Культура Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

Якобсон В.А.(1977), изучив труды Sonders E., пришел к выводу, что японские острова предположительно начали заселяться приблизительно пять тысяч лет назад. Большая часть населения пришла сюда, по вероятности, из ма¬териковой Азии. Есть возможность различать две этнические струи, состав¬ляющие японский народ: северная обнаруживает неоспоримые связи с наро¬дами, в филологических науках именуемыми урало-алтайскими (племена тун¬гусов, монголов), в то время как южные элементы, вне всякого сомнения, род¬ственны с культурами южных морей. Однако где и когда произошло смешение тех элементов, которые при своем соединении составили японскую, так сказать, «расу», остается неясным.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 136.17 Кб (Скачать файл)

В добавление к упомянутым выше главным  трудам имеется множество произведений того же времени, которые являются хотя и не столь насыщенными, но все же ценными. Основными из них являются: «Когосюи» или «Собрание древних рассказов», норито, или ритуальные моления, фудоки, или описание провинций, и «Манъесю», великое собрание поэзии VIII века.

«Когосюи» составил в 807 году Имбэ-но Хиронари. Он писал свое произведение в пику враждебному роду Накатоми, который в ущерб роду Имбэ захватил большую власть в вопросах ритуала. По большей части книга содержит тот же материал, что и «Кодзики», но, тем не менее, не составляет систематического свода мифов, а, скорее, представляет собой собрание преданий, опущенных иногда в более ранних книгах, но сохранившихся в роде Имбэ.

Официальные богослужения норито, относящиеся, может быть, еще к VII веку, включены в более позднее сочинение  – «Энги-сики», или «Обряды периода  Энги» (901-923), завершенное в 927 году. Некоторые  ученые утверждают, что в этих молитвах встречаются формулы глубокой древности и можно думать, что они старше записей, зафиксировавших их, по крайней мере, на несколько столетий. В настоящее время трудно определить, каким изменениям подверглись норито в руках составителей «Энги-сики», но представляется вполне вероятным, что некоторые элементы в этих молитвах содержатся.

Среди источников «второго порядка» самыми важными являются, пожалуй, фудоки, или географические описания. Согласно указу от 713 года, записи, составленные по провинциям, должны были быть представлены для ознакомления центральному правительству в виде детальных описаний провинций. Этнография, флора, фауна, легенды, этимология названий местностей, – короче говоря, почти исчерпывающий свод данных, основанных на местной традиции. Из многих фудоки, существовавших в то время, до нас дошли только описания провинций Харима, Хитати, Хидзэн, Бунго и Идзумо, причем только последнее сохранилось полностью. Окончено оно было в 733 году. Большое количество фрагментов утерянных ныне фудоки сохранились в виде цитат в позднейших сочинениях. В целом этот вид литературы явился богатым источником по мифологии и фольклору различных провинций.

Первой японской антологией поэзии является «Манъёсю». Эта книга, собранная  воедино вскоре после 760 года, составлена из маленьких фольклорных и авторских стихотворений, наиболее ранние из которых восходят к IV веку, а подавляющее их большинство написано начиная со второй половины VIII века. Большинство из этих стихотворений написаны в жанре танка.

Зарождение повествовательной  литературы относится к середине IX века, когда появилась повесть  «Такэтори-моногатари», состоящая из ряда новелл, вставленных в обрамляющую. В ней использованы фольклорные и литературные сюжеты, герои которых наделены чудесными и реально-бытовыми чертами. В X-XI веках под совокупным воздействием культовых традиций синтоизма и учений некоторых сект буддизма складывается эстетическая категория моно-но аварэ («печальное очарование вещей»), наложившее отпечаток на все последующее развитие культуры и литературы Японии. В художественном описании была важна, в первую очередь, эмоциональная реакция лирического героя на природные явления, воспевалась способность к быстрому и тонкому чувствованию эстетического сигнала. Большая часть произведений создавалась придворной аристократией. В X веке из сочетания стихотворного экспромта и прозаического введения к нему возник особый вид насыщенной стихами прозы, первым образцом которой является «Исэ-моногатари», а затем дневниково-мемуарная литература (никки). Со второй половины X века в литературе выделяется так называемый женский поток, хронологически охватывавший около полутора столетий. Особое место в нем занимали никки: «Дневник путешествия из Тоса», написанный поэтом Цураюки Кино (882-946) от имени женщины; дневники писательниц Митицуна-но Хаха (935?-995), Идзуми Сикибу (974-1036) и другими. На рубеже X-XI веков было создано первое произведение в жанре дзуйхицу (эссе) – «Записки у изголовья» писательницы Сэй Сенегон (ок. 966-?). Генетически первые дзуйхицу связаны с никки, однако почти лишены стихотворного элемента. Они, помимо дневниковых записей содержат описания природы, рассуждения автора, небольшие новеллы и т.п.

Просвещение.

Первые школы в Японии появились  в VI веке при буддийских монастырях. В начале VIII века был принят первый законодательный акт по народному образованию, согласно которому была сделана попытка создать систему государственных школ (столичных и провинциальных). В них юноши из высших сословий изучали китайскую классику, философию, законы, историю, математику. Эти школы просуществовали недолго и в период усиления феодальной раздробленности пришли к упадку.

Таким образом, анализ литературных данных позволяет сделать вывод, что  изучение философии, религии, мифологии, изобразительного творчества древней  Японии является важной задачей современной  культурологии и не теряет актуальности в настоящее время.

Последовательное изучение культуры древней Японии позволяет открыть некоторые неизвестные страницы этого периода.

Исследования каждой культуры могут  проводиться по периодам, которые ярко отображают все стороны жизни народа.

 

Заключение

Суровые природные явления, от которых  напрямую зависели жизни людей на Японских островах, вызывали у древних  обитателей страх. Их высшие божества олицетворяли собой природные явления. Затем, после прошествия некоторого периода времени, в Японии появилось  учение, которое говорило о том, что  если человек не будет жить в гармонии с природой, она не пощадит человека. Практически все первые храмы  в Японии были построены из дерева, так как дерево считалось японцами “живым”, “говорящим” материалом, принадлежащим природе. Камень же, по представлениям японцев, материал “мертвый”, “молчаливый”. Но в природе японцы видели не только угрозу, но и прелесть всего живого. Японцы понимают, что  в природе, кроме человеческих творений, нет места негармоничному. Все  в природе находится в гармонии, и лишь человек способен сотворить  дисгармонию. Следовательно, человек  должен жить в гармонии с окружающим его миром живой природы. Природа  также являлась предметом любования  и созерцания. Японцы создавали строения для созерцания природных пейзажей. Они сами же пытались и сотворить  с помощью природы красоту, немного  посостязаться с ней. Все строения, произведения искусства имели в  качестве украшения природные орнаменты, пейзажи; во всем присутствовал природный  мотив. А более всего в Японии ценились только те вещи, которые были изготовлены человеком вручную  и из “живого” материала: глины, дерева.

Очень сильными оказались и традиции в японском искусстве. Ведь столько  веков прошло, а японцы хранят верность стилям. Произведения искусства японских мастеров не только хранят верность стилям, но и всегда имеют в себе то новое, что нет ни у одного другого  произведения искусства. В японском искусстве нет места штампам, шаблонам. В нем, как и в природе  нет двух совершенно одинаковых творений. И даже сейчас произведения искусства  японских мастеров нельзя спутать с  произведениями искусства других стран. В японском искусстве время замедлило свой ход, но оно не остановилось. В японском искусстве традиции далекой древности дожили до наших дней.

 

Приложение.

 

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3




 

 

Рис.4

 

Рис. 1. Алтарь Тамамуси. Роспись боковой  створки сокровищницы (Ходо-дэн) монастыря  Хорюдзи. Живопись на лаке. VII в. Фрагмент.

Рис. 2. «Богиня Кваннон». Позолоченное дерево. VI-VII вв. Монастырь Хорюдзи.

Рис. 3. Фигурка. Глина. VI век до н.э. Собрание Ямадзаки. Токио.

Рис. 4. г. Монастырь Тодайдзи.

 

Список использованной литературы:

  1. Гореляд, Гривнин. Япония: идеология, культура, литература. М.,1989.
  2. Тихонравов Ю.В. Религии мира. М.,1996.
  3. Токарев С.А. Мифы народов мира. М.,1997.
  4. Якобсон В.А. Мифологии древнего мира. М.,1977.
  5. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. М.: «Советская Энциклопедия»,1978.

 

Оглавление.

Введение.................................................................................1

Изобразительное творчество и архитектура.............................1

Мифология..............................................................................7

Религия.................................................................................12

Литература............................................................................14

Просвещение.........................................................................18

Заключение...........................................................................18

Приложение...........................................................................20

Список  использованной литературы......................................22




Информация о работе Культура Японии