Успех картин Давида объяснялся резким контрастом с надоевшей слащавостью идиллических картин рококо. Современников поражала та кажущаяся реальность, которая резко отделяла его трезвые

образы от причудливых фигур Ватто и  Буше. Давид был первым художником,

который попытался воспроизвести археологические подробности в римских

жанрах: одежду, аксессуары, мебель. Благодаря успеху его картин античная

мебель вошла  в моду под именем стиля жакоб(так звали королевского

мебельщика, который работал по эскизам Давида). Именно тогда античный

маскарад  заставил переодеться всю Францию, а потом и Европу.

                Литература XVIII века.

Новые идеи, развивающиеся в произведениях  мыслителей XVIII в.-

философов, историков, естествоиспытателей , экономистов,- жадно

вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе.

Новая атмосфера  общественного умонастроения приводила  к изменению

в соотношении  видов и жанров художественного  творчества. Значение

литературы- <<орудия просвещения>>- по сравнению с другими эпохами

необычайно  выросло. Просветители в своей публицистической деятельности

избрали форму  короткой остроумной брошюры, которую  можно было быстро и дешево издать для самых широких читательских кругов, -

<<Философский словарь>> Вольтера, <<Диалоги>> Дидро.

По сравнению  с литературой предшествующего  столетия, в просветительской литературе происходит существенная демократизация героя, что соответствует общему направлению просветительской мысли.

Герой литературного  произведения в XVIII веке перестает быть "героем" в смысле обладания  исключительными свойствами и перестает  занимать высшие ступени в социальной иерархии. Он остается "героем" только в другом значении слова — центральным действующим лицом произведения. С таким героем может идентифицировать себя читатель, поставить себя на его место; этот герой ни в чем не выше обычного, среднего человека.

Англия XVIII века стала родиной просветительского романа. Роман — жанр, возникший при переходе от Возрождения к Новому времени; этот молодой жанр игнорировался классицистической поэтикой, потому что не имел прецедента в античной литературе и сопротивлялся всем нормам и канонам. Роман направлен на художественное исследование современной действительности, и английская литература оказалась особенно благоприятной почвой для качественного скачка в развитии жанра, каким стал просветительский роман в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, Англия — родина Просвещения, страна, где в XVIII веке реальная власть уже принадлежала буржуазии, и буржуазная идеология имела самые глубокие корни. Во-вторых, возникновению романа в Англии способствовали особые обстоятельства английской литературы, где в течение полутора предыдущих веков постепенно в разных жанрах складывались эстетические предпосылки, отдельные элементы, синтез которых на новой идеологической почве и дал роман.

Философский роман тоже непосредственно возникает  в эпоху просвещения.

Под самосознанием  жанра имеется в виду наличие и способы реализации авторских интенций в рамках текста. Философский роман, изначально является реализацией подобных интенций и представляет собой в той или иной мере организованное игровое поле, где действуют особые жанровые законы. Французский философский роман, при своем самоопределении исходит из трех основных проблемных ситуаций, которые определяют и законы его поэтики. В каждом случае он ориентирован на определенный круг непосредственно заявленных или подразумеваемых философских идей (теорий), но реализация философского содержания может происходить 3-мя

способами:

1) как полемика, т.е. опровержение неких философских  теорий и понятий; 

2) как дискуссия,  т.е. столкновение взаимоисключающих  точек зрения или теорий, имеющее  целью найти истину;

3) как апология  определенной философской теории  или системы.

Памфлет, как  таковой появился тоже в эпоху  просвещения, представлял собой  публицистическое произведение ,цель которого конкретное ,гражданское преимущественно социально-политическое обличение,

обычно небольшое  по объему, предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями,  образностью характеристик, экспрессией  . В эпоху Просвещения Памфлет стал сильным политическим оружием энциклопедистов, а затем деятелей Великой французской революции .

Басня как литературный жанр появилась, созрела и достигла своего наивысшего развития и популярности в XVIII веке в трудах его виднейших представителей. В конце XVIII и в первые годы XIX века все буквально помешались на сочинении басен. Каждый, кто умел срифмовать две строки, пускался писать басни.

                                   Произведения авторов:

Д. Дефо

Дж. Свифт

П. Корнель 

Ф. Шиллер

И. В. Гете

<<Робинзон Крузо>>

<<Путешествия Гулливера>>

<<Вдова>>

<<Разбойники>>

<<Лесной царь>>

<<Всеобщая история пиратства>>

<<Путешествие в Лилипутию>>

<<Мелита>>

<<Коварство и любовь>>

<<Фауст>>

<<Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона>>

памфлет

<<Скромное

предложение>>

<<Сид>>

<<Мария Стюарт>>

<<К теории цвета>>

<<История полковника Джека>>

<<Письма суконщика>>

<<Теодора>>

<<Орлеанская дева>>

<<Страдания юного Вертера>>


XVIII в. принес очень много нового в музыкальное творчество. В XVIII в. музыка встала на уровень других искусств, переживших расцвет еще с эпохи

Возрождения. Рождались музыкальные концепции  светско-образного

содержания, создавались новые формы-фуга, симфония, соната. Иоганн

Себастьян Бах ,Георг Фридрих Гендель, Кристоф Глюк, Франц Йозеф Гайдн,

Вольфгант Амадей Моцарт стоят на вершине музыкального искусства в XVIII в. Эпоха Просвещения создала новую остроту самосознания, новые чувства,

оттенки настроений. Музыка оказалась способной воплотить  и конфликты 

жизни, и  гармоническую ясность. Иоганна  Себастьяна Баха считают непревзойденным  мастером полифонии. Работая во всех жанрах, он написал

около 200 кантат, инструментальных концертов, сочинений  для органа, клавира и др. Баху была особенно близка демократическая  линия немецкой

художественной  традиции, связанная с поэзией и музыкой протестантского

хорала, с  народной мелодией. Через духовный опыт своего народа он ощущал трагическое начало в жизни человека и вместе с тем веру в

конечную  гармонию. Бах- музыкальный мыслитель, исповедующий то же

гуманистическое начало, что и просветители.

Все новое, что  было характерно для прогрессивных  направлений в музыке,

воплотилось в творчестве австрийского композитора  Вольфганта Амадея

Моцарта. Вместе с Францием Йозефом Гайдном он представлял Венскую

классическую  школу. Основным жанром Гайдна была симфония, а Моцарта

- опера. Он  изменил традиционные оперные  формы, внес психологическую

индивидуальность  в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат 20 опер

(<<Свадьба Фигаро>>,<<Дон Жуан>>,<<Волшебная флейта>>), 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый <<Реквием>> , хоровые сочинения. Многогранное творчество

Моцарта связано  с общим характером эпохи Просвещения. Он не был 

революционером  по убеждению, но его гуманизм, его  эстетическое восприятие человеческих эмоций противостояло старому феодальному 

мироощущению.

Гайдн — представитель венской классической школы. Способствовал формированию классических жанров (симфония, соната, концерт для инструмента с оркестром, квартет), форм (прежде всего сонатная форма и сонатно-симфонический цикл), принципов развития (мотивно-тематическая разработка), состава оркестра (так называемый двойной). Сочинения Гайдна характеризуют оптимистический тонус, многогранность содержания, стройность и соразмерность пропорций. Философская глубина сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористических образов. Гайдн опирался на достижения австрийских, немецких , итальянских, французских , чешских мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы многие дивертисменты и струнные трио, которые одновременно явились основой для кристаллизации классического жанра струнного квартета у

Гайдна.

А вот Кристоф Виллибальд Глюк был композитором преимущественно оперным; ему принадлежат 107 опер,  из которых и поныне не сходят

со сцены  «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Авлиде»,

 

«Армида», «Ифигения в Тавриде», Ещё большей популярностью пользуются отдельные фрагменты из его опер, которые давно приобрели самостоятельную жизнь на концертной эстраде: Танец теней (он же «Мелодия») и Танец фурий из «Орфея и Эвридики», увертюры к операм «Альцеста» и «Ифигения в Авлиде» и другие.

Творчество  Глюка является высшим выражением эстетики классицизма, которая уже при  жизни композитора уступала место  зарождавшемуся романтизму. Лучшие из опер Глюка до сих пор занимают почетное место в оперном репертуаре, а его музыка покоряет слушателей своей благородной простотой  и глубокой выразительностью.

 Г. Ф. Гендель - одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий - оперный драматизм К. В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма. Это человек уникальной внутренней силы и убежденности. К      его произведениям можно отнести произведения Пассакалия, Мессия – Аллилуйя (хор из оратории), Сарабанда. Преклонение перед Генделем испытывали все композиторы, как XVIII, так и XIX вв. Генделя боготворил Бетховен. В наше время музыка Генделя, обладающая огромной силой художественного воздействия, получает новое значение и смысл. Ее могучий пафос созвучен нашему времени, он взывает к силе человеческого духа, к торжеству разума, красоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Тестовое задание.

Установите  соответствие между живописцами  и их произведениями:

1.Х. Рембрандт

а.<<Мальчик с собакой>>

2.П. Рубенс

б.<<Даная>>

3.Де Рибера

в.<<Святая Инесса>>

4.Б. Э. Мурильо

г.<<Менины>>

5.А. Ван Дейк

д.<<Союз земли и воды>>

6. Веласкес

е.<<Отдых на пути в Египет>>


 

                                               Ответ:

1.Х. Рембрандт

б.<<Даная>>

2.П. Рубенс

д.<<Союз земли и воды>>

3.Де Рибера

в.<<Святая Инесса>>

4.Б. Э. Мурильо

а.<<Мальчик с собакой>>

5.А. Ван Дейк

е.<<Отдых на пути в Египет>>

6. Веласкес

г.<<Менины>>


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Заключение.

Основная  тенденция культурного развития Европы проявила себя в разных

странах в  национально своеобразных , исторически конкретных формах.

Новый образ  жизни и мышления создавал новый  тип культуры, новое

художественное  видение, которое радикально изменило эстетические

установки художественной деятельности. Условно в искусстве  XVIII в.

выделяют  два этапа. Первый- до середины 1740-50 годов. Он связан с

завершением поздних форм барокко и выделением стилистического направления рококо. Второй этап-возвращение видоизмененных идеалов

классицизма и зарождение предромантического движения и сентиментализма, получивших развитие в следующем столетии.

Именно в  эпоху Просвещения , когда главной ценностью был объявлен

Человек и  его разум, само слово <<культура>> впервые стало определенным,

общепризнанным  термином, о смысле которого рассуждали не только

мыслители века и верхушки образованного общества, но и простая публика. В науке  об обществе в XVIIIв. культура впервые выступила в качестве основы

теоретических концепций понимания истории  развития человечества. Она

стала средством  отбора и группировки исторических явлений, их осмысления.

Постепенно  литература и музыка становились  ведущими видами

искусства. Художественный язык этих форм соответствовал запросам

времени в  эстетическом осознании жизни. В  XVIII в. картина мира впервые

была дана в житейски достоверных образах, в музыке впервые зазвучали

простые человеческие чувства.

Усиливался  обмен идеями и творческими достижениями между

европейскими  странами. В них расширялся круг образованных лиц,

складывалась  национальная интеллигенция.

Французскую революцию, как возвращение человеку его естественных

природных прав, с воодушевлением приветствовало все  образованное

общество  Европы. Новые буржуазные отношения  мало отвечали идеалам

просветителей. В духовной атмосфере испуга, смятения, разочарования,

складывалась  антипросветительская реакция. Культурная жизнь конца века

отражала  эти настроения общества.

Век просвещения  создал свое видение мира, оказавшее  сильное влияние

на последующее  развитие культуры.

 

                       Список используемой литературы.

 

 

    1. Бриггс.Э.,Клэвин.П. Европа Нового и новейшего времени.С 1789 г

            и до наших дней. , Пер. с англ. А.А.Исэрова, В.С.Нестерева.-М:

Информация о работе Культура Эпохи Просвещения